Решение суда (дело №2-48/12 по иску прокурора г. Клмовска к Администрации г. Климовска об обязании оборудовать дошкольные и общеобразовательные учреждения пандусами и специальными техническими средствами)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2012г. Климовский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Орфановой Л.А.

при секретаре Буздалиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Климовска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Климовска о признании незаконным бездействия в связи с непринятием мер, направленных на устранение нарушений прав детей-инвалидов; обязании оборудовать муниципальные дошкольные учреждения, муниципальные общеобразовательные учреждения пандусами и иными специальными техническими средствами,

установил:

Прокурор г.Климовска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом имеющихся уточнений, обратился в суд с иском к Администрации г.Климовска о признании незаконным бездействия Администрации г.Климовска по непринятию мер по оборудованию муниципальных дошкольных учреждений и муниципальных общеобразовательных учреждений пандусами и иными специальными техническими средствами; обязании Администрацию г.Климовска оборудовать пандусами и иными специальными техническими средствами следующие муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения:

- центр развития ребенка детский сад № 18 «Аленький цветочек», расположенный по адресу: г.Климовск, Октябрьская площадь, д.5А;

- центр развития ребенка детский сад № 2 «Золотой ключик», расположенный по адресу: г.Климовск, ул.Школьная, д.16;

- центр развития ребенка детский сад № 19 «Золушка», расположенный по адресу: г.Климовск, ул.Революции, д.8;

- детский сад № 3 «Колокольчик» комбинированного вида, расположенный по адресу: г.Климовск, Октябрьский переулок, д.4:

- центр развития ребенка детский сад № 5 «Радуга», расположенный по адресу: г.Климовск, ул.Победы, д.12А:

- центр развития ребенка детский сад № 11 «Рябинка», расположенный по адресу: г.Климовск, проспект 50-летия Октября, д.10А;

- детский сад № 9 «Солнышко», расположенный по адресу: г.Климовск, ул.Ленина, д.7А;

- центр развития ребенка детский сад № 13 «Теремок», расположенный по адресу: г.Климовск, ул.Д.Холодова, д.13;

- центр развития ребенка детский сад № 17 «Чебурашка», расположенный по адресу: г.Климовск, проспект 50-летия Октября, д.20В;

- школа № 1, расположенная по адресу: г.Климовск, ул.Рощинская, д.17А;

- школа № 3, расположенная по адресу: г.Климовск, ул.Ленина, д.23;

- школа № 5, расположенная по адресу: г.Климовск, ул.Симферопольская, д.5А;

- школа № 6, расположенная по адресу: г.Климовск, ул.Первомайская, д.3А;

- гимназия имени Подольских курсантов, расположенная по адресу: г.Климовск, проспект 50-летия Октября, д.18;

- лицей г.Климовска, расположенный по адресу: г.Климовск, ул.Рожкова, д.6;

- специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная общеобразовательная школа УШ вида, расположенная по адресу: г.Климовск, Южный поселок, д.31А, мотивируя свои требования тем, что перечисленные дошкольные и общеобразовательные муниципальные учреждения в нарушение ФЗ «О социальной защите инвалидов» не оборудованы специальными техническими средствами, позволяющими беспрепятственно посещать данные учреждения детям, имеющим инвалидность \л.д.2-4,16-19\.

В настоящем судебном заседании прокурор настаивает на заявленных требованиях, указав при этом, что просит обязать ответчика оборудовать пандусы на входах в перечисленные учреждения и на те лестницы, на которых установка пандусов позволит детям-инвалидам передвигаться по указанным учреждениям в инвалидной коляске, а также обязать ответчика оборудовать перечисленные учреждения иными специальными техническими средствами, в том числе лифтами, либо техническими средствами, представленными в интернет-сайтах \л.д.31-38\.

Представитель администрации г.Климовска возражает против заявленных требований по тем основаниям, что необходимость в оборудовании перечисленных прокурором учреждений пандусами и иными техническими средствами отсутствует; затраты на оборудование пандусами и иными техническими средствами отнесены к расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации; перечисленные прокурором дошкольные и школьные муниципальные учреждения возведены до вступления в силу ФЗ «О социальной защите инвалидов» и техническая возможность по оборудованию пандусов и иных средств в помещениях данных учреждений отсутствует.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 15.08.2011г. прокурор г.Климовска внес Главе г.Климовска представление о принятии эффективных организационных мер к устранению нарушений ФЗ «О социальной защите инвалидов», выразившихся в том, что детские дошкольные учреждения и школы г.Климовска не оборудованы специальными техническими средствами, позволяющими беспрепятственно посещать общеобразовательные учреждения детям, имеющим инвалидность \л.д.5,6\; Администрация г.Климовска оставила представление прокурора без удовлетворения \л.д.7\. Согласно сообщения начальника Управления образования администрации г.Климовска, направленного прокурору г.Климовска ДД.ММ.ГГГГ., муниципальные дошкольные учреждения и образовательные учреждения не оборудованы специальными техническими средствами, дети-инвалиды в количестве 44 человек посещают 6 общеобразовательных учреждений и 10 детей-инвалидов посещают 5 дошкольных учреждений; детям-инвалидам дошкольного возраста, не имеющим противопоказаний от врача, предоставляются места и создаются условия для пребывания в дошкольных образовательных учреждениях общего типа; при невозможности обучения детей-инвалидов в образовательных учреждениях Управление образования администрации г.Климовска и муниципальные общеобразовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов на дому \л.д.8,9\.

В соответствии со ст.15 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) (часть 1).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются (часть 2).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (часть 5).

Согласно положениям вышеназванного закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относятся и здания школ, детских садов.

Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Как подтвердили обе стороны (участвующий в деле прокурор и представитель администрации г.Климовска), здания, в которых расположены вышеперечисленные муниципальные дошкольные и школьные учреждения, были построены до введения в действие ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», запрещающего в статье 15 строительство зданий без приспособлений для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.

Вышеуказанные строительные нормы и правила утверждены в 2001г., то есть после введения в действие ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и следовательно применяются к зданиям, возводимым после их утверждения.

Таким образом, предметом доказывания по настоящему гражданскому делу является наличие технической возможности по обустройству вышеперечисленных приспособлениями для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, однако, прокурором не представлено суду доказательств, подтверждающих наличие технической возможности на оборудование вышеперечисленных учреждений пандусами и иными специальными техническими средствами, а следовательно - и выполнения заявленных прокурором требований, тогда как необходимость представления таких доказательств следует из содержания ч.5 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которой определяются правовые последствия тех случаев, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов.

При недоказанности наличия технической возможности по обустройству входов в здания пандусами для инвалидов с соблюдением строительных норм и правил, равно как и по обустройству зданий иными специальными техническими средствами решение суда не будет обладать признаками исполнимости и как следствие – не может являться законным.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования суд признает необоснованными и подлежащими отклонению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора г.Климовска о признании незаконным бездействия Администрации г.Климовска по непринятию мер по оборудованию муниципальных дошкольных учреждений и муниципальных общеобразовательных учреждений пандусами и иными специальными техническими средствами; обязании Администрацию г.Климовска оборудовать пандусами и иными специальными техническими средствами следующие муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения:

- центр развития ребенка детский сад № 18 «Аленький цветочек», расположенный по адресу: г.Климовск, Октябрьская площадь, д.5А;

- центр развития ребенка детский сад № 2 «Золотой ключик», расположенный по адресу: г.Климовск, ул.Школьная, д.16;

- центр развития ребенка детский сад № 19 «Золушка», расположенный по адресу: г.Климовск, ул.Революции, д.8;

- детский сад № 3 «Колокольчик» комбинированного вида, расположенный по адресу: г.Климовск, Октябрьский переулок, д.4:

- центр развития ребенка детский сад № 5 «Радуга», расположенный по адресу: г.Климовск, ул.Победы, д.12А:

- центр развития ребенка детский сад № 11 «Рябинка», расположенный по адресу: г.Климовск, проспект 50-летия Октября, д.10А;

- детский сад № 9 «Солнышко», расположенный по адресу: г.Климовск, ул.Ленина, д.7А;

- центр развития ребенка детский сад № 13 «Теремок», расположенный по адресу: г.Климовск, ул.Д.Холодова, д.13;

- центр развития ребенка детский сад № 17 «Чебурашка», расположенный по адресу: г.Климовск, проспект 50-летия Октября, д.20В;

- школа № 1, расположенная по адресу: г.Климовск, ул.Рощинская, д.17А;

- школа № 3, расположенная по адресу: г.Климовск, ул.Ленина, д.23;

- школа № 5, расположенная по адресу: г.Климовск, ул.Симферопольская, д.5А;

- школа № 6, расположенная по адресу: г.Климовск, ул.Первомайская, д.3А;

- гимназия имени Подольских курсантов, расположенная по адресу: г.Климовск, проспект 50-летия Октября, д.18;

- лицей г.Климовска, расположенный по адресу: г.Климовск, ул.Рожкова, д.6;

- специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная общеобразовательная школа УШ вида, расположенная по адресу: г.Климовск, Южный поселок, д.31А, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Климовский городской суд.

Председательствующий