о признании незаконным решения Государственного учреждения «Центр занятости населения Кизнерского района»



Р Е Ш Е Н И Е дело № 2-11/2011г.

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п.Кизнер Удмуртской Республики 10 марта 2011года

Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ильиной Е.В.,

при секретаре Медведевой Е.П.,

с участием представителя ответчика Государственного Учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения Кизнерского района» ФИО1, действующего на основании Устава,

третьего лица на стороне ответчика ФИО2,

рассмотрев материалы гражданского дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Сургутстройгаз» о признании незаконным решения Государственного учреждения «Центр занятости населения Кизнерского района» №100096 от 07.09.2010г.,

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Сургутстройгаз» (далее- ООО«Сургутстройгаз») обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения «Центр занятости населения Кизнерского района»(далее -ЦЗН) №100096 от 07.09.2010г. о сохранении средней заработной платы Гизатуллину Р.Г за пятый месяц со дня его увольнения, мотивирует его следующими обстоятельствами.

Гизатуллин Р.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял в трудовых отношениях с ООО«Сургутстройгаз», откуда был уволен 06.04.2010г. в связи с сокращением численности работников на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ и ст.318 ТК РФ. 15.04.2010 г. Гизатуллин Р.Г. зарегистрировался в ЦЗН Кизнерского района УР в качестве гражданина, ищущего работу. ЦЗН было принято решение № 100096 от 07.09.2010 г. о сохранении Гизатуллину Р.Г. средней заработной платы за пятый месяц со дня его увольнения.

С данным решением ответчика истец не согласен по тем основаниям, что Гизатуллин Р.Г. является пенсионером и имеет доход в виде пенсии. По мнению ООО «Сургутстройгаз», ответчик в своем решении не обосновал исключительность обстоятельств, вследствие которых у Гизатуллина Р.Г. возникло право на получение заработной платы за пятый месяц нетрудоустройства, что само по себе нетрудоустройство Гизатуллина Р.Г. не является исключительным обстоятельством. Решение ответчика не содержит сведений, какие меры были им приняты по трудоустройству Гизатуллина Р.Г., а также сведений по отсутствию для него подходящих вакансий в оспариваемый период времени.

В судебное заседание представитель истца не явился. В своем заявлении от 09.03.2011г. просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика Санников А.Н. с заявлением ООО «Сургутстройгаз» не согласен. Суду пояснил, что согласно карточке персонального учета безработного за период нахождения Гизатуллина Р.Г. на учете в центре занятости населения, вакансий каменщика, с заработной платой не меньше той, которая была у Гизатуллина Р.Г. на последнем месте работы, не было. В период его учета в центр занятости вакансий и заявок на каменщика не поступало. Гизатуллин Р.Г. встал на учет 15.04.2010 года. За этот период он пособия от центра занятости не получал, выплаты производил последний работодатель. ЦЗН ежемесячно выдавал ему справки в течение полугода о том, что вакансий нет, и он не трудоустроен. В апреле ЦЗН предлагал Гизатуллину Р.Г. работу в ООО «Инвестстрой», но он отказался, т. к. работа была связана с выездом за пределы района. Гизатуллин также отказался от общественных работ. Вакансия каменщика при Спецстрое России его не устроила. В октябре 2010 года Гизатуллин Р.Г. сам написал заявление о снятии его с учета. Санников А.Н. считает, что ЦЗН принял все меры по трудоустройству ГизатуллинаР.Г. Действия ЦЗН по выдаче Гизатуллину Р.Г. решения по сохранению зарплаты за оспариваемый истцом период считает правомерными. По мнению ЦЗН, наличие пенсии у лица, ищущего работу, не является основанием отказа в выдаче решения по сохранению зарплаты.

Третье лицо на стороне ответчика - Гизатуллин Р.Г. возражает против удовлетворения заявленных требований истца. Суду пояснил, что около 9 лет работал на Севере каменщиком вахтовым методом. В начале апреле 2010 г. его уволили, на учет в центр занятости населения встал 15.04.2010 г. Он имеет неоконченное среднее образование. При постановке на учет в ЦЗН выразил согласие работать стропальщиком и каменщиком, десять лет назад работал оператором газовых котлов. Гизатуллин Р.Г. подтвердил, что является пенсионером по льготному стажу, получает пенсию около 8000 руб., на учете в центре занятости не состоит с 07.10.2010 года по собственному заявлению. В апреле, когда находился на Севере и ждал получения трудовой книжки, искал там работу, но везде отказывали по возрасту. В августе 2010 года ему предлагали 3-4 организации, точно не помнит какие, но в Спецстрое ему отказали в силу возраста. По вакансиям в августе 2010 г. его не устраивала заработная плата. Гизатуллин Р.Г. уточняет, что пособие ему не заплатили за 5-ый и 6-ой месяцы со дня увольнения. Действия ЦЗН поддерживает, поскольку вовремя встал на учет и регулярно отмечался. Самостоятельно после увольнения работу на Севере и по месту жительства не искал, считая, что ему положена выплата средней месячной зарплаты за 6 месяцев со дня увольнения, так как он работал вахтовым методом, жил на севере в период работы.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд находит заявление ООО «Сургутстройгаз» законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ст. 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия), а в исключительных случаях - по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, - и в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения. Указанные денежные выплаты производятся работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

При этом по общему правилу, закрепленному в ч. ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ, за работниками, увольняемыми по тем же основаниям из расположенных в иных регионах страны организаций, средний месячный заработок сохраняется на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия в размере среднего месячного заработка работника), а в исключительных случаях - также по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен - и в течение третьего месяца со дня увольнения.

Тем самым изложенной нормой ст. 318 ТК РФ работникам, увольняемым в связи с сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом ограниченных возможностей трудоустройства в этих районах и местностях по сравнению с иными территориями страны, гарантирован более длительный максимальный период сохранения среднего месячного заработка на время поиска работы.

<адрес>ов Крайнего Севера и приравненных местностей создает дополнительные трудности для трудоустройства работников по сравнению с другими регионами России, поэтому ТК РФ предусматривает более длительные сроки сохранения среднего заработка в случае увольнения работников в связи с ликвидацией организации и сокращением численности или штата работников по сравнению с общими правилами, предусмотренными ст. 178 ТК РФ.

Условиями сохранения за работниками среднего месячного заработка за 4, 5 и 6 месяц работы являются, во-первых, обращение работника в органы службы занятости населения в течение одного месяца с момента увольнения по указанным в ст.318 ТК РФ основаниям и, во-вторых, отсутствие в данный момент у органов службы занятости населения возможности трудоустроить этого работника.

Согласно Порядку регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 458, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости по месту жительства обратившегося.

Как усматривается из установленных судом обстоятельств дела, Гизатуллин Р.Г. состоял в трудовых отношениях с ООО «Сургутстройгаз», расположенном в районе Крайнего Севера( Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район,п.Пурпе-1) с 24.06.2002 года по профессии каменщика. Приказом № 58-к от 06.04.2010г. Гизатуллин Р.Г. был уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением численности и штата работников.

15.04.2010 г. Гизатуллин Р.Г. обратился в ЦЗН Кизнерского района УР, о чем была составлена карточка персонального учета гражданина, ищущего работу № 10 - 000544 от 15.04.2010 года. Согласно выпискам из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения по состоянию на 15.04.2010г., 21.04.2010г., 23.04.2010г., 07.05.2010г., 21.05.2010 г., 07.06.2010 г., 18.06.2010г., 28.06.2010г., 09.07.2010г., 23.07.2010г., 03.08.2010г., 17.08.2010г., 01.09.2010г., 16.09.2010г., 07.10.2010г. подходящая работа для Гизатуллина Р.Г. отсутствовала.

Решением ЦЗН №100096 от 07.09.2010г. Гизатуллину Р.Г. была сохранена заработная плата в течение пятого месяца со дня увольнения. В решении указывается, что Гизатуллин Р.Г. не был трудоустроен в течение пяти месяцев со дня увольнения по его профессии. Решение было выдано Гизатуллину Р.Г. для получения с работодателя средней заработной платы за пятый месяц со дня увольнения.

Суд, изучив данное решение ЦЗН и представленные службой занятости документы, находит обоснованными доводы истца, что ответчиком не аргументирован исключительный характер обстоятельств, вследствие возникновения которых у Гизатуллина Р.Г. появилось право на получение заработной платы за пятый месяц нетрудоустройства.

Так согласно пенсионного удостоверения, выданного 17.12.2008г. Управлением Пенсионного Фонда в Кизнерском районе УР, Гизатуллин Р.Г. получает трудовую пенсию по старости с 27.10.2008 г. В соответствии с положениями ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991г. он не может быть признан безработным. В силу п. 1 Порядка регистрации безработных граждан в организациях занятости регистрируются только трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода).

При разрешении вопроса наличии у Гизатуллина Р.Г. исключительных обстоятельств, позволявших бы сохранить за ним средний заработок по ч. 2 ст. 318 ТК РФ, суд учитывает установленный факт, что он является пенсионером по старости и, следовательно, имеет определенные средства к существованию, что Гизатуллин Р.Г. уже социально защищен государством посредством назначения пенсии.

Исходя из положений п. 17 Порядка регистрации безработных граждан, суд приходит к выводу, что хотя пенсионеры и могут являться субъектом трудовых правоотношений, но они лучше защищены в социальном смысле, по сравнению с другими категориями работников, и наличие пенсии у этих лиц не лишает их право на получение предусмотренных ч. 2 ст. 318 ТК РФ выплат, но их большая социальная защищенность требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 318 ТК РФ.

Ответчиком и третьим лицом признается, что согласно указанных правовых норм граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. Вместе с тем суд считает, что из смысла норм трудового законодательства распространение на работающих пенсионеров гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, не является безусловным основанием для применения в отношении них положений п. 2 ст. 318 ТК РФ вне зависимости от исключительности обстоятельств для выплат, предусмотренных указанной нормой.

Законодателем не определены критерии исключительности таких случаев. Однако само понятие исключительности позволяет полагать, что данных обстоятельств у Гизатуллина Р.Г. не имеется. Такими обстоятельствами не может являться отсутствие в период до пяти месяцев со дня увольнения работника работы по его квалификации, образованию, как это указывается в решении ЦЗН в отношении Гизатуллина Р.Г

Отдаленность районов Крайнего Севера и приравненных местностей создает дополнительные трудности для трудоустройства работников по сравнению с другими регионами России, поэтому трудовое законодательство предусматривает более длительные сроки сохранения среднего заработка в случае увольнения работников в связи с ликвидацией организации и сокращением численности или штата работников по сравнению с общими правилами, предусмотренными ст. 178 ТК РФ. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях значительно меньше возможностей для трудоустройства по сравнению с обжитыми территориями страны. Поэтому применение ч.2 ст.318 ТК РФ предполагает постоянное проживание уволенных работников или их дальнейшее трудоустройство в районах Крайнего Севера и приравненных к ним регионах, к которым Удмуртская Республика по своим природно-климатическим условиям не относится.

Так со слов Гизатуллина Р.Г., суду известно, что он не занимался поисками работы на Севере в оспариваемый период, не собирался туда ехать жить с этой же целью. Ответчиком также не представлено доказательств того, что Гизатуллин Р.Г. пытался трудоустраиваться на Севере.

Суд считает ошибочной позицию ответчика и третьего лица на его стороне о наличии у Гизатуллина Р.Г. права на сохранение средней заработной платы в течение оспариваемого периода со дня увольнения, поскольку данные выводы основаны исключительно на том, что он в своевременно ( в месячный срок со дня увольнения) обратился в ЦЗН и не был трудоустроен, в то время как указанные обстоятельства не могут быть рассмотрены в качестве исключительных, как того требует ч. 2 ст. 318 ТК РФ, поскольку положениями указанной нормы эти обстоятельства предусмотрены в качестве обязательных условий, соблюдение которых необходимо для сохранения работником заработка в течение пятого месяца со дня увольнения.

Вместе с тем, ч. 2 ст. 318 ТК РФ предусматривает возможность сохранения среднего заработка в течение пятого месяца со дня увольнения работникам, своевременно обратившимся после увольнения в орган службы занятости населения по решению этого органа не во всех, а только в исключительных случаях. При отсутствии таких исключительных случаев применению подлежат положения ч. 1 указанной статьи.

Исходя из изложенного, суд считает, что ответчиком не аргументированы утверждения, что у Гизатуллина Р.Г. имеются какие-либо исключительные обстоятельства, которые могли бы препятствовать его трудоустройству, при наличии которых он не имел бы средств к существованию, либо иных обстоятельств исключительного характера.

Кроме того, суд находит обоснованным заявление ООО «Сургутстройгаз» также в том, что ответчик не представил суду достаточных и убедительных доказательств принятия мер по трудоустройству Гизатуллина Р.Г. за оспариваемый период.

Представитель ответчика Санников А.Н. утверждает, что для Гизатуллина Р.Г. не было подходящей работы за период его учета в ЦЗН. Вместе с тем данное убеждение не соответствует действительности и законодательству.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона « О занятости населения» подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы гражданина. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

В соответствии с Законом Удмуртской Республики "О прожиточном минимуме в Удмуртской Республике" Постановлением Правительства УР от 01.11.2010 N 324 установлена величина прожиточного минимума в Удмуртской Республике за III квартал 2010 года в расчете на душу населения - 4890 рублей, для трудоспособного населения - 5239 рублей, пенсионеров - 3864 рубля.

При оценке критериев подходящей работы для Гизатуллина Р.Г. за оспариваемый период ЦЗН не принял также во внимание величину прожиточного минимума в Удмуртской Республике за II квартал 2010 года в расчете на душу населения - 4762 рубля, для трудоспособного населения - 5104 рубля, пенсионеров - 3771 рубль, детей - 4574 рубля, установленного Постановлением Правительства УР от 19.07.2010 N 234 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Удмуртской Республике за II квартал 2010 года".

С учетом положений п. 4 ст. 4 Закона « О занятости населения» не могла считаться подходящей для Гизатуллина Р.Г. работа по указанной в заявлении - анкете профессии только с заработной платой ниже установленной величины прожиточного минимума в Удмуртской Республике. Гизатуллин Р.Г., как усматривается из его заявления от 15.04.2010г., претендовал на трудоустройство стропальщиком, каменщиком со среднемесячной заработной платой в 20000 рублей, что в несколько раз превышает величину прожиточного минимума для пенсионеров и трудоспособного населения в Удмуртской Республике, хотя согласно справке СМУ -3 ООО СК «Сургутстройгаз» от 07.04.2010г. среднемесячный заработок за последние три месяца работы составил 12347 руб. 70 коп.

Согласно альбома вакансий ЦЗН в августе 2010г. имелся ряд профессий с зарплатой не ниже прожиточного минимума, а именно грузчик (п.3 альбома), монтер пути(п.11), разнорабочий( п.12), слесарь- ремонтник( п.20), каменщик( по альбому за июль-август 2010г.). Представитель ответчика признал, что для Гизатуллина Р.Г. подыскивали вакансии каменщика с заработной платой не меньше той, которая была у Гизатуллина Р.Г. на последнем месте работы. Таким образом, в вопросах трудоустройства ответчиком не были учтены условия п. 4 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и величина прожиточного минимума в Удмуртской Республике.

Гизатуллин Р.Г. пояснил, что во всех вакансиях его не устраивала низкая зарплата, исходя из размера зарплаты, которую он получал на Севере. Сам он поисками работы не занимался, рассчитывая на обязательные выплаты пособия в течение 6 месяцев при регулярной регистрации в ЦЗН. Кроме того Гизатуллин Р.Г. пояснил, что с учета как лицо, подыскивающее работу, снялся по истечении шестимесячного срока постановки на учет, так как получает досрочную трудовую пенсию по старости, назначенную в связи с работой в районах Крайнего Севера.

Ответчиком не представлены суду предложения ЦЗН о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы для Гизатуллина Р.Г. за оспариваемый период. Обязанность по оказанию содействия гражданам в поиске подходящей работы закреплена п.2.2.2. Устава ЦЗН, зарегистрированного 15.01.2007г.

В деле имеются только два предложения: от 15.04.2010г. по организации проведения оплачиваемых общественных работ, от которого Гизатуллин Р.Г. отказался по причине маленькой зарплаты; от 21.04.2010г. - каменщиком в ООО» Проектинвест», от которого Гизатуллин Р.Г. отказался по территориальным причинам. Центром занятости не были суду предоставлены иные документы, подтверждающие предложения об имеющихся вакансиях и отказ работодателей в принятии на работу Гизатуллина Р.Г.

Согласно п.13. «Порядка регистрации безработных граждан» на каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В личном деле производятся соответствующие записи обо всех предложениях учреждений службы занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в учреждения службы занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями учреждений службы занятости.

В силу п. 9 Порядка учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

П. 10 Порядка предусмотрено оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы, которая осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей).

Между тем, начиная с 23.04.2010г., в том числе в оспариваемый период, ЦЗН фактически занимался только формальной регистрацией Гизатуллина Р.Г. по явке его в службу занятости, не принимая активных мер по его трудоустройству. Очевидно, что какой-либо заинтересованности по отысканию работы не имел и сам Гизатуллин Р.Г., полагая обязательность выплаты среднего заработка за 6 месяцев. В свидетельстве безработного, представленного Гизатуллиным Р.Г.в суд, кроме записей учета посещения службы занятости, отсутствуют иные отметки, в том числе,- за пятый месяц со дня увольнения и, в частности,- письменный отказ работодателя по вакансии каменщика в Спецстрое России, куда якобы Гизатуллина Р.Г. не взяли из-за возраста.

С учетом фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют исключительные обстоятельства, препятствовавшие с соблюдением положений п. 4 ст. 4 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" трудоустройству Гизатуллина Р.Г., а соответственно у ответчика отсутствовали правовые основания для принятия решения № 100096 от 07.09.2010 г. по сохранению Гизатуллину Р.Г. средней заработной платы за пятый месяц со дня его увольнения( за период с 07.08.2010г. по 06.09.2010г.).

При разрешении вопроса о взыскании судебных расходов суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что ООО «Сургутстройгаз» обратилось в суд с заявлением к ГУ « Центр занятости населения Кизнерского района» о признании незаконным его решения в порядке главы 25 ГПК РФ. В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Однако ответчик - ЦЗН - не относится к органам государственной власти и органам местного самоуправления, поэтому заявление ООО «Сургутстройгаз» рассмотрено в исковом производстве, порядок которого был указан в определении Кизнерского районного суда УР от 09.12.2010г.

Поэтому в соответствии со ст.98 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Сургутстройгаз» удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения «Центр занятости населения Кизнерского района» Удмуртской Республики №100096 от ДД.ММ.ГГГГ по сохранению среднего месячного заработка за уволенным работником - ФИО2 в течение пятого месяца со дня его увольнения.

Взыскать с ООО «Строительная компания «Сургутстройгаз»в доход государства госпошлину в сумме 3800 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Кизнерский районный суд УР.

Председательствующий судья. Подпись. Е.В.Ильина

Мотивированное решение изготовлено 01 апреля 2011 года

Председательствующий судья. Подпись. Е.В.Ильина

Копия верна. Судья Е.В.Ильина