РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2012г. Климовский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Орфановой Л.А.
при секретаре Буздалиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галкина И. В., Галкина А. И., Галкиной Л. А. к Администрации г<адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков в аренду, обязании предоставить вне очереди земельные участки в аренду, заключить договоры аренды,
установил:
Галкин И.В. обратился в суд с иском к администрации <адрес> о признании незаконным отказа Администрации г<адрес> в предоставлении в аренду земельного участка № № с кадастровым номером № площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>»; обязании Администрацию <адрес> предоставить указанный земельный участок в аренду, заключить договор аренды указанного земельного участка, мотивируя свои требования тем, что он \истец\ имеет право на льготы, предусмотренные пунктом 9 статьи 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе право на внеочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, которое выражается в предоставлении земельного участка в аренду без проведения аукциона; он \истец\ обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка в аренду, письмом администрации г.Климовска от ДД.ММ.ГГГГ ему в этом отказано со ссылками на те обстоятельства, что действующее законодательство предусматривает продажу права на заключение договора аренды земельных участков, осуществляемую посредством проведения аукциона.
Одновременно с Галкиным И.В. в суд обратился Галкин А.И. с иском к Администрации г.<адрес> о признании по тем же основаниям, что и Галкин И.В., незаконным отказ Администрации г.Климовска в предоставлении земельного участка № № с кадастровым номером № площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>»; обязании Администрацию г<адрес> предоставить указанный земельный участок в аренду, заключить договор аренды указанного земельного участка \л.д.22,23\.
Одновременно в суд обратилась Галкина Л.А. с иском к Администрации г<адрес>, которая по тем же основаниям просит суд признать незаконным отказ Администрации г.Климовска в предоставлении земельного участка № № с кадастровым номером № площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> обязать Администрацию г.<адрес> предоставить указанный земельный участок в аренду, заключить договор аренды указанного земельного участка \л.д.36,37\.
Определением Климовского городского суда от 10.02.2012гг. вышеуказанные гражданские дела соединены в одно производство \л.д.17\.
В настоящем судебном заседании истец Галкин И.В., представляющий одновременно интересы Галкина А.И. по доверенности, истица Галкина Л.А. настаивают на заявленных требованиях, при этом просят обязать администрацию г.<адрес> заключить с истцами договоры аренды спорных земельных участков сроком на 10 лет.
Представитель администрации г.<адрес> возражает против заявленных требований по тем основаниям, что заключение с истцами договоров аренды спорных земельных участков возможно путем продажи истцам права на заключение договоров аренды, которая осуществляется на аукционе.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, истцы согласно выданным им удостоверениям относятся к лицам, проживавшим в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в зоне проживания с правом на отселение и выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение \л.д.5,24,39\.
Решением Климовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ., оставленного без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ., истцам отказано в удовлетворении исковых требований к администрации г.Климовска о признании права на приобретение в собственность бесплатно спорных земельных участков; при этом, как следует из указанного решения суда истцы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. проживали в г.<адрес>, относящийся к зоне проживания с правом на отселение; с ДД.ММ.ГГГГ. истцы Галкин И.В. и Галкина Л.А., а с ДД.ММ.ГГГГ. истец Галкин А.И. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> \л.д.49-54\; истцы остаются проживать в указанной квартире до настоящего времени; совместно с истцами в указанной квартире проживают Галкин И.И., Галкин С.И. (сыновья истцов Галкина И.В. и Галкиной Л.А.) \л.д.59,60\.
При этом, истцы Галкин И.В. и Галкина Л.А. являются супругами, истец Галкин А.И. – их сын \л.д.61,62\.
ДД.ММ.ГГГГ. каждый из истцов обратился в администрацию г.<адрес> с заявлениями о предоставлении каждому из них соответствующего спорного земельного участка; письмами от ДД.ММ.ГГГГ. администрация г.<адрес> уведомила каждого из истцов, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков осуществляется на аукционе; информация о продаже права аренды земельных участков размещается в газет «Местные вести» и на официальном сайте Администрации г.<адрес> в сети Интернет; при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения информация будет сообщена в адрес истцов дополнительно \л.д.10,11,27,28,40,41\.
В соответствии с п.11 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В соответствии со ст.22 настоящего Закона, указанной категории граждан гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 настоящего Закона, в частности внеочередное получение земельных участков и приобретение строительных материалов для строительства индивидуальных жилых домов.
При этом, по смыслу ст.17,22 настоящего Закона, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Указанный вывод суда также подтверждается правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 03.07.1997 N 84-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Президента Российской Федерации в части, касающейся отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС »; так КС РФ в названном определении указал, что действующее законодательство (жилищное, земельное, Закон Российской Федерации от 22 января 1993 года "О статусе военнослужащих" с изменениями и дополнениями по состоянию на 24 ноября 1995 года) предусматривает возможность выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство не только в порядке очередности, но и в первоочередном или внеочередном порядке из имеющегося фонда земель, предназначенных на эти цели, в соответствующем поселке, районе, городе, области. При этом льготный порядок предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в законодательстве обычно предопределен нуждаемостью в улучшении жилищных условий. Внеочередное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, также является адресной льготой, направленной на то, чтобы эти лица могли получить жилье в местности, не подверженной радиационному загрязнению.
Необходимо иметь в виду также, что если до внесения изменений в указанную норму нуждаемость в улучшении жилищных условий была подразумеваемым основанием для предоставления данной льготы, то теперь это основание закреплено в законе.
Существование данной льготы социально оправдано только в том случае, если она адресована нуждающимся в улучшении жилищных условий. Следовательно, внесенное изменение не нарушает конституционного права на жилище, а лишь уточняет льготный порядок его реализации.
Истцами не представлено суду доказательств, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, состоят на учете в Администрации г.<адрес> как нуждающиеся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма, при том, что истцы, а также Галкин И.И. и Галкин С.И. проживают в квартире <адрес> общей площадью <...> кв.м., таким образом, на каждого из членов семьи Галкиных приходится по <...> кв.м., тогда как согласно решения Совета депутатов г.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № № установлена норма для принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях – имеющих обеспеченность на одного человека не более 8 кв.м. общей площади жилого помещения; доводы же истицы Галкиной Л.А. о том, что им необходимо получить три земельных участка для строительства четырех домов (для каждого из сыновей и для себя –супругов) подтверждением нуждаемости в улучшении жилищных условий не является.
Кроме этого, Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в частности его статьи 17,22 не предполагают одновременного обеспечения на льготных основаниях, в том числе земельными участками, нескольких членов одной семьи, пострадавшей от чернобыльской катастрофы, тогда как истцы являются членами именно одной семьи, проживают совместно, о чем свидетельствуют материалы дела и о чем истцы Галкин И.В. и Галкина Л.А., являющиеся супругами, сами подтвердили в судебном заседании; в данном случае закон предполагает выделение одного земельного участка, исходя из интересов всей семьи, при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Отклоняя заявленные требования, суд также учитывал и следующее.
Согласно ч.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст.30.1 ЗК РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса; предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Статья 38.1 ЗК РФ определяет порядок проведения аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка в том числе для индивидуального жилищного строительства, при этом в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления; продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Таким образом, по смыслу Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и положений Земельного кодекса РФ о продаже земельных участков для жилищного строительства или продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства на аукционах (ст. 30.1, 38.1 ЗК РФ) при предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, торги не проводятся, поскольку в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления земельных участков гражданам, имеющим на это право в соответствии в том числе и с п.9 ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», однако принцип возмездности приобретения прав на земельный участок сохраняется.
Так, договор аренды носит возмездный характер и как указано выше, орган местного самоуправления как продавец права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет существенные условия договора, в том числе размер арендной платы, срок аренды.
При отсутствие договора аренды, а значит и сведений о его существенных условиях (размера арендной платы, срока договора) решение суда не будет обладать признаками исполнимости, что по общему правилу является самостоятельным основанием к отказу в иске.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Галкина И. В. о признании незаконным отказа Администрации г.<адрес> в предоставлении земельного участка № № с кадастровым номером № площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: г<адрес>»; обязании Администрацию г.<адрес> предоставить указанный земельный участок в аренду, заключить договор аренды указанного земельного участка сроком на 10 лет отказать.
В удовлетворении исковых требований Галкина А. И. о признании незаконным отказа Администрации г.<адрес> в предоставлении земельного участка № № с кадастровым номером № площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>»; обязании Администрацию г<адрес> предоставить указанный земельный участок в аренду, заключить договор аренды указанного земельного участка сроком на 10 лет отказать.
В удовлетворении исковых требований Галкиной Л. А. о признании незаконным отказа Администрации г.<адрес> в предоставлении земельного участка № № с кадастровым номером № площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>»; обязании Администрацию г.<адрес> предоставить указанный земельный участок в аренду, заключить договор аренды указанного земельного участка сроком на 10 лет отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Климовский городской суд.
Председательствующий