РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 мая 2011 года г. Спас-Клепики
Клепиковский районный суд Рязанской области в составе:
Председательствующего судьи Н. С. Самсаковой
При секретаре С. С. Кручининой
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дьячковой ФИО13 к Администрации МО – Клепиковский муниципальный район, МИФНС России № 9 по Рязанской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации МО – Клепиковский муниципальный район, МИФНС России № 9 по Рязанской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата» о признании права собственности на жилой дом и земельный участок.
Свое требование она мотивировала тем, что она является собственником квартир, находящихся в жилом доме по адресу: <адрес>:
- квартиры №1 – на основании Договора купли-продажи квартиры № от ДД.ММ.ГГГГ;
- квартиры №2 – на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ;
- квартиры №3 – на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
До ДД.ММ.ГГГГ года каждая из указанных квартир фактически являлась частью жилого дома, так как представляла собой изолированное жилое помещение, оборудованное отдельным входом. В данном жилом доме отсутствовали помещения общего пользования и помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием. Под каждую из вышеуказанных частей жилого дома (документально – квартиру) в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО14 поселковой администрацией Клепиковского района Рязанской области был предоставлен отдельный земельный участок.
В настоящее время из трех земельных участков, на которых расположен целый жилой дом, право собственности истицы зарегистрировано лишь на один из них – с кадастровым номером №. Данный участок площадью <данные изъяты> кв.м., на котором была расположена часть жилого дома, имеющая наименование квартиры №, приобретен истицей на основании Договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., на котором была расположена часть жилого дома, имеющая наименование квартиры №, был предоставлен ФИО2 в собственность на основании Постановления главы ФИО15 поселковой администрации в ДД.ММ.ГГГГ году.
После смерти ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ наследство за ним фактически приняла его супруга – ФИО3, а после ее смерти (ДД.ММ.ГГГГ) юридически принял ее сын - ФИО5 На часть наследственного имущества, а именно <адрес>, ФИО5 нотариусом было выдано Свидетельство о праве на наследство по закону. На вышеуказанный земельный участок свидетельство о праве на наследство ФИО5 не получал, и соответственно какие-либо права на него не регистрировал. Однако, поскольку ФИО5 принял часть наследства в виде указанного жилого помещения, то принял все причитающееся ему наследство, в том числе и в виде земельного участка с кадастровым номером №.
Земельный участок, обозначенный номером № (согласно межевому плану, составленному ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО16 ФИО7) площадью <данные изъяты> кв.м., на котором расположена часть жилого дома, имеющая наименование <адрес>, был предоставлен ФИО4 в собственность в ДД.ММ.ГГГГ году. Сведения о данном участке не были сообщены ФИО17 поселковой администрацией в орган, осуществляющий кадастровый учет, и данный участок не был поставлен на кадастровый учет как объект гражданских правоотношений.
После смерти ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ наследство за ней в виде <адрес> относящегося к данной квартире земельного участка, юридически приняла ФИО8 На наследственную квартиру ФИО8 нотариусом было выдано Свидетельство о праве на наследство по завещанию. Наследственный земельный участок на свое имя ФИО8 не оформляла.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 (в девичестве – ФИО18) Т.Е. подарила <адрес> своему отцу – ФИО5 на основании Договора дарения квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО5, зарегистрированный и проживавший по день смерти по адресу: <адрес>.
После его смерти открылось наследство, состоящее из:
- <адрес>, находящихся в жилом доме по адресу: <адрес>;
- земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка обозначенного номером №, по адресу: <адрес>, участок расположен примерно в 1 м по направлению на запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>.
В установленный законом срок после смерти супруга истица приняла наследство, подав нотариусу заявление о принятии наследства по закону. Дочь наследодателя наследство за отцом ни юридически, ни фактически не принимала и на него не претендует.
На часть наследственного имущества: <адрес>, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, нотариусом истице были выданы свидетельства о праве на наследство по закону.
В выдаче свидетельств о праве на наследство на земельные участки, принадлежащие наследодателю, истице было отказано по причине отсутствия на них правоустанавливающих документов, выданных на имя ФИО5 Данное обстоятельство лишает истицу возможности юридически оформить право собственности на наследственные земельные участки во внесудебном порядке.
В ДД.ММ.ГГГГ году истица совместно с супругом за счет своих личных средств провели реконструкцию принадлежащих им квартир, с целью объединения данных квартир в индивидуальный жилой дом. Иных квартир, помимо принадлежащих Дьячковым, в составе данного дома не имелось.
ДД.ММ.ГГГГ истица уточнила свои исковые требования, просила признать за ней право собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая площадь – <данные изъяты> кв.м. со служебными строениями и сооружениями и земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенные по адресу: <адрес>, а также аннулировать сведения государственного кадастрового учета о земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>, ранее учтенном в Государственном кадастровом учете.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования, пояснив вышеизложенное.
В судебное заседание представитель ответчика – Администрации МО – Клепиковский муниципальный район не явился. Извещен надлежаще. Письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика – МИФНС России № 9 по Рязанской области не явился. Надлежаще извещен. Возражений относительно исковых требований не представил.
В судебное заседание представитель 3-его лица – ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Рязанской области не явился. Надлежаще извещен. Возражений относительно заявленных требований не представил.
В судебное заседание 3-е лицо – Политова Т.Е. не явилась. Надлежаще извещена. Письменно не возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав истца, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
Согласно ст. 1112 абз.1 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1142 ч. 1 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей нотариусу по месту открытия наследства заявления наследника о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д23).
После смерти ФИО2 осталось наследственное имущество, состоящее из <адрес> земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26), межевым планом (л.д.27-35).
Наследниками по закону первой очереди всего имущества, оставшегося после смерти ФИО2 являются сын наследодателя – ФИО5, и жена наследодателя – ФИО3, что подтверждается материалами наследственного дела (л.д.136-143).
Других наследников, предусмотренных законом либо завещанием нет, что подтверждается отсутствием наследственного дела.
После смерти ФИО2, жена наследодателя приняла наследство юридически, получив свидетельство о праве на наследство на денежную компенсацию. Кроме того, она продолжала проживать в квартире наследодателя, пользовалась земельным участком, хоронила мужа.
Данные факты подтверждаются материалами наследственного дела (л.д.136-143).
В соответствии с ч.2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО3, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24).
После смерти ФИО3 осталось наследственное имущество, состоящее из <адрес> земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26), межевым планом (л.д.27-35).
Единственным наследником по закону первой очереди всего имущества, оставшегося после смерти ФИО3 является сын наследодателя – ФИО5 Других наследников, предусмотренных законом либо завещанием нет. Данные обстоятельства подтверждаются материалами наследственного дела (л.д.103-134).
После смерти ФИО3 сын наследодателя – ФИО5 принял наследство юридически, подав заявление нотариусу и получив свидетельства о праве на наследство на квартиру, недополученную пенсию и компенсационные выплаты.
На вышеуказанный земельный участок свидетельство о праве на наследство ФИО5 не получал, и соответственно какие-либо права на него не регистрировал.
В соответствии с ч.2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО4, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36).
После смерти ФИО4 осталось наследственное имущество, состоящее из <адрес> земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26), межевым планом (л.д.37-45).
Единственным наследником по завещанию всего имущества, оставшегося после смерти ФИО4 является Дьячкова Т.Е. Других наследников, предусмотренных законом либо завещанием нет. Данные обстоятельства подтверждаются материалами наследственного дела (л.д.144-152).
После смерти ФИО4 Дьячкова Т.Е. принял наследство юридически, подав заявление нотариусу и получив свидетельства о праве на наследство на квартиру. Свидетельство о праве на наследство по завещанию на земельный участок Дьячкова Т.Е. не оформляла, в связи с тем, что сведения о данном участке не были сообщены ФИО19 поселковой администрацией в орган, осуществляющий кадастровый учет, и данный участок не был поставлен на кадастровый учет как объект гражданских правоотношений.
ДД.ММ.ГГГГ Политова (в девичестве – Дьячкова) Т.Е. подарила <адрес> своему отцу – ФИО5 на основании Договора дарения квартиры, зарегистрированного в Рязанской областной регистрационной палате ДД.ММ.ГГГГ за №, что подтверждается материалами наследственного дела (л.д.55-102).
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО5, что подтверждается свидетельством о смерти I№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).
После его смерти открылось наследство, состоящее из:
- <адрес>, находящихся в жилом доме по адресу: <адрес>;
- земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка обозначенного номером №, по адресу: <адрес>, участок расположен примерно в 1 м по направлению на запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>.
Наследниками по закону первой очереди всего имущества, оставшегося после смерти ФИО5 являются жена наследодателя - Дьячкова Ф.В и дочь наследодателя - Политова Т.Е. Других наследников, предусмотренных законом либо завещанием нет.
Дочь наследодателя наследство за отцом не принимала и на него не претендует.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами наследственного дела (л.д.55-102), заявлением Политовой Т.Е.
В установленный законом срок после смерти супруга Дьячкова Ф.В. приняла наследство, подав нотариусу Клепиковского района Рязанской области ФИО10 заявление о принятии наследства по закону.
На часть наследственного имущества: <адрес>, расположенные по адресу: <адрес>, нотариусом истице были выданы свидетельства о праве на наследство по закону.
Однако в выдаче свидетельства о праве на наследство на земельные участки истице было отказано, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на данное имущество.
В соответствии с ч.2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец в шестимесячный срок после смерти наследодателя принял наследство за ним.
Фактически три земельных участка, на которых располагаются квартиры, являются единым земельным участком общей площадью <данные изъяты> кв.м., который огорожен единым забором, данные участки никогда не были разграничены на местности между собой и, поэтому в настоящее время не представляется возможным определить границы каждого из трех участков.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.
Статья 1 ч. 1 пп. 5 Земельного кодекса РФ провозглашает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с абзацем 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Судом также установлено, что Дьячкова Ф.В. является собственником <адрес> на основании Договора купли-продажи квартиры № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной регистрационной службы по Рязанской области за № и земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный под вышеуказанной квартирой, что подтверждается договором № купли-продажи квартиры (л.д.8), свидетельством о ГРП № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), договором № купли-продажи земельного участка (л.д.21), свидетельством о ГРП № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22).
В ДД.ММ.ГГГГ году истица совместно с ФИО5 за счет своих личных средств провели реконструкцию принадлежащих им квартир, а именно: произвели внутреннюю перепланировку, снос печей и пристроек, возвели жилую пристройку, пробили дверные проемы, с целью объединения данных квартир в индивидуальный жилой дом. Иных квартир, помимо принадлежащих истице и ФИО5, в составе данного дома не имелось. Данная реконструкция была произведена без получения необходимых разрешений, в связи с чем, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 222 ГК РФ, реконструированный жилой дом является самовольной постройкой.
В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При реконструкции спорного жилого дома нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, существенных нарушений строительных и градостроительных норм и правил допущено не было; указанная реконструкция не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается заключением ТО Роспотребнадзора по Рязанской области в Касимовском районе за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20), заключением начальника ОНД Клепиковского района ФИО11 за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).
Согласно п. 4 ст. 24 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Следовательно, поскольку сведения о земельном участке с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес> носили временный характер и в течение двух лет со дня постановки данного участка на учет он не был зарегистрирован в органе, осуществляющем регистрацию прав, данные сведения необходимо аннулировать.
При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить исковые требования Дьячковой Ф.В. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Дьячковой ФИО20 право собственности на жилой дом общей площадью – <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая площадь – <данные изъяты> кв.м., со служебными строениями и сооружениями: сарай, навес, погреб, уборная, гараж, колодец, два забора, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Дьячковой ФИО21 право собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>.
Аннулировать сведения государственного кадастрового учета о земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым № расположенном по адресу: <адрес>, ранее учтенном в Государственном кадастровом учете.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Клепиковский районный суд в течение 10 дней.
Судья Н. С. Самсакова