Решение о признании недействительным пункта положения о порядке установления, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет и взыскании невыплаченной пенсии



                                                                                                                                   Дело № 2-39/2012

                                                 Р Е Ш Е Н И Е

                          ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2012 года                                                                               пос. Клетня

            Клетнянский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Кривоноженковой В.П.

при секретаре Тимошенковой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васькиной Н.В. и Максименко А.Т. к администрации Клетнянского городского поселения о признании недействительным ч. 2 п. 7 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет и взыскании невыплаченной пенсии,

                                            У С Т А Н О В И Л:

Истцы Васькина Н.В. и Максименко А.Т. обратились в суд с данным иском, ссылаясь на то, что они получают установленную Клетнянской районной администрацией доплату к государственной пенсии (муниципальную пенсию) согласно утвержденному «Положению о порядке установления, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальные должности муниципальной службы Клетнянского городского поселения» (далее - Положение), утвержденным решением Клетнянского поселкового Совета народных депутатов №18-5 от 31.03.2009г. с последующими изменениями.

Данным Положением (п. 7) утверждено, что размер муниципальной пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного законодательством РФ размера базовой части трудовой пенсии.

При этом поселковый Совет народных депутатов неправомерно внес ч. 2 в п. 7 Положения о том, что при изменении размера базовой части трудовой пенсии по старости перерасчет муниципальной пенсии не производится.

Данный пункт противоречит ст. 55 Конституции РФ, п. 6 ст. 17 Закона РФ «О трудовых пенсиях в российской Федерации».

Вследствие ненадлежащего применения ответчиком нормативных актов о пенсионном обеспечении муниципальных служащих им незаконно установлена пенсия за выслугу лет в размере ниже базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

Им при увеличении базового размера трудовой пенсии перерасчет муниципальной пенсии вовремя не производится. Так, с апреля 2010 года размер базовой части трудовой пенсии увеличен до 2723 рублей, но Васькиной начали платить данную сумму с января 2011 года. Васькиной Н.В. за 2010 год недополучено 1449 рублей.

С февраля 2011 года размер базовой пенсии увеличен до 2963 рублей, но им перерасчет до настоящего времени не произведен. Недоплата составляет 2160 рублей каждому из истцов.

С учетом измененных требований истцы просят суд признать незаконной часть 2 пункта 7 Положения об о порядке установления, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальные должности муниципальной службы Клетнянского городского поселения и взыскать с ответчика в их пользу недоплаченную пенсию за 2010 и 2011 годы.

В судебном заседании истцы Васькина Н.В. и Максименко А.Т. поддержали исковые требования по изложенным в заявлении основаниям и просили взыскать недоплаченную пенсию с индексацией.

Представитель ответчика - администрации Клетнянского городского поселения - Ш., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск Васькиной Н.В. и Максименко А.Т. не признала и пояснила суду, что муниципальная пенсия истцам назначена и выплачивается на основании Положения, утвержденного решением сессии поселкового Совета народных депутатов. Будет судебное решение, выплатят по решению.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Истцы Васькина Н.В. и Максименко А.Т. как лица, замещавшие ранее муниципальные должности муниципальной службы Клетнянского городского поселения, являются получателями муниципальной пенсии за выслугу лет, которая установлена им в соответствии с Положением о порядке установления, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальные должности муниципальной службы Клетнянского городского поселения. Данное обстоятельство никем не оспаривается.

Согласно п. 7 Положения, утвержденного решением Клетнянского поселкового Совета народных депутатов №18-5 от 31 марта 2009 года, размер муниципальной пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного законодательством Российской Федерации размера базовой пенсии по старости. При изменении размера страховой или базовой части государственной пенсии перерасчет муниципальной пенсии за выслугу лет не производится.

Впоследующем решениями от 03.06.2011г., от 21.10.2011г. Клетнянский поселковый Совет народных депутатов внес изменения и дополнения в п. 7 Положения, вначале исключив указание на то, что перерасчет муниципальной пенсии не производится, а затем изложив его окончательно в следующей редакции: «Размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного частью 2 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. При изменении соответствующего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости перерасчет пенсии за выслугу лет не производится».

При этом вышеуказанные решения содержат указания на то, что действие измененных положений п. 7 распространяется на правоотношения, возникшие после принятия решений о внесений изменений и дополнений к данному пункту.

У Васькиной право на муниципальную пенсию возникло в 2005 году, у Максименко - в 1999 году, в связи с чем действие измененного пункта 7 Положения на них не распространяется.

Обсуждая вопрос о законности пункта 7 «Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальные должности муниципальной службы Клетнянского городского поселения» утвержденного решением Клетнянского поселкового совета народных депутатов №18-5 от 31.03.2009г., суд приходит к следующему.

Конституция РФ, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства /ст. 7 ч.1/ социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, правил исчисления их размеров, а также порядка индексации к компетенции законодателя.

Федеральный закон от 2.03.2007 года « О муниципальной службе в РФ» в числе гарантий, предоставляемых муниципальному служащему, предусматривает пенсионное обеспечение за выслугу лет. /пп.5 п.1.ст.32/

Федеральным законом от 15 12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», вступившим в силу с 1.01.2002 г., на основании которого в настоящее время федеральным государственным служащим назначаются пенсии за выслугу лет, предусматривается, что условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов РФ за счет средств субъектов РФ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

До 1. 01.2002г. федеральным государственным служащим назначалась ежемесячная доплата к государственной пенсии согласно Указу Президента РФ от 16.08.1995 г. №854.Этим же Указом рекомендовалось устанавливать доплаты к государственным пенсиям за счет собственных средств.

Согласно ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправление относится законодательство о муниципальной службе.

В перечень предметов ведения местного самоуправления, установленный ст. 6 упомянутого Федерального закона, законодательное регулирование вопросов муниципальной службы не отнесено.

Вместе с тем в компетенцию органов местного самоуправления муниципальных образований входит установление и обеспечение дополнительных гарантий.

Ст. 13 Закона Брянской области №156-№ от 16.11.2007 года предусматривает, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного служащего, установленные федеральными законами и законами Брянской области.

Согласно Закону Брянской области «О внесении изменений в Закон Брянской области « О государственной службе Брянской области» и приложения №7 - «положения о порядке установления выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет», в п. 6 предусмотрено, что размер пенсии не может быть ниже установленного законодательством РФ размера базовой части трудовой пенсии по старости.

Оспариваемое истцами условие, предусмотренное в п. 7 Положения, противоречит аналогичному положению Брянской области и ухудшает положение истцов.

В силу ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятые и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его недействующим со дня его принятия.

Судом установлено, что условие, предусмотренное во второй части п. 7 Положения, принятого на сессии Клетнянского поселкового совета народных депутатов 31 марта 2009 года, противоречит п. 6 Положения о порядке установления перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Брянской области, которое имеет большую юридическую силу, поэтому суд находит иск в этой части подлежащим удовлетворению.

Отказывая истцам в пересчете размера муниципальной пенсии, ответчик исходит из содержания п. 7 Положения в окончательной редакции, а также из содержания п. 6 Закона Брянской области от 25 ноября 2010 года «О внесении изменений в Закон Брянской области от 16 июня 2005 года №46-З «О государственной гражданской службе Брянской области». Согласно п. 6 вышеуказанного Закона, размер пенсии не может быть ниже 2562 рублей.

Однако данная позиция ответчика неверна, поскольку сам закон определяет, что действия п. 6 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Васькиной Н.В. муниципальная пенсия назначена в 2005 году, Макисменко А.Т. - в 1999 году, то есть в период времени, когда истцам назначалась муниципальная пенсия, действовало положение о том, что размер муниципальной пенсии не может быть ниже установленного законодательством Российской Федерации размера базовой части трудовой пенсии.

У ответчика нет законных оснований для отказа истцам в перерасчете муниципальной пенсии. То обстоятельство, что денежные средства не предусмотрены бюджетом, не может служить основанием к отказу в перерасчете пенсии.

Согласно представленным справкам за 2010-2011 годы, Васькиной Н.В.с января 2010 года по декабрь 2010 года включительно выплачивалась муниципальная пенсия в размере 2562 рубля ежемесячно, с января по декабрь 2011 года размер выплаченной обоим истцам пенсии составлял 2723,41 рубля в месяц.

Из справки УПФ РФ в Клетнянском муниципальном районе следует, что базовая часть трудовой пенсии по старости в РФ с 1 декабря 2009 года установлена в размере 2562 рубля, с 2 апреля 2010 года - в размере 2723,41 рубля, а с 1 февраля 2011 года - 2963,07 рубля.

Таким образом, размер выплаченной Васькиной Н.В. муниципальной пенсии в 2010 году с января по март включительно соответствовал размеру базовой части трудовой пенсии.

С апреля 2010 года по декабрь 2010 года включительно размер муниципальной пенсии Васькиной Н.В., а с февраля 2011 года по 31 декабря 2011 года у обоих истцов размер полученной муниципальной пенсии не соответствует размеру базовой части трудовой пенсии.

Исковые требования Васькиной Н.В. и Максименко А.Т. в части взыскания невыплаченной пенсии суд находит подлежащими удовлетворению. Взыскиваемые суммы подлежат индексации на уровень инфляции, который в 2010 году составил 8,8%, в 2011 году - 6,1%.

Невыплаченная часть муниципальной пенсии Васькиной Н.В. составляет: в 2010 году: 2723,41руб. - 2565руб. = 161,41руб. х 9мес. = 1452,69 руб. с учетом инфляции: 1452,69 руб. х 8,8% х 6,1% = 1676,94 руб.

За 2011 год: за январь 161.41руб.; с февраля по декабрь включительно: 2963,07 руб. - 2723,41 руб. = 239,66 руб. х 11 мес. = 2636,26 руб. с учетом инфляции: 2636,26 руб. х 6,1%= 2797,07 руб.

Всего в пользу Васькиной Н.В. подлежит взысканию сумма 1676,94 руб. + 2797,07 руб. = 4474,01руб.

Невыплаченная часть муниципальной пенсии Максименко А.Т. составляет: с февраля по декабрь 2011 года включительно: 2963,07 руб. - 2723,41 руб. = 239,66 руб. х 11 мес. = 2636,26 руб. с учетом инфляции: 2636,26 руб. х 6,1%= 2797,07 руб.

           На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

                                                Р Е Ш И Л :

Исковые требования Васькиной Н.В. и Максименко А.Т. удовлетворить.

Признать недействующей со дня издания часть 2 пункта 7 «Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальные должности муниципальной службы Клетнянского городского поселения» утвержденного решением Клетнянского поселкового совета народных депутатов №18-5 от 31.03.2009г., изложенную в следующей редакции: «При изменении размера базовой части трудовой пенсии по старости перерасчет муниципальной пенсии не производится».

Взыскать с администрации Клетнянского городского поселения в пользу Васькиной Н.В. 4474 рубля 01 копейку, в пользу Максименко А.Т. 2797 рублей 07 копеек.

          Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца со дня вынесения.

          Председательствующий: