РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2011 года
Климовский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьиВаренышева М.Н.
При секретареГерасимовой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яркина О.В. к Министерству социальной защиты населения <адрес>, Климовскому управлению социальной защиты населения о признании пострадавшим от действий Семипалатинского полигона, обязании включить в реестр для получения удостоверения,
У С Т А Н О В И Л:
Яркин О.В. обратился в суд с иском к Климовскому управлению социальной защиты населения о признании пострадавшим от действий Семипалатинского полигона, обязании включить его в реестр для получения удостоверения единого образца, мотивируя свои требования тем, что родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в зоне чрезвычайного радиационного риска с дозой воздействия на населения свыше 100 бэр и течение 16 лет до ДД.ММ.ГГГГ, подвергался радиационному воздействию. Родители истца подверглись радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получили дозу облучения свыше 25 бэр, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ им были выданы соответствующие удостоверения СП № и СП №. ДД.ММ.ГГГГ он, истец, обратился в Климовское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> с заявлением о внесении его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения единого образца, подтверждающее право на получение льгот и компенсаций, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», однако получил отказ, который был мотивирован тем, что вышеназванный закон распространяется на граждан, проживающих в 1949-1963 г. в населенных пунктах РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а так как истец проживал в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, действие вышеуказанного Закона на истца не распространяется, а представленная истцом справка о получении определенной суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения не может рассматриваться как документ, подтверждающий получение определенной суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения истцом, поскольку не соответствуют требованиям Российского законодательства.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Климовского управления социальной защиты населения, Министерства социальной защиты населения <адрес> в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения.
Привлеченный к участию в деле по инициативе суда в качестве ответчика Представитель Министерства социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате и времени слушания дела \л.д.№\.
Суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя ответчика Министерства социальной защиты населения <адрес>, надлежаще извещенного о дате и времени слушания дела, не просившего об отложении дела слушанием и не представившего доказательств уважительности причин своего отсутствия.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно ФЗ №2-ФЗ от 10.01.2002 года (в редакции ФЗ от 27.12.2009 N 376-ФЗ) «О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, данный статус лица определяется с учетом положений Конституции РФ объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний.
В соответствии со ст. 1 вышеназванного Федерального закона гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии ст.5 Федерального закона №2-ФЗ от 10.01.2002 года (в редакции ФЗ от 27.12.2009 N 376-ФЗ) «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено в судебном заседании: истец Яркин О.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Казахстана \л.д.13\; в свидетельстве о рождении в качестве родителей указаны Яркин В.Д. и Яркина Г.Е. \л.д.16\; родители истца – Яркин В.Д. и Яркина Г.Е., имеют удостоверения граждан, проживавших в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ гг. \л.д.15\; ДД.ММ.ГГГГ Яркину О.В. Департаментом труда и социальной защиты населения <адрес> Казахстан в <адрес> выдано удостоверение, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигонное, данное удостоверение выдано бессрочно и действительно на всей территории <адрес> \л.д.11\. Согласно справки военного комиссариата Яркин О.В. с родителями проживал в птг <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ \л.д.21\. Также из представленной истцом справки по месту жительства следует, что он \Яркин О.В.\ действительно проживал в населенном пункте <адрес> ВКО, расположенного на территории Долонского с/о <адрес> вблизи Семипалатинского ядерного полигона в зоне чрезвычайного радиационного риска с дозой воздействия на население свыше 100 бэр. В период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. \л.д.22\.
ДД.ММ.ГГГГ Климовским управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> Яркину О.В. отказано во включении в реестр для получения удостоверения граждан, пострадавших от действий Семипалатинского полигона \л.д.9-10\.
При этом, отказывая истцу в удовлетворении требований, суд исходил из исходил из следующего.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 года № 960-П разъяснено, что часть первая статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые проживая в населенном пункте, не включенном Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 с3в (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 07 августа 1962 года.
Таким образом, законодательством Российской Федерации для приобретения права на меры социальной поддержки, установленные для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, необходимо не только проживание в населенном пункте, включенном в соответствующий перечень, а именно получение лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 с3в (бэр) в период его проживания в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно разделу 1 Перечня населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 356-р от 15 марта 1995 года, вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года население населенного пункта Чаган Бескарагайского района Семипалатинской области получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 с3в.
В силу п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 г. №634 отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
По смыслу указанных выше норм следует, что законодателем одним из обязательных условий для предоставления гражданам мер социальной поддержки является проживание в 1949 – 1963 гг. в определенных населенных пунктах, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни.
При том, что как установлено в судебном заседании истец родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Казахстана и до ДД.ММ.ГГГГ совместно с родителями проживал в <адрес>, пострадавшем в результате ядерного испытания ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, истец на момент проведения ядерных испытаний ДД.ММ.ГГГГ в населенном пункте <адрес> не проживал, а родился и жил там значительно позже даты проведения соответствующих ядерных испытаний. При этом, никаких объективных доказательств, свидетельствующих о получении истцом, проживавшим в населенном пункте Чаган в ДД.ММ.ГГГГ годах, суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 с3в (бэр) от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, суду представлено не было.
Кроме того, включение того или иного населенного пункта в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, само по себе не является безусловным свидетельством получения конкретным лицом, не проживавшим в соответствующем населенном пункте на момент проведения ядерных испытаний, суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), так как уровень радиационного воздействия в результате радиоактивных выпадений с течением времени объективно изменялся, в связи с чем факт того, что лица, прибывшие в соответствующий населенный пункт после проведения ядерных испытаний, получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), подлежит установлению с учетом результатов специальных научных исследований, послуживших основанием для официального определения доз облучения жителей населенных пунктов, пострадавших от ядерных испытаний, проведенных на Семипалатинском полигоне.
Выданное истцу в <адрес> удостоверение о праве на меры социальной поддержки не может иметь правового значения в данном споре, поскольку указанный документ выдавался Яркину О.В. иностранным государством в соответствии с национальным законодательством.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, которые бы объективно подтверждали, что в период проживания в населенном пункте, включенном в соответствующий перечень, истцом была получена суммарная (накопленная) доза облучения, превышающая 5 сЗв (бэр), не представлено.
Учитывая, что законодателем определены обязательные условия для предоставления гражданам мер социальной поддержки, которые в данном случае материалами дела не подтверждены, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Учитывая изложенное руководствуясь ст.ст.1, 5 Федерального закона №2-ФЗ от 10.01.2002 года (в редакции ФЗ от 27.12.2009 N 376-ФЗ) «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Яркина О.В. к Министерству социальной защиты населения <адрес>, Климовскому управлению социальной защиты населения о признании Яркина О.В. пострадавшим от действий Семипалатинского полигона и обязании включить его в реестр для получения удостоверения, подвергшегося радиационному воздействию, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Климовский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий: