решение суда о взыскании денежных средств



    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2012 года

Климовский городской суд Московской области в составе

Председательствующего судьи Свитлишиной О.С.

С участием прокурора Архипова В.В.

при секретаре судебного заседания Лаврухиной М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к Гречкиной Н. Х., Гречкину В. С. о взыскании денежных средств, полученных на приобретение жилого помещения по государственному жилищному сертификату,

установил:

Прокурор <адрес>, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Гречкиной Н.Х. о взыскании 1335600 рублей в счет возврата денежных средств, полученных на приобретение жилого помещения по государственному жилищному сертификату, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ супруг ответчицы Гречкин С.Т. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,как ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС;ДД.ММ.ГГГГ Гречкин С.Т. умер;после смерти Гречкина С.Т., у членов его семьи не было права на получение государственного жилищного сертификата,однако ДД.ММ.ГГГГ ответчице был выдан жилищный сертификат;кроме того, до настоящего времени занимаемое ею жилое помещение по адресу:<адрес> муниципальную собственность Гречкина Н.Х. не передала.При таких обстоятельствах,прокурор <адрес> просит взыскать с Гречкиной Н.Х.в бюджет Российской Федерации сумму неосновательного обогащения,полученную в результате реализации жилищного сертификата в размере 1 335 600 рублей.

В настоящем судебном заседании прокурор настаивает на удовлетворении заявленных требований.

Ответчица Гречкина Н.Х. и ее представитель по доверенности Филимонов М.В. \л.д.51\ возражают против иска по тем основаниям, что она /Гречкина/ является вдовой Гречкина С.Т., принимавшего участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС,их семья была принята на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещениях на льготных основаниях;социальныя выплата ответчику предоставлялась на законных основаниях.

По инициативе суда в качестве соответчика к участию в деле был привлечен Гречкин В.С.,который в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований.

3-е лицо представитель Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о дате рассмотрения дела, о чем в материалах дела имеется расписка \л.д.95\.

Привлеченные к участию в деле по инициативе суда в качестве 3-х лиц представители Министерства регионального развития РФ, Министерства строительного комплекса <адрес> в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате рассмотрения дела, направили в суд письменные отзывы на исковое заявление, в которых поддерживали заявленные требования в полном объеме \л.д.100-102, 107-108\.

Суд, определил, рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие 3-х лиц, надлежаще извещенных о дате рассмотрения дела, не просивших об отложении слушания дела.

Суд, выслушав прокурора, ответчиков и их представителя, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Гречкин С. Т. обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о постановке его и членов семьи, состоящей из трех человек на очередь на улучшение жилищных условий, как проживающих в однокомнатной квартире жилой площадью указывая одновременно, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ \л.д.26,21\. В соответствии с протоколом жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Гречкин С.Т. был поставлен на учет по улучшению жилищных условий, зачислен в общую и льготную очередь ; Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный протокол жилищной комиссии был утвержден \л.д.24,25\.

На момент постановки Гречкина С.Т. на учет по улучшению жилищных условий, он проживал и был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, общая площадь которой составляла из нее жилая - в квартире, кроме Гречкина С.Т. были зарегистрированы по месту жительства его жена Гречкина Н.Х. с ДД.ММ.ГГГГ и сыновья – Гречкин М.С. и Гречкин В.С. с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из домовой книги на указанную квартиру по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, копией финансового лицевого счета \л.д.23,22\.

Собственником указанной выше квартиры, на момент получения Гречкиной Н.Х. жилищного сертификата, являлся Гречкин М.С., на основании договора передачи квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРП \л.д.62\, остальные зарегистрированные в квартире члены семьи от участия в приватизации квартиры отказались.

ДД.ММ.ГГГГ Гречкин М.С. и Гречкин С.Т. заключили договора поднайма жилого помещения – <адрес>, в соответствии с которым Гречкин М.С. сдавал указанную квартиру поднаем Гречкину С.Т., указанный договор был заключен до получения жилищной субсидии \л.д.16\.

ДД.ММ.ГГГГГречкин С.Т. обратился к Главе <адрес> с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,установленных федеральным законодательством»,указав в качестве членов семьи супругу Гречкину Н.Х. и сына Гречкина В.С.;при этом, Гречкин С.Т. был ознакомлен с условиями участия в подпрограмме,в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения,находящегося в его собственности,общей собственности членов его семьи в государственную или муниципальную собственность. \л.д.20\

ДД.ММ.ГГГГ наступила смерть Гречкина С. Т., что подтверждается свидетельством о смерти \л.д.19\.

ДД.ММ.ГГГГ Гречкиной Н.Х.(супруге Гречкина С.Т.) был выдан Государственный жилищный сертификат с учетом проживающего совместно с ней сына Гречкина В.С. 1988 года рождения, в соответствии с которым ей предоставляется за счет средств федерального бюджета социальная выплата в размере 1 335 600 рублей \л.д.6\.

После чего, ДД.ММ.ГГГГ между Гречкиным М.С. и ответчиками Гречкиной Н.Х., Гречкиным В.С. был заключен договор купли-продажи <адрес>, по которому Гречкин М.С. продал, а ответчики купили указанную квартиру за 1 335 600 рублей путем безналичного перечисления денежных средств; согласно п.6 оплата по настоящему договору производится за счет средств федерального бюджета, выделенных по государственному жилищному сертификату о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья \л.д.85\; государственная регистрация сделки и перехода права собственности на указанную квартиру к ответчикам осуществлена ДД.ММ.ГГГГ \л.д.86-87\.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из следующего.

Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (статьи 14, 15, 16, 17 и 22) предусматривает право граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, на обеспечение жильем, за счет средств федерального бюджета. Порядок обеспечения жильем, указанной категории граждан, устанавливается Правительством РФ.

Согласно ч.4 ст.14,ч.2 ст.15 Закона РФ от15.051991 №1244-1 на семьи умерших граждан из числа указанных в пунктах 1,2 и 3 части первой статьи 13 этого Закона распространена та же мера социальной поддержки по обеспечению жильем,которую имели сами эти граждане,без какой-либо ограничительной оговорки.Смерть гражданина не признается событием,уменьшающим объем предоставляемой меры социальной поддержки,право на получение которой переходит семье умершего.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 675, утверждена Федеральная целевая программа на 2002 - 2010 годы, одним из этапов реализации которой, является подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

Согласно постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках подпрограммы, является предоставление им за счет средств федерального бюджет социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Вышеназванным постановлением N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы.

Подпунктом "ж" пункта 44 Правил в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года" предусмотрено, что для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет, в том числе, обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил.

Согласно подпункту "в" пункта 16.1 Правил, гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

В соответствии с пунктом 45 Правил обязательство, указанное в подпункте "ж" пункта 44 настоящих Правил, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке.

Постановлением Правительства N 153 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" установлены нормативы предоставления социальной выплаты на приобретение жилья и порядок его исчисления, а именно, 33 кв. м для одиноко проживающего гражданина,42 кв.м.-на семью из 2-х человек (п. 16). При расчете размера социальной выплаты учитываются имеющиеся в наличии участников подпрограммы и членов их семей жилые помещения, принадлежащие им как на праве собственности, так и на основании договора социального найма.

В соответствии с п. 16.2 указанного Постановления в случае отчуждения гражданином - участником Подпрограммы жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности, или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной но нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчуждаемого или оставленного для дальнейшего проживания.

При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. м. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику Подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных пп. "в" п. 16.1 Правил (а именно, гражданином - участником, подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность).

В соответствии с пунктом 13 вышеуказанных Правил социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.

Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации или средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации определяется 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации определяется в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:

33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;

42 кв. м - на семью из 2 человек;

по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

При этом,норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья (С) составлял на ДД.ММ.ГГГГ 26 500 рублей; коэффициент к нормативу стоимости 1 кв.м. общей площади жилья (К)-1.20.

Как указано выше, размер социальной выплаты, предоставленной ответчику Гречкиной Н.Х. составил 1335600 руб.(26500 руб.х 42 кв.м.х 1.20 = 1 335 600 руб.)

Вместе с тем, согласно пункта 16.1. указанных Правил, норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если:

а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;

б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом

помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;

в) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

В соответствии с пунктом 16.3 Правил, в случае если гражданином -участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.

В силу подпункта «ж» пункта 44 вышеуказанных Правил, для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет в том числе обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению № 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 16.1 настоящих Правил.

При этом в силу п.44(1) Правил, в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы, основанием для признания граждан - участников подпрограммы не имеющими жилых помещений является:

отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в общежитии или служебном помещении при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

проживание на условиях поднайма при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Таким образом, в силу вышеприведенных положений Правил, основанием для предоставления государственного жилищного сертификата гражданам-участникам подпрограммы., в силу вышеприведенных положений Правил, являлось отсутствие у них жилого помещения для постоянного проживания, при этом под отсутствием жилого помещения понимается также проживание в общежитии или служебном помещении, а также проживание на условиях поднайма при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; если же указанные лица - участники подпрограммы, проживают в жилых помещениях на условиях договора социального найма, либо в жилых помещениях, принадлежащих им или членам их семей на праве собственности, то принимается обязательство соответственно о расторжении договора социального найма или безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность и его освобождении.

Как указано выше, ответчики Гречкина Н.Х.ДД.ММ.ГГГГ и Гречкин В.С.ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы в <адрес> по месту жительства, что в силу ст.54 ЖК РСФСР, действовавшей на момент вселения, означало приобретение ответчиками равного с нанимателем права пользования данной квартирой; указанный вывод суда основан также и на том, что Гречкин М.С., заключая договор приватизации указанной квартиры, получал согласие ответчиков на заключение данного договора, признавая таким образом право пользования ответчиков данной квартирой.

Следовательно, на момент получения жилищного сертификата ответчики имели жилое помещение для постоянного проживания, в связи с чем имеющиеся в учетом деле договор поднайма вышеуказанной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий в себе условия о передаче Гречкиным М. С. в поднаем своему отцу Гречкину С.Т. <адрес> \л.д.16\, не могут быть приняты судом в качестве доказательства отсутствия у ответчиков жилого помещения для целей получения государственного жилищного сертификата.

Таким образом,ни ответчик Гречкина Н.Х.,ни ее супруг Гречкин С.Т. при жизни,не являлись лицами,не имеющими жилого помещения для постоянного проживания,соответственно предоставление жилищного сертификата в силу вышеназванных норм было возможно лишь в обмен на обязательство о сдаче занимаемого ими жилого помещения безвозмездно в собственность муниципального образования.

Поскольку установлен факт наличия на момент получения государственного жилищного сертификата у ответчиков жилого помещения для постоянного проживания, а именно <адрес>, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата получения сертификата) указанная квартира по договору приватизации была передана Гречкину М.С., следовательно выдача сертификата была возможна лишь при принятии обязательства ответчиком Гречкиной Н.Х. и членами ее семьи, проживающими в данной квартире, о ее безвозмездном отчуждении в государственную или муниципальную собственность; однако, такое обязательство от ответчика отобрано не было; ответчику был выдан сертификат, тогда как обязательство о безвозмездном отчуждении квартиры по установленной форме ответчиком при этом представлено не было; в последующем же указанная квартира на денежные средства из федерального бюджета по государственному жилищному сертификату была приобретена ответчиками Гречкиной Н.Х. и Гречкиным В.С.в долевую собственность у Гречкина М.С.

Отсутствие же обязательства ответчика Гречкиной Н.Х. и ее сына Гречкина В.С. о безвозмездном отчуждении квартиры по установленной форме делало невозможным выдачу жилищного сертификата.

В соответствии с п.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 ГК РФ.

Таким образом, данная статья устанавливает обязанность возвращения имущества, приобретенного (сбереженного) без должного правового основания. При этом термин "имущество" следует толковать расширительно, включая также имущественные права (ст. 1106) и все иные защищаемые правом материальные блага, в том числе его стоимость (ст.1105).

При этом п.2 ст. 1102 ГК РФ определено, что правила п.1 ст. 1102 ГК РФ применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Факт получения ответчиком Гречкиной Н.Х.из федерального бюджета денежных средств нашел свое подтверждение в судебном заседании; следовательно, полученные ответчиком по государственному жилищному сертификату денежные средства при отсутствии правовых оснований, являются в смысле ст. 1102 ГК РФ неосновательным обогащением ответчика, поскольку указанное имущество (денежные средства) приобретены ответчиком за счет федерального бюджета без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, в связи с чем указанные денежные средства в размере 1 335 600 рублей подлежат взысканию с ответчика Гречкиной Н.Х.,поскольку именно она являлась получателем денежных средств как участник Подпрограммы,в федеральный бюджет, при том, что исключения, предусмотренные ст. 1109 ГК РФ в данном случае не применяются.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Взыскать с Гречкиной Н. Х. в бюджет Российской Федерации <...>

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Климовский городской суд.

Председательствующий: