Дело № 2-194/2010
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
п.Кизнер Удмуртской Республики 27 августа 2010г.
Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ильиной Е.В.,
при секретаре Чернышевой А.Н.,
с участием истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО3 о возмещении морального вреда, причинённого преступлением,
у с т а н о в и л :
Васильева С.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Марданову С.И. о компенсации морального вреда, причиненного ей преступлением, в размере 500 000 руб., мотивируя следующим.
3 февраля 2010 года приговором Кизнерского районного суда УР ФИО3 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ. Ему назначено наказание в виде девяти лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Марданов С. И. был признан виновным в убийстве супруга Васильевой С.П. - ФИО4.
В связи с гибелью мужа истица испытала сильное душевное волнение. Смерть мужа сказалась на состоянии здоровья её и детей. Она стала много употреблять лекарственных препаратов, чтобы успокоиться, нуждается в курортно-санаторном лечении. После смерти мужа Васильева С.П. осталась одна с тремя несовершеннолетними детьми: Ольга - 1997 года рождения; Игорь - 1999 года рождения; Виктория - 2000 года рождения. Дети до настоящего времени также тяжело переживают трагическую смерть своего отца. Гибелью мужа нарушено её личное неимущественное право иметь полную семью, право на помощь, поддержку и заботу со стороны супруга. В связи с потерей близкого человека, помощника в любой трудной ситуации, Васильевой С.П. причинены неизмеримые нравственные и физические страдания. Причинённый ей моральный вред Васильева С.П. оценивает в размере 500 000 рублей и просит возложить на ответчика обязанность по выплате в её пользу компенсации морального вреда в указанной сумме.
В судебном заседании Васильева С.П. снизила исковые требования о компенсации морального вреда до суммы 300 000 рублей, дала пояснения согласно вышеизложенного, дополнив следующим. У неё трое несовершеннолетних детей. Младшая дочь-инвалид 1 группы. Она нуждается в постоянном уходе, не ходит, по дому её приходится переносить на руках, в т.ч. носить в баню. Дочь растёт, становится тяжёлой. Раньше всё это делал муж. Дрова теперь приходиться покупать, держать скотину тяжело. Летом некому теперь заготавливать корма, придётся продавать корову. Дом у них уже старый, гнилой. Вся надежда была на мужа, который хотел построить новый дом. Из-за переживаний здоровье у Васильевой С.П. ухудшилось, и нет возможности самой выехать в больницу, т.к. не с кем оставить больную дочь. Помогать ей некому, её мать болеет, а родители мужа живут в Ижевске, приезжают редко. Васильева С.П. пояснила, что у Марданова С.И. своей семьи нет, его мать тоже проживает в д.Верхний Бемыж, но обходит её стороной, помощь не предлагает. Добровольно ответчик ей ничем не помогает.
В судебное заседание ответчик Марданов С.И. не явился, так как отбывает наказание в ФБУ ИК-5 г.Сарапула. В письменном заявлении от 20.08.2010г. Марданов С.И. не признал заявленные Васильевой С.П. исковые требования о компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что исковое заявление подано ею не в ходе предварительного и судебного следствия, а через полгода после суда. Также указывает на то, что в колонии нет рабочих мест, а другого источника дохода у него нет. Ответчик считает, что исковые требования неоправданно завышены.
Свидетель Чичканова В.В., глава администрации МО «Верхнебемыжское», суду показала, что у Васильевой С.П. трое детей, младшая дочь-инвалид 1 группы, неподвижная, её надо ежегодно возить на лечение, состояние ребёнка ухудшается. У Васильевых большое хозяйство, а в этом году проблема с кормами, дров нет. А был бы муж, и сено и дрова были бы. Васильев С.П. всегда старался обеспечить семью, помогал ухаживать за дочерью. Сейчас Васильевой С.П. всё приходиться делать самой, а также нанимать работников, а она получает только пенсию по потере кормильца. Деньги на похороны она занимала. Васильевой С.П. без мужа очень сложно жить, растить троих детей. Семья Васильевых очень хорошая, дети успешно учатся. Смерть отца отразилась на поведении детей. Они стали меньше играть, больше работают, помогают матери. Со стороны семьи Марданова С.И. никакой помощи Васильевым не было.
Выслушав объяснения истицы, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Васильевой С.П. к Марданову С.И. о компенсации морального вреда в сумме 300 000 рублей.
Согласно п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст.ст. 151, ч.1 ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный гражданину, действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, подлежит денежной компенсации лицом, причинившим вред.
В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причинённые действиями (бездействиями), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, неприкосновенность и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права граждан. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников.
Приговором Кизнерского районного суда УР от 03.02.2010г. Марданов С.И. признан виновным в совершении преступления по ч.1 ст.105 УК РФ, то есть убийстве Васильева Н.П.- мужа Васильевой С.П. Приговор суда вступил в законную силу.
Обоснованность доводов Васильевой С.П. о причинении ей нравственных и физических страданий в связи с убийством мужа, помимо самого факта преступления, подтверждается:
- свидетельством о заключении брака между Васильевыми от 07.03.1997г.;
- справкой МО «Верхнебемыжское» о составе семьи истицы;
- свидетельствами о рождении детей: Васильевой Ольги, Васильева Игоря, Васильевой Виктории;
- справкой серии МСЭ-2006 № 0006105903 от 26.11.2009г. и справкой ФАП д. Верхний Бемыж от 02.08.2010г., подтверждающих инвалидность дочери Виктории, 2000 года рождения.
Указанные обстоятельства являются основанием компенсации Васильевой С.П. морального вреда.
Суд находит убедительными доводы истицы, что Васильева С.П., оставшись вдовой, со дня убийства мужа вынуждена переносить ежедневные и постоянные физические нагрузки в связи с уходом за парализованной дочерью инвалидом. Старшие дети в силу малолетнего возраста не в состоянии ей заменить мужа, осуществлять должный уход за ребёнком-инвалидом. Смерть Васильева Н.П. в результате преступных действий Морданова С.И., перечеркнула планы истицы на помощь, поддержку со стороны супруга в воспитании троих малолетних детей, в т.ч. дочери-инвалида.
Суд считает обоснованными доводы истицы, что в условиях сельской местности смерть трудоспособного мужа является невосполнимой утратой при ведении домашнего приусадебного хозяйства, поддержания жилого дома в надлежащем состоянии.
Оснований для освобождения ответчика от ответственности по компенсации морального вреда, предусмотренных п.2 ст.1064, ст.1066, п.1 ст.1083 ГК РФ, не имеется.
Компенсация морального вреда согласно ст.1101 ГК РФ осуществляется в денежной форме и определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда учитываются требования разумности и справедливости. При этом, характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Вышеизложенные обстоятельства дают основания для удовлетворения судом требования истца по взысканию с Марданова С.И. компенсации морального вреда в пользу Васильевой С.П. в требуемой сумме 300 000 рублей.
Согласно ст.196 ГК РФ срок исковой давности обращения в суд составляет 3 года со дня причинения вреда. Таким образом, доводы подсудимого о позднем сроке подачи искового заявления и отсутствия источника дохода не являются обоснованными и уважительными обстоятельствами для снижения размера компенсации морального вреда.
Сумма компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей заявлена в разумных пределах, с учетом принципа справедливости, умышленных действий Марданова С.И. и его материального положения как ответчика.
Согласно ст.89 ГПК РФ от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в доход государства госпошлина в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление ФИО2 к ФИО3 о компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с ФИО3 в пользу ФИО2 денежную компенсацию морального вреда в сумме 300 000 (триста тысяч) рублей.
Взыскать с ФИО3 в доход государства государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней путём подачи кассационной жалобы через Кизнерский районный суд УР, ответчиком Мардановым С.И. - в тот же срок со дня получения копии решения.
Председательствующий. подпись. Е.В. Ильина
Копия верна: Судья Е.В.Ильина