РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2011 г.
Климовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьиСвитлишиной О.С.
с участием прокурораСучковой Т.В.
при секретареГерасимовой Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Терешиной Л.М. к администрации <адрес>,Министерству образования <адрес> о признании Терешиной Л.М. не имеющей закрепленного жилого помещения, обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор <адрес>, действуя в интересах Терешиной Л.М. и несовершеннолетней Терешиной Н.М. обратился в суд с иском к администрации <адрес> о признании Терешиной Л.М. <...> года рождения и несовершеннолетней Терешиной Н.М. <...> года рождения, нуждающимися в предоставлении жилого помещения; обязании ответчика предоставить Терешиной Л.М. вне очереди по окончании ее пребывания в детском доме жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, мотивируя свои требования тем, что за несовершеннолетними Терешиной Л.М. и Терешиной Н.М. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, указанное жилое помещение признано в установленном порядке ветхим, находится в неудовлетворительном состоянии и является непригодным для проживания; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями.
Определением Климовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетней Терешиной Л.М. к администрации <адрес> о признании несовершеннолетней Терешиной Л.М. нуждающейся в предоставлении жилого помещения, обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение по окончании пребывания в Муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом», соединено с гражданским делом № по иску прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетней Терешиной Н.М. к администрации <адрес> о признании несовершеннолетней Терешиной Н.М. нуждающейся в предоставлении жилого помещения, обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение по окончании пребывания в Муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом».
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования,представил в суд исковое заявление в интересах Терешиной Л.М.,указав в нем в качестве ответчиков администрацию <адрес>,Правительство <адрес>,Министерство образования <адрес> и просит суд признать Терешину Л.М.,зарегистрированную по адресу:<адрес>,не имеющей закрепленного жилого помещения и обязать администрацию <адрес> предоставить Терешиной Л.М. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение жилой площадью не ниже установленных социальных норм в пределах <адрес>.(т.2 л.д.36-38)
В настоящем судебном заседании прокурор настаивает на заявленных требованиях.
Терешина Л.М. в судебное заседание не явилась,надлежащим образом была извещена о дне и времени судебного заседания,ранее просила суд рассмотреть дела в ее отсутствие. (л.д.16, 48 т.2)
Представитель администрации <адрес> возражает против заявленных требований по тем основаниям, что по окончании пребывания в Детском доме Терешина Л.М. будет обеспечена жилым помещением.
Представитель Министерства образования <адрес> и <адрес> в судебном заседании исковые требования признали частично,указав,что на момент достижения Терешиной Л.М. совершеннолетия, закрепленное за ней жилое помещение не было признано не пригодным для проживания.В том что данное жилое помещение в настоящее время является ветхим имеется вина администрации <адрес>,поскольку именно администрация должна следить за сохранностью закрепленного за детьми,оставшимися без попечения родителей, жилого помещения.
3-е лицо- представитель Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» заявленные требования поддерживает.
3-е лицо – представитель отдела опеки и попечительства по г.о. Климовск заявленные требования поддерживает.
Суд, выслушав объяснения сторон, 3-х лиц, изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, Терешина Л.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являются Терешин М.Э. и Бородкина Т.П. ( т. 1 л.д. 39), при этом Терешин М.Э. и Бородкина Т.П. лишены родительских прав в отношении Терешиной Людмилы и других детей: Терешиной Нины,Терешиной Алены,Терешиной Марии, что подтверждается заочным решением Климовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 9-11); постановлением Главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Терешина Л.М. была направлена в Детский дом <адрес>, одновременно ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (т.1 л.д.106).Согласно выписке из домовой книги в <адрес>,г.Климовска зарегистрированы по месту жительства Терешина Т.П.,,Федорова О.В.,Терешина Л.М. и несовершеннолетние:Федоров А.А.,Терешина Н.М.,Терешина А.М.,Терешина М.М. (т.1 л.д.41) Согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признана непригодной для проживания. (т.1 л.д.209-210) Постановлением Главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ отменен пункт 2 постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О переводе несовершеннолетней Терешиной Н.М. в группу Детского дома». (т.2 л.д.25)
Как следует из пояснений представителя прокуратуры и 3-х лиц, Терешиной Л.М.- ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 18 лет, однако в настоящее время она продолжает пребывать в МОУ для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей «Детский дом», поскольку закрепленное за ней жилое помещение не пригодно для проживания.
В обоснование заявленных требований прокурор в настоящем судебном заседании ссылается на те обстоятельства, что закрепленное за Терешиной Людмилой жилое помещение непригодно для проживания, что влечет за собой признание последней нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и предоставление Терешиной Людмиле, достигшей совершеннолетия,вне очереди по окончании пребывания в Детском доме жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей»,дети-сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей,а также дети,находящиеся под опекой (попечительством),не имеющие закрепленного жилого помещения,после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания,а также окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания,а также в учреждениях всех видов профессионального образования,либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации,либо после возвращения из учреждений,исполняющих наказание в виде лишения свободы,обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей,лицам из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях,в том числе в учреждениях социального обслуживания,в приемных семьях, детских домах семейного типа,при прекращении опеки (попечительства),а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации,либо после возвращения из учреждений,исполняющих наказание в виде лишения свободы,обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей,а также лицам из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей в Московской области,утвержденного постановлением Правительства Московской области от 16.06.2010 г. № 451\24,предоставление жилых помещений осуществляется детям-сиротам не имеющим закрепленного жилого помещения,то есть не являющимися нанимателями по договору социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма и (или) не являющимися собственниками жилого помещения и членами семьи собственника жилого помещения.
Органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения детям-сиротам на основании распорядительного акта органа местного самоуправления о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Настоящий порядок разработан в соответствии с Законом Московской области № 248\2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей» и определяет условия расходования субвенций из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также лиц из их числа,направляемых на обеспечение переданных муниципальным образованиям Московской области полномочий.
Из положений ст.11 названного Закона Московской области следует,что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области (далее-органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также лиц из их числа,в том числе детей,находящихся под опекой (попечительством),в приемных семьях,в детских домах семейного типа,в воинских частях,расположенных на территории Московской области,в качестве воспитанников,не имеющих закрепленного жилого помещения,после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания,в приемных семьях,детских домах семейного типа,при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации,либо после возвращения из учреждений,исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.12 Закона Московской области от 29.12.2007 г. № 248\2007-ОЗ,средства для исполнения переданных государственных полномочий,указанных в статье 11 настоящего Закона,предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год в виде субвенций муниципальным образованиям Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования суд исходил из следующего.
Терешина Л.М. до достижения ею возраста 18-ти лет,то есть до ДД.ММ.ГГГГ,в соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей»,относилась к категории «дети,оставшиеся без попечения обоих родителей»,при направлении в государственное учреждение Терешина Л.М. имела закрепленное жилое помещение-<адрес>.,которое согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признано непригодным для проживания.До настоящего времени Терешина Л.М. пребывает в Детском доме <адрес>.
Таким образом, жилое помещение-<адрес> в <адрес> хотя и было закреплено за Терешиной Л.М.,но на момент достижения ею совершеннолетия и ее выпуска из детского дома <адрес> было признано непригодным для проживания,поскольку не отвечает установленных техническим правилам и нормам безопасности.До настоящего времени Терешина Л.М. вынуждена проживать в детском доме.
При таких обстоятельствах,суд на основании ст.57 ЖК РФ и ст.ст.8,10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей»,считает,что требования прокурора <адрес> о признании Терешиной Л.М.,не имеющей закрепленного жилого помещения и обязании администрации <адрес> предоставить ей вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение жилой площадью не ниже установленных социальных норм в пределах <адрес> являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ,ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей»,ст.194-199 ГПК РФ,суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать Терешину Л.М.,зарегистрированную по адресу:<адрес>,не имеющей закрепленного жилого помещения
Обязать администрацию <адрес> предоставить Терешиной Л.М. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение жилой площадью не ниже установленных социальных норм в пределах <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Климовский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий: