решение Клепиквского районного суда Рязанской области



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Спас-Клепики Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ

Клепиковский районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Романовой Ю.В. при секретаре Родичкиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Клепиковскому району Рязанской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Рязанской области,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ – УПФ РФ по Клепиковскому району Рязанской области, в котором просит: обязать ответчика включить в периоды осуществления педагогической деятельности время работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности председателя Тумского поселкового ФИО2 народных депутатов; обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В дальнейшем истец уточнил исковые требования в части периода осуществления педагогической деятельности, просит: обязать ответчика включить в периоды осуществления педагогической деятельности время работы истца со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности председателя Тумского поселкового ФИО2 народных депутатов; обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70,77).

Свои требования истец мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением педагогической деятельности в соответствии с ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Работа истца в должности председателя Тумского поселкового ФИО2 народных депутатов в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была исключена из периодов осуществления педагогической деятельности. Истец считает отказ в назначении досрочной пенсии неправомерным, поскольку, согласно постановлению Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и Положению «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденному Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года, работа на выборных должностях засчитывалась в стаж для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения. Непринятие ответчиком во внимание ранее действовавших нормативных правовых актов нарушает конституционное право истца на пенсионное обеспечение. На выборной должности истец проработал 3 года 4 месяца 24 дня, все остальное время он работал учителем, заместителем директора и директором школы, то есть его педагогический стаж составил более 2/3 требуемого стажа.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 73), от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, уточненные исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д. 76).

Представители ответчика ФИО5, действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57), и ФИО6, действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78), в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признали полностью. ФИО6, пояснила, что на момент обращения с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно истец не обладал необходимым 25-летним педагогическим стажем. Период работы истца на выборной должности ФИО1 при подаче заявления о назначении пенсии не заявлялся и не рассматривался. В любом случае, в специальный стаж не может быть засчитан период работы истца со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности председателя поселкового ФИО2 по следующему основанию. В соответствии с п. 4 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397, время работы на выборных должностях засчитывается при условии, если не менее 2/3 стажа (т.е. 16 лет и 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. На момент отмены указанного постановления - ДД.ММ.ГГГГ, педагогический стаж истца составлял 15 лет 11 месяцев 13 дней, при требуемых 16 лет 8 месяцев. В действующих Списках спорного периода работы не значится. Обстоятельство работы истца на выборной должности в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не оспаривают. В случае, если бы спорный период подлежал включению в педагогический стаж, то специальный стаж истца составил бы более 25 лет, и истец имел бы право на досрочную пенсию.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, третье лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом (л.д. 75), от него поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 64), а также отзыв на исковое заявление (л.д. 65-68), в котором третье лицо просит в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям. С учетом Разъяснений Минтруда России от 17.10.2003 года № 4, утвержденных Постановлением Минтруда России по согласованию с Пенсионным Фондом РФ «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.10.2003 года № 70, истец должен был выработать 25-летний специальный стаж на дату отмены Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397. При отсутствии этого условия трудовая пенсия истцу не может быть назначена.

Выслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В специальный педагогический стаж ФИО1 ответчиком законно и обоснованно были засчитаны следующие периоды его работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учитель математики в Оськинской восьмилетней школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ директор Тумской средней школы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместитель директора по учебной части в Тумской средней школе №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместитель директора; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ директор Тумской муниципальной средней (полной) общеобразовательной школы №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учитель начальных классов по совместительству; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учитель черчения по совместительству (л.д. 7-9,10-20,29,30,31-33). Указанные периоды стороны не оспаривали.

В период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал председателем Тумского поселкового Совета народных депутатов, что подтверждается трудовой книжкой (л.д. 14,58,59) и не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с длительным осуществлением педагогической деятельности (л.д. 44-48). Решением ГУ – УПФ РФ по Клепиковскому району Рязанской области № 6 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в назначении пенсии отказано из-за отсутствия требуемого педагогического стажа (л.д. 7-9). Педагогический стаж истца, зачтенный ответчиком, согласно решению № от ДД.ММ.ГГГГ составил на дату его обращения 23 года 01 месяц 01 день (л.д. 9). Период работы истца на выборной должности ответчиком не был засчитан в специальный стаж, хотя истец и представлял ответчику трудовую книжку с указанием работы на выборной должности.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона предусматривается, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27 закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 во исполнение указанной правовой нормы был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Правила).

В данном Списке действительно не указан период работы на выборной должности. Отсутствует указание на выборную должность и в ранее действовавших Списках от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом необходимо иметь в виду, что в период работы истца в должности председателя Тумского поселкового ФИО2 народных депутатов в 1990-1993 годах действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Согласно п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах; работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях.

В силу пункта 4 данного Положения период работы на выборной должности засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Конституционный суд РФ в постановлении от 29.01.2004 года №-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» разъяснил, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Поэтому ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Норма права, содержащаяся в п. 4 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку, не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01 января 2002 года пенсионных прав, в том числе и в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Таким образом, оценку пенсионных прав истца необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период, поскольку, истец, принимая решение о характере своей трудовой деятельности в этот период, был вправе рассчитывать на предусмотренное Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 социальное обеспечение в будущем. Наступившие впоследствии изменения в законодательстве не должны ограничивать такую возможность.

Кроме того, согласно п. 7 Постановления Совета Министров СССР от 05.03.1971 года № 157 «О мерах по укреплению материально-финансовой базы исполкомов районных и городских Советов народных депутатов», действующему в настоящее время, время пребывания на должности председателя, заместителя председателя и секретаря исполкома районного, городского Совета народных депутатов засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой они работали до избрания в районный, городской Совет народных депутатов.

Аналогичная норма закреплена в п. 4 «Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях», являющегося приложением 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений, утвержденной Приказом Минвуза СССР от 27.08.1987 года № 605. В соответствии с указанным пунктом время работы в должности председателя, заместителя председателя или секретаря исполкома сельского, поселкового, районного, городского Совета народных депутатов засчитывается в стаж педагогической работы при условии, если избранию на эту должность непосредственно предшествовала педагогическая деятельность. Данная норма права является действующей.

Избранию истца на выборную должность непосредственно предшествовала педагогическая деятельность (л.д. 9,13-14). После прекращения у истца полномочий председателя Тумского поселкового Совета он вновь осуществлял педагогическую деятельность (л.д. 9,14-15). Данные обстоятельства ответчиком в судебном заседании не оспаривались.

В связи с этим, исходя из принципа предсказуемости правовой определенности поведения государства, период работы истца на выборной должности подлежит включению в педагогический стаж независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости (так как педагогический стаж истца составил более 2/3 от требуемого). Право на включение данного периода в педагогический стаж не может быть утрачено в связи с введением нового правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение.

Довод ответчика о необходимости выработки 2/3 требуемого педагогического стажа на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на дату отмены Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397, основан на неправильном толковании пенсионного законодательства. При таком толковании и применении, в том числе Постановления Минтруда РФ от 17.10.2003 года № 70 и Разъяснения Минтруда РФ от 17.10.2003 года № 4 (на которые ссылается третье лицо), требуемый педагогический стаж истца должен был быть выработан им до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что противоречит и лишает смысла судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации, направленные на сохранение ранее приобретенных прав.

Позиция ответчика и третьего лица противоречит, в том числе и положениям статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что с учетом спорного периода работы истца на выборной должности, продолжительность его специального стажа к моменту обращения с заявлением о назначении пенсии составляет 25 лет, что является основанием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истец с заявлением о назначении пенсии обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44-48). На день обращения педагогический стаж истца составил 25 лет.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Клепиковскому району Рязанской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы ФИО1 в должности председателя Тумского поселкового Совета народных депутатов со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Клепиковскому району Рязанской области назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Рязанский областной суд через Клепиковский районный суд Рязанской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: Ю.В. Романова