Решение об оспаривании решения пенсионного органа



                                                                                                                          Дело № 2-274/2011      

                                              Р Е Ш Е Н И Е

                    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2011 года                                                                                  пос. Клетня

              Клетнянский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Кривоноженковой В.П.

при секретаре Юденич И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костюкова А.А. к Управлению пенсионного фонда РФ в Клетнянском муниципальном районе Брянской области об оспаривании решения пенсионного органа,

                                             У С Т А Н О В И Л :

           Истец Костюков А.А. обратился в суд с данным иском, указывая в заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФР в Клетнянском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии за выслугу лет в связи с занятием педагогической деятельностью. Однако в назначении такой пенсии ему было отказано. Ответчик отказывается включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, следующие периоды: период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Считая отказ незаконным, истец обратился в суд с данным иском и просит суд признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с занятием педагогической деятельностью, обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж, дающий ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначить ему досрочную пенсию.

           В судебном заседании истец Костюков А.А. поддержал свои требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

            Представитель ответчика Кривелева Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск Костюкова А.А. не признала и пояснила, что у Костюкова на момент отмены постановления Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ (на ДД.ММ.ГГГГ) не было выработано 2/3 стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии по старости, в связи с чем нельзя зачесть в специальный стаж период прохождения им службы в Вооруженных Силах СССР. Периоды учебных отпусков и нахождения на курсах повышения квалификации также не могут быть зачтены в специальный стаж, поскольку они не поименованы ни в одном из списков, которые применяются при исчислении специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.

           Суд, заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, приходит к следующему.

           Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление пенсионного фонда РФ в Клетнянском районе за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Клетнянском муниципальном районе от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик отказывает истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

По мнению ответчика, не подлежат зачету в специальный стаж периоды учебных отпусков и нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку они не предусмотрены Постановлениями правительства и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Не подлежит зачету в специальный стаж период прохождения срочной военной службы в связи с тем, что на момент отмены Постановления Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ истцом не выработано 2/3 необходимого стажа.

В бесспорном порядке ответчик засчитал в стаж истца 23 года 3 месяца 24 дня.

            Наличие 25-ти лет специального стажа, дающего право Костюкову А.А. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятием <данные изъяты>, подтверждено записями в трудовой книжке, согласно которым Костюков А.А. ДД.ММ.ГГГГ принят на должность <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ он переведен <данные изъяты> и продолжает трудиться в ней по настоящее время.

На момент осуществления Костюковым А.А. службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, лицам, не менее 25-ти лет осуществлявшим <данные изъяты>, независимо от их возраста.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости.

Отказывая Костюкову А.А. в назначении досрочной пенсии по старости, ответчик исходил из того, что в момент обращения Костюкова А.А. за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления.

Между тем, с таким выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы Костюкова А.А. в Советской Армии относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы Костюкова А.А. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в стаж работы, дающей право на назначение такой пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Аналогичные гарантии содержатся в ст. 173 ТК РФ для работников, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации и периоды дополнительных учебных отпусков являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а поэтому указанные периоды подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

По мнению суда, всего стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет на дату его обращения в управление пенсионного фонда (на24.05.2011г.) 25 лет 9 месяцев 8 дней.

Данный стаж образуется путем сложения:

- стажа, признаваемого ответчиком - 23 года 3 месяца 24 дня;

- стажа, не признаваемого ответчиком: 2 года 06 дней службы в СА, 4 месяца 25 дней учебных отпусков, 13 дней курсов повышения квалификации.

При таком количестве стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, Костюков А.А. имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Ответчик необоснованно отказал истцу в назначении трудовой пенсии по старости ранее установленного законом возраста.

Суд приходит к выводу о том, что заявленные Костюковым А.А. требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.

В данном случае судебные расходы выражаются в уплате госпошлины а размере 200 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

           На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

                                             Р Е Ш И Л :

Иск Костюкова А.А. удовлетворить.

Признать за Костюковым А.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

         Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Клетнянском муниципальном районе зачесть в специальный стаж Костюкова А.А. период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ в Клетнянском муниципальном районе в пользу Костюкова А.А. возврат госпошлины в размере 200 рублей.

           Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

        Председательствующий: