РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2011 г. Климовский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Свитлишиной О.С.
С участием прокурора Архипова В.В.
При секретаре Лаврухиной М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к А. городского округа Климовск М. <адрес> о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по обеспечению нуждающихся детей, состоящих в очереди по зачислению в дошкольные образовательные учреждения, местами в указанных учреждениях, обязании увеличить число дошкольных образовательных мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к А. городского округа Климовск М. <адрес> о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по обеспечению нуждающихся детей, состоящих в очереди по зачислению в дошкольные образовательные учреждения, местами в указанных учреждениях, обязании увеличить число дошкольных образовательных мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования не менее чем на 143 в течение одного года со дня вступления решения в законную силу,мотивируя свои требования тем,что по поручению прокуратуры М. <адрес> прокуратурой <адрес> проведена проверка по исполнению законодательства об обеспечении права несовершеннолетних на получение дошкольного образования,в ходе которой было установлено,что в настоящее время количество нуждающихся в получении места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях составляет 793 человека; в 2011 г. получили отказ в предоставлении места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях 108 человек;в 2012 году планируется выдать 650 путевок,в связи с чем,в 2012 году не менее чем 143 ребенка будут лишены права на получение дошкольного образования.Вместе с тем,в городском округе Климовск сохраняется тенденция к улучшению демографической ситуации,строительство новых жилых домов требует расширения сети дошкольных образовательных учреждений.Подобная ситуация свидетельствует о том,что А. городского округа Климовск не осуществляется достаточных мероприятий по реализации социальной политики в части обеспечения общедоступного бесплатного дошкольного образования.Подобное бездействие влечет нарушения ряда норм международного и внутригосударственного права.
В настоящем судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме, на их удовлетворении настаивал.
Представитель А. <адрес> в судебном заседании иск не признал, пояснив, что со стороны А. никакого бездействия в части непринятия мер по обеспечению нуждающихся детей, состоящих в очереди по зачислению в дошкольные образовательные учреждения, местами указанных учреждениях, нет. Напротив, А. приняты все усилия для увеличения дошкольных образовательных мест в <адрес>.
Представитель третьего лица – Управления образования А. <адрес> М. <адрес>, дала пояснения аналогичные пояснениям представителя ответчика.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно ст. 43 Конституции РФ важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное. Государство и муниципальные образования, исходя из международного и конституционного требования общедоступности дошкольного образования, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, что предусматривает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, - многоплановую роль публичной власти в этой сфере.
Обеспечение доступности и бесплатности дошкольного образования обусловлено наличием у государства социальной функции, которая, в свою очередь, предопределяет социальную детерминацию финансовой деятельности.
Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу дошкольного образования, и в связи с этим – распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований, являются нормы Конституции РФ, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий.
В силу ст. 7, 71, 75, 114, 132 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболееполного финансирования публично – правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 43 (часть 2) и 38 (часть 1).
В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 10.07.92 №3266-1 «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений – ч. 3 ст. 18 данного закона.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособленное или приобретение которого связано с целями образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно – профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения, назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.
Целями государственной политики в интересах детей в соответствии с положениями ФЗ от 24.07.98 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» является осуществление их прав, предусмотренных Конституцией РФ, содействие интеллектуальному, физическому психическому и нравственному развитию ребенка.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.03 №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения.
Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса РФ содержание муниципальных учреждений является расходными обязательствами муниципальных образований.
Государственная политика в данной сфере является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни.
Судом установлено, что на территории муниципального образования «<адрес> Климовск» находятся десять дошкольных образовательных учреждений. Количество детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях составляет 2370; количество нуждающихся в получении места с ДД.ММ.ГГГГ в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях составляет 793 человека,из них 685 человек получили путевки (направления) в МДОУ с ДД.ММ.ГГГГ; получили отказ в предоставлении места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с ДД.ММ.ГГГГ108 человек, планируется выдать в 2012 г. 650 путевок; при этом открыты дополнительные группы в ДОУ: 2009 г. – 2 группы на 30 мест, 2010 г. – 2 группы на 35 мест; ДД.ММ.ГГГГ открыты две дополнительные группы на 50 мест (МДОУ №19 «Золушка», МДОУ №5 «Радуга»); с ДД.ММ.ГГГГ планируется открытие дополнительной группы в МДОУ №15 «Сказка» на 20 мест.В настоящее время строительство ДОУ на территории города не ведется /л.д. 6,15/.
При этом, как следует из письма Г. <адрес> за №1-23/591 от ДД.ММ.ГГГГ, /приложение №1/, адресованного на имя Министра финансов П. М. <адрес>, софинансирование расходных обязательств муниципальных образований на осуществление бюджетных инвестиций в детские дошкольные учреждения в рамках формирования проекта бюджета М. <адрес> на 2012 г., складывается следующим образом: общее количество планируемых к вводу мест в ДОУ в 2012 г. – 75 мест, общая сумма планируемых затрат в 2012 г. – 67,5 млн. руб. /л.д. 16, 17/.
Из письма Г. <адрес> за №1-21/497 от ДД.ММ.ГГГГ, /приложение 1,2,3/, адресованного на имя Министра образования П. М. <адрес>, следует, что эксплуатация дошкольных образовательных учреждений в 2012 -2014 г.г. с учетом софинансирования для подготовки долгосрочной целевой программы М. <адрес> «Развитие дошкольного образования в М. <адрес> в 2012 – 2014 г.г.» складывается следующим образом: общее количество планируемых к вводу мест в ДОУ в 2012 г. – 75 мест, общая сумма планируемых затрат в 2012 г. – 67,5 млн. руб.; общее количество планируемых к вводу мест в ДОУ в 2013 г. – 100 мест, общая сумма планируемых затрат в 2013 г. - 81,0 млн. руб.; общее количество планируемых к вводу мест в ДОУ в 2014 г. – 205 мест, общая сумма планируемых затрат в 2014 г. – 167, 0 млн. руб. /л.д. 18,19,20,21/.
Кроме того, как следует из письма Заместителя Г. А. <адрес> за №1-23/257 от ДД.ММ.ГГГГ на имя Министра образования П. М. <адрес> и письма Г. <адрес> за №1-23/210 от ДД.ММ.ГГГГ, на имя Г. М. <адрес>, А. <адрес> просила рассмотреть вопрос о выделении в 2011 году городскому округу Климовск субсидии из бюджета М. <адрес> на софинансирование расходов на выполнение работ по капитальному ремонту здания дошкольного образовательного учреждения №1 «Ручеек», расположенного по адресу: М. <адрес>- б, общую сумму необходимых средств – 65000 рублей, согласно проектно – сметной документации, составленной в ценах по состоянию на октябрь 2008 г. /л.д. 22,23, 24,25/; Постановлением П. М. <адрес> за №923/35 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении долгосрочной целевой программы М. <адрес> «Развитие дошкольного образования в М. <адрес> в 2012 – 2014 годах», вступающем в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения государственных гарантий прав каждого ребенка на качественное и доступное дошкольное образование, планируется выделение из средств бюджета М. <адрес> в 2012 – 2014 г.г. – 157, 500 рублей, из средств муниципального бюджета в 2012 – 2014 г.г. – 17, 500 руб. /л.д. 79-80/.
Вместе с тем, ранее А. <адрес> также принимались меры по включению в проект бюджета М. <адрес> на 2010 г. выделения городскому округу Климовск субсидии из бюджета М. <адрес> на софинансирование расходов на выполнение работ по капитальному ремонту здания дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) №1 «Ручеек», расположенного по адресу: М. <адрес>-б, общая сумма необходимых средств составляла 65 000 рублей, согласно проектно – сметной документации, составленной в ценах по состоянию на октябрь 2008 г. /л.д. 29,30,31,32,33,34/;
В 2008 г. в соответствии с Планом по развитию сети детских дошкольных учреждений М. <адрес>, согласованным с Г. М. <адрес> городскому округу Климовск были предусмотрены средства на капитальный ремонт детского сада «Ручеек» на 2009 г. в сумме 40 000 рублей, что подтверждается письмом заместителя Председателя П. М. <адрес> – Министра финансов П. М. <адрес> за №1001-17/1532 от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 37/.
Письменным обращением Начальник Управления образования за №556 от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным на имя Министра образования П. М. <адрес> просил дать заключение о необходимости открытия нового муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» в районе «Гривно» на 80 мест. ДД.ММ.ГГГГ Министр образования П. М. <адрес>, поддержал обращение Г. <адрес> и подтвердил необходимость неотложного открытия нового муниципального детского дошкольного образовательного учреждения в мкр. «Гривно» <адрес> /л.д. 46,47/. ДД.ММ.ГГГГ письменным обращением Г. <адрес>, просил Г. М. <адрес> рассмотреть возможность выделения из бюджета М. <адрес> 25 млн. руб. для открытия в <адрес> нового муниципального детского дошкольного образовательного учреждения; ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Г. М. <адрес> городском округу Климовск М. <адрес> из резервного фонда Г. М. <адрес> на непредвиденные расходы выделена денежная сумма в размере 1 000,0 тыс. рублей на безвозмездной безвозвратной основе для финансирования работ по подготовке проектно – сметной документации на проведение капитального ремонта муниципального здания, расположенного по адресу: <адрес> – Б /л.д. 45,48/.
Кроме того, письменным обращением Г. <адрес> за №533ф от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным на имя Министра строительства П. М. <адрес>, сообщил предложения, о том, что в связи с существующим дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях, А. <адрес> считает целесообразным в 2012 г., 2013 г. в рамках программы М. <адрес> «Развитие дошкольного образования в М. <адрес> в 2012 – 2014 годах» осуществить реконструкцию объектов капитального строительства – 2012 г. здание муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка – детский сад №18 «Аленький цветочек», путем строительства пристройки к основному зданию, ориентировочной площадью 400,00 кв.м., что позволит увеличить вместимость ДОУ на 50 мест /2 группы и вспомогательные помещения для организации воспитательно-образовательного процесса/ - 2013 г. здание муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка – детский сад №19 «Золушка», путем строительства пристройки к основному зданию ориентировочной площадью 700, 00 кв.м., что позволит увеличить вместимость МБДОУ на 90 мест /4 группы и вспомогательные помещения для организации воспитательно – образовательного процесса/, в связи с чем, А. <адрес> просила оказать содействие в реконструкции вышеупомянутых зданий детских дошкольных образовательных учреждений /л.д. 54,55/.
На основании приказа директора МУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» Управления образования А. <адрес> М. <адрес> за №237 от ДД.ММ.ГГГГ Об открытии дополнительных групп для детей дошкольного возраста с ДД.ММ.ГГГГ в детском саду №5 «Радуга» открыта дополнительная группа для детей младшего дошкольного возраста (от 3-х до 4-х лет); с ДД.ММ.ГГГГ в детском саду №19 «Золушка» открыта дополнительная группа для детей младшего дошкольного возраста (от 3-х до 4-х лет) /л.д. 65/.
В соответствии с приказом директора МУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» Управления образования А. <адрес> М. <адрес> за №354 от ДД.ММ.ГГГГ Об открытии дополнительной группы в МДОУ ЦРР – детском саду №19 «Золушка», с ДД.ММ.ГГГГ открыта дополнительная группа для детей от 1,5 до 3-х лет (наполняемость 15 детей); в соответствии с приказом директора МУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» Управления образования А. <адрес> М. <адрес> за №272 от ДД.ММ.ГГГГ Об открытии дополнительной группы в МДОУ ЦРР – детском саду №17 «Чебурашка», с ДД.ММ.ГГГГ открыта дополнительная группа для детей от 3- х до 4-х лет (наполняемость 20 детей) в детском саду №17 «Чебурашка»; на основании приказа директора МУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» Управления образования А. <адрес> М. <адрес> за №287 от ДД.ММ.ГГГГ Об открытии дополнительных групп в дошкольных образовательных учреждениях с ДД.ММ.ГГГГ открыта дополнительную группу для детей от 1,5 до 3 – х лет (наполняемость 15 детей) в детском саду №19 «Золушка»; с ДД.ММ.ГГГГ открыта группа для детей от 1,5 до 3-х лет (наполняемость 15 детей) в детском саду №18 «Аленький цветочек» /л.д. 65-78/.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований прокурора <адрес>,суд исходил из того,что в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, исходя из представительных доказательств по делу, пояснений ответчика, представителя 3 – лица, не нашли своего подтверждения доводы прокурора о неисполнении А. <адрес> М. <адрес> предусмотренных вышеуказанными нормативными актами обязательств по обеспечению прав всех нуждающихся малолетних жителей города на получение доступного дошкольного образования.В чем именно выразилось бездействие ответчика,прокурором не указано.Сложившаяся ситуация в течение нескольких последних лет,когда имеет место нехватка мест в детских дошкольных учреждениях,при росте рождаемости является общеизвестной.
При этом,фактов использования зданий детских садов в <адрес> не по назначению,о перепрофилировании таких зданий, сдачи их в аренду А. <адрес> не установлено.
При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о том,что А. <адрес> предпринимались и предпринимаются действия,направленные на развитие сети дошкольных образовательных учреждений,принимаются меры к увеличению вместимости существующих образовательных учреждений.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к А. городского округа Климовск М. <адрес> о признании незаконным бездействия в части непринятии мер по обеспечению нуждающихся детей, состоящих в очереди по зачислению в дошкольные образовательные учреждения, местами в указанных учреждениях, обязании увеличить число дошкольных образовательных мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования не менее чем на 143 в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам М. областного суда через Климовский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий