Дело № 2-239/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 декабря 2011 года пос. Клетня Клетнянский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Кривоноженковой В.П., при секретаре Тимошенковой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Клетнянского района к администрации муниципального образования «Клетнянское городское поселение» о понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Клетнянского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о возложении в целях повышения безопасности дорожного движения на администрацию муниципального образования «Клетнянский муниципальный район» обязанности принять организационно-технические меры по созданию специализированной муниципальной стоянки для задержанных транспортных средств, а также по перемещению на них задержанных транспортных средств. В обоснование иска прокурор в заявлении указал, что на территории муниципального образования «Клетнянский муниципальный район» отсутствует специализированная стоянка. В силу ст.ст. 16,18,70 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорого местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной полицией относится к вопросам местного значения городского округа. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. В силу ст.ст. 2,5, п. 4 ст. 6, ст. 31 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, основными направлениями которой является обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. Данные полномочия являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии и со ст.27.13 КоАП РФ при нарушении правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида применяется задержание транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. Задержание, возврат транспортного средства, оплата расходов за хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляются в порядке, установленном постановлением правительства РФ от 18.12.2003г. № 759, пунктом 2 которого рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Федерации организовать работу по созданию специализированных муниципальных стоянок, в т.ч. для транспортных средств, перевозящих опасные грузы. Постановлением администрации Брянской области от 07.09.2004г. №457 «Об организации работы по созданию специализированных муниципальных стоянок» органам местного самоуправления рекомендовано организовать (определить) на конкурсной основе на территориях городов и районов области муниципальные специальные охраняемые стоянки. Отсутствие специализированной стоянки в муниципальном образовании «Клетнянский муниципальный район» влияет на безопасность дорожного движения, поскольку сотрудниками ОГИБДД не производится задержание транспортных средств и запрещение их эксплуатации с помещением на стоянку, что создает угрозу общественному порядку, жизни и здоровью граждан, повреждения имущества. Оставлением транспортных средств на автомобильной дороге создаются помехи для других участников дорожного движения, что также является предметом для преступного посягательства третьих лиц на имущество собственника. Отсутствие специализированной стоянки ведет к невозможности применения задержания транспортных средств в установленных законом случаях и не только угрожает жизни и здоровью граждан и сохранности имущества, но и причиняет такой вред. В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан являются одними из задач законодательства об административных правонарушениях. Соответственно, задержание в установленных случаях транспортных средств отвечает данным задачам, а не задачам осуществления государством административных функций. Создание защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и иных последствий является одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения, в т.ч. посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц - ст.ст. 2.5 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В силу ст. 1.3 КоАП РФ к ведению РФ относится установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в т.ч. установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, одной из которых является задержание транспортного средства. Основанием для возложения обязанности в данном случае является не незаконность бездействия органов местного самоуправления, а необходимость решения вопроса местного значения. Прокурор просил суд обязать администрацию Клетнянского муниципального района принять организационно-технические меры по созданию специализированной муниципальной стоянки для задержанных транспортных средств, а также по перемещению на нее задержанных транспортных средств. После привлечения судом в качестве второго ответчика по делу муниципального образования «Клетнянское городское поселение» истец отказался от исковых требований к администрации Клетнянского района с возложением на администрацию Клетнянского городского поселения обязанности принять организационно-технические меры по созданию специализированной муниципальной стоянки для задержанных транспортных средств, а также по перемещению на них задержанных транспортных средств. В судебном заседании истец - прокурор Клетнянского района Поздняков А.И. исковые требования к администрации Клетнянского городского поселения поддержал по изложенным в заявлении основаниям. Ответчик, надлежащим образом извещенный о дне и времени судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направил, об отложении дела суд не просил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В предыдущих судебных заседаниях представитель Клетнянского городского поселения Мурыгин Ю.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ иск не признал со ссылкой на то, что данный вопрос находится в компетенции Клетнянского района. Представитель третьего лица - администрации Клетнянского муниципального района - Мерзлова О.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что создание специализированной стоянки действующим законодательством отнесено к компетенции муниципального района и в этом направлении проводится определенная работа. Утверждено двустороннее соглашение между администрацией Клетнянского района и администрацией поселка Клетня об оказании содействия друг другу в решении уставных задач, в котором определены полномочия сторон по созданию автостоянки. Заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных ст.ст. 11.8.1 ч. 1, 11.9, 12.3 ч.1, 12.5 ч. 2, 12.7 ч.ч. 1,2, 12.8 ч.ч. 1,3, 12.19 ч. 4, 12.21.1 ч.ч. 1,2, 12.21.2 ч. 1, 12.26 настоящего Кодекса, применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. Плата за перемещение транспортного средства, за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку не взимается. В судебном заседании установлено и признано представителем ответчика отсутствие на территории Клетнянского городского поселения специализированной стоянки, что ведет к невозможности применения задержания транспортных средств в перечисленных случаях и не только угрожает жизни и здоровью граждан и сохранности имущества, но и причиняет такой вред. Управление водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения очевидно несет в себе угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, участников дорожного движения и пешеходов. Однако, действующее законодательство, на положения которого ссылается истец, не содержит требований, обязывающих муниципальные образования иметь на своей территории специализированные стоянки. Положения ст.ст. 2,5, п. 4 ст. 6, ст. 31 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст. 16,18,70 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Постановление администрации Брянской области от 07.09.2004г. №457 «Об организации работы по созданию специализированных муниципальных стоянок» носят рекомендательный характер. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что администрацией муниципального образования «Клетнянское городское поселение» совместно с администрацией Клетнянского муниципального района проводится определенная работа по созданию специализированной стоянки: вопросы создания стоянки рассмотрены на заседаниях сессии Клетнянского городского поселения и районной комиссии по безопасности дорожного движения, решался вопрос о создании стоянки на территории ОАО «Клетнязернопродукт», подготовлены письма с предложениями о создании автостоянки отдельным частным предпринимателям, утверждено соглашение между администрацией Клетнянского района и администрацией Клетнянского городского поселения об оказании содействия друг другу в решении уставных задач, в котором определены полномочия сторон по созданию автостоянки. На основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу о том, что администрация Клетнянского городского поселения не может быть самостоятельным ответчиком по данному иску, поскольку заявлены исковые требования о создании автостоянки на территории Клетнянского района и в интересах жителей района, а это компетенция Клетнянского муниципального района, а не городского поселения. От исковых требований к администрации Клетнянского района истец отказался. Помимо этого, администрацией Клетнянского городского поселения в добровольном порядке, без возложения каких-либо обязанностей судом, совместно с администрацией Клетнянского муниципального района проводятся организационные мероприятия по созданию на территории района специализированной автостоянки. При установленных обстоятельствах суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.173, 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований прокурора Клетнянского района о возложении на администрацию муниципального образования «Клетнянское городское поселение» обязанности принять организационно-технические меры по созданию специализированной муниципальной стоянки для задержанных транспортных средств, а также по перемещению на нее задержанных транспортных средств - отказать. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 суток со дня вынесения. Председательствующий: