Решение суда (дело № 2-449/11)



                                                         РЕШЕНИЕ

                                      Именем Российской Федерации

25 августа 2011г. Климовский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Орфановой Л.А.

при секретаре Буздалиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Климовска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Град» о признании незаконными действий по установке рекламных конструкций, обязании устранить нарушения требований ГОСТа при размещении рекламных конструкций,

                                                установил:

Прокурор г.Климовска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Град» о признании незаконными действия ответчика по установке рекламных конструкций – рекламных щитов с адресами размещения: <адрес>; <адрес>; <адрес>; обязании ответчика устранить нарушения требований п.5.10, 6.1. ГОСТа Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» при размещении указанных рекламных конструкций, мотивируя свои требования тем, что рекламный щит с адресом размещения: <адрес> нарушение требований ГОСТа расположен ближе 5 метров от бровки земляного полотна автомобильной дороги и не имеет маркировку с указанием рекламораспространителя и номера телефона; рекламные щиты с адресом размещения: <адрес> расположены ближе 50 метров в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечения автомобильных дорог и улиц в одном уровне \л.д.2-13\.

В настоящем судебном заседании прокурор, уточнил исковые требования в части, касающейся размещения рекламной конструкции по адресу: <адрес> просит суд обязать ответчика устранить нарушения п.6.1. вышеуказанного ГОСТа путем демонтажа данной конструкции или ее переноса, пояснив, что указанный рекламный щит первоначально был установлен в соответствии с требованиями ГОСТа, однако, в результате работ по реконструкции (уширению) <адрес> оказался расположен ближе 5 метров от бровки земляного полотна автомобильной дороги, в связи с чем ответчик обязан был принять меры по переносу рекламного щита с учетом требований ГОСТа или его демонтажу, чего сделано не было;     в остальной части заявленные требования оставляет без изменения, указав, что устранение нарушений требований п.6.1. ГОСТа может выражаться как в переносе рекламных конструкций в соответствии с требованиями ГОСТа, так и в их демонтаже.

Представитель ООО «Град» возражает против заявленных требований по тем основаниям, что установка рекламных конструкций осуществлена на основании выданных в установленном порядке разрешений на установку рекламных конструкций и в том месте, как это указано в данных разрешениях, которые до настоящего времени не отменены и недействительными не признаны.

Судом к участию в деле в качестве 3-х лиц были привлечены Управление архитектуры и градостроительства г.Климовска и ОГИБДД МУ МВД РФ «Подольское» \л.д.29\.

3-е лицо – представитель Управления архитектуры и градостроительства г.Климовска в настоящем судебном заседании возражает против заявленных требований по тем основаниям, что установка ответчиком рекламных конструкций осуществлялась на основании разрешений, выданных УАиГ, по согласованию с ОГИБДД и Управлением «Мосавтодор».

3-е лицо – представитель ОГИБДД МУ МВД РФ «Подольское» поддерживает заявленные требования, пояснив, что выданные ответчику и согласованные в том числе с ОГИБДД разрешения на установку рекламных конструкций не содержат в себе указания на точное место расположения рекламных конструкций, данные разрешения содержат в себе адресный ориентир, при этом установка рекламных конструкций в пределах адресного ориентира должна была осуществляться с учетом Технических условий, выданных Управлением «Мосавтодор», и требований ГОСТа, о чем указано и в письме ОГИБДД о согласовании размещения рекламных конструкций, однако, при установке рекламных конструкций с адресом размещения: <адрес> требования ГОСТа, Технические условия, выданные Управлением «Мосавтодор» выполнены не были; рекламная конструкция с адресом размещения: <адрес> настоящее время находится ближе 5 метров от бровки земляного полотна автомобильной дороги в результате проведения работ по расширению проезжей части <адрес>.

Суд, выслушав объяснения сторон, 3-х лиц, изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства г.Климовска ответчику были выданы разрешения на установку рекламных конструкций, а именно: рекламного щита размером 3,00 м x 6,00 м с указанием адреса рекламного места: <адрес> (справа); рекламного щита размером 3,00 м х 6,00 м с указанием адреса рекламного места: <адрес>; рекламного щита размером 3,00 м х 6,00 м с указанием адреса рекламного места: <адрес> на срок до ДД.ММ.ГГГГ; из содержания данных разрешений также следует, что они согласованы с Управлением «Мосавтодор» при условии выполнения Технических условий № 4-902 от 24.04.2007г. в отношении рекламных щитов по адресу: <адрес> Технических условий № 52\406 от 07.03.2007г. в отношении рекламного щита по адресу: <адрес>; согласование с ОГИБДД Подольского УВД от ДД.ММ.ГГГГ имело ссылки на письмо № 73\1761 \л.д.16,17,19,20,23,24\.

При этом, согласно Технических условий № 4-902 от 24.04.2007г. (оформленных первоначально на МУП «Град» и переоформленных на ООО «Град» ) \л.д.63,63 об\, размещение средств наружной рекламы по <адрес> должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 520440-2003 «Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения»; рекламные конструкции расположить на расстоянии не менее 5 метров от бровки земляного полотна (бордюрного камня); рекламные конструкции не должны размещаться в одном створе с дорожными знаками, на расстоянии не менее 50 метров от пересечений и пешеходных переходов ; Технические условия № 52\406 от 07.03.2007г. также содержат требования об установки рекламных щитов в соответствии с требованиями вышеуказанного ГОСТа \л.д.64, 64 об.\; ОГИБДД согласовал ответчику установку рекламных конструкций при условии выполнения требований ГОСТа Р 52044-2003 \л.д.65\.

Вместе с тем, согласно представленных прокурором актов проверок от ДД.ММ.ГГГГ, проведенных совместно с государственным инспектором дорожного движения ГИБДД УВД по г.Подольску и Подольскому муниципальному району, рекламная конструкция, расположенная по адресу: <адрес>, в нарушение п.6.1. ГОСТ Р 52044-2003 находится на расстоянии 3 метра 35 см от бровки земляного полотна автомобильной дороги; рекламная конструкция, расположенная по адресу: <адрес>, в нарушение п.6.1. вышеуказанного ГОСТа находится на расстоянии 20 метров от пешеходного перехода, расположенного на пересечении улиц <адрес> и <адрес>, на расстоянии 45 метров от пешеходного перехода, расположенного на <адрес> и <адрес>, на расстоянии 32 метров от пешеходного перехода, расположенного на <адрес> напротив <адрес>; рекламная конструкция, расположенная по адресу: <адрес>, в нарушение п.6.1. вышеуказанного ГОСТа находится на расстоянии 18 метров от пешеходного перехода \л.д.14, 18,21\.

Представитель ОГИБДД в настоящем судебном заседании подтвердил вышеуказанные факты, указав при этом, что перечисленные пешеходные переходы существовали и на момент установки ответчиком рекламных конструкций.

Представитель ответчика сведения, изложенные в актах проверок, не отрицает; не представлено ответчиком и каких-либо доказательств, опровергающих доводы представителя ОГИБДД о наличии пешеходных переходов в местах установки рекламных конструкций на момент установки.

Общие требования к рекламе, в том числе к ее содержанию и размещению, закреплены Федеральным законом от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктом 3 части 4 ст.5 которого реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

Постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004 № 4 (зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2004 № 5546) признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, в том числе и ГОСТ Р 52044-2003 Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения, принятый и введенный в действие Постановлением Госстандарта РФ от 22.04.2003 № 124-ст)

Установленные ГОСТ Р 52044-2003 правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, поэтому соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, в связи с чем ГОСТ Р 52044-2003 является обязательным для исполнения.

В соответствии с п.6.1. ГОСТ Р 52044-2003 (в действующей редакции от 24.03.2009г.), средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:

- в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах;

- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах.

Аналогичные положения содержались в п.6.1. настоящего ГОСТа в редакции, действовавшей на момент выдачи ответчику разрешения на установку рекламных конструкций.

Таким образом, в судебном заседании нашли свое подтверждение те обстоятельства, что при размещении рекламных конструкций по адресу: <адрес> ответчиком нарушены обязательные для исполнения требования ГОСТа Р 52044-2003 г. «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», поскольку вопреки требованиям п. 6.1 ГОСТа рекламные конструкции размещены на расстоянии менее допустимых 50 метров от пешеходных переходов, в связи с чем действия ответчика по установке данных рекламных конструкций подлежат признанию незаконными.

Рекламная конструкция по адресу: <адрес> нарушение требований п.6.1. вышеуказанного ГОСТа в настоящее время находится на расстоянии менее допустимых 5 метров от бровки земляного полотна автомобильной дороги.

Изложенное в свою очередь свидетельствует о несоответствии рекламных конструкций требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта, что в соответствии с пп. 5 п.20 ст.19 ФЗ «О рекламе» является основанием для признания недействительным разрешения на установку рекламной конструкции.

При этом, в силу п.21 ст.19 ФЗ «О рекламе», в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным, владелец рекламной конструкции, либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.

С учетом вышеуказанных положений ФЗ «О рекламе», предусматривающих признание недействительными разрешений на установку рекламных конструкций в случае несоответствия рекламных конструкций требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта с последующим их демонтажем, суд считает возможным выйти за пределы заявленных требований и признать недействительными разрешения на установку рекламных конструкций – рекламных щитов размерами 3,00 м x 6,00 м с адресами размещения: <адрес> (справа), <адрес>, выданные ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства <адрес> с ограниченной ответственностью «Град», с одновременным обязанием ответчика демонтировать указанные рекламные конструкции.

Удовлетворяя заявленные требования, суд также учитывал и те обстоятельства, что в вышеуказанных разрешениях отсутствуют сведения о точном месте размещения рекламных конструкций, а содержатся лишь адресные ориентиры, что подтвердил в судебном заседании и представитель Управления архитектуры и градостроительства <адрес>; в разрешениях на установку рекламных конструкций по <адрес> отсутствуют сведения о месте размещения рекламных конструкций по отношению к имеющимся на проезжей части дороги пешеходным переходам; таким образом разрешения на установку рекламных конструкций выданы с нарушением требований ГОСТа Р 52044-2003 и нарушают законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку создают угрозу безопасности дорожного движения.

То обстоятельство, что рекламная конструкция по адресу: <адрес> настоящее время находится на расстоянии менее допустимых 5 метров от бровки земляного полотна автомобильной дороги вследствие проведения работ по реконструкции (уширению) <адрес> \л.д.56\, само по себе не может служить основанием к отказу в иске в указанной части, поскольку факт нарушения п.6.1. ГОСТа Р 52044-2003 в данном случае подтверждается; ГОСТ не содержит в себе каких-либо исключений относительно места размещения рекламных конструкций в связи с проведением реконструкции автодорог; кроме этого п.10 Технических условий № 4-902 от 24.04.2007г. устанавливает, что при проведении на автодороге и в полосе отвода ремонтных работ, демонтаж и перестановка рекламной конструкции осуществляется за счет рекламодателя.

Учитывая изложенное,       руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                             решил:

Исковые требования прокурора г.Климовска удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО «Град» по установке рекламных конструкций – рекламных щитов размерами 3,00 м х 6,00 м с адресами размещения: <адрес>; <адрес>.

Обязать ООО «Град» демонтировать следующие объекты наружной рекламы и информации:

- рекламную конструкцию – рекламный щит размером 3,00 м x 6,00 м с адресом размещения: <адрес> (справа);

- рекламную конструкцию – рекламный щит размером 3,00 м х 6,00 м с адресом размещения: <адрес>;

- рекламную конструкцию – рекламный щит размером 3,00 мх 6,00 м с адресом размещения : <адрес>.

Признать недействительными:

- разрешение на установку рекламной конструкции – рекламного щита размером 3,00 м x 6,00 м с адресом размещения: <адрес> (справа), выданное ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства г.Климовска Обществу с ограниченной ответственностью «Град»;

- разрешение на установку рекламной конструкции – рекламного щита размером 3,00 м x 6,00 м с адресом размещения: <адрес>, выданное ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства г.Климовска Обществу с ограниченной ответственностью «Град»;

- разрешение на установку рекламной конструкции – рекламного щита размером 3,00 м x 6,00 м с адресом размещения: <адрес>, выданное ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства г.Климовска Обществу с ограниченной ответственностью «Град».

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Климовский городской суд.

                 Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200