О признании права на досрочное назначение трудовой пенсии



                                                                                         Гр. д. № 2- 112

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

           п.Кизнер УР                                                                      17 мая 2011 года

Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Насибулиной Н.Л.,

при секретаре Чернышевой А.Н.,

с участием: истца ФИО1,

представителя ответчика - ГУ- Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кизнерском районе Удмуртской Республики Егорова Л.Н., действующего на основании доверенности № 01 от 13.04.2011 года,

представителя Управления образования Администрации муниципального образования «Кизнерский район» Савиных Г.А., действующей на основании доверенности № 138 от 17.05.2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ- Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кизнерском районе Удмуртской Республики о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

у с т а н о в и л :

       Губанова Н.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению ПФ РФ в Кизнерском районе УР о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию с 05 мая 2011 года с возложением обязанности на ГУ - Управление ПФ РФ в Кизнерском районе УР включения в льготный трудовой стаж периодов работы с 20 апреля 2003 года по 31 октября 2003 года и с 21 декабря 2003 года по 31 декабря 2003 года в должности воспитателя Кизнерского детского сада №3, с признанием незаконным решения Комиссии Пенсионного фонда п. Кизнер от 09.03.2011 года об отказе в назначении досрочной пенсии.

       Свои требования истец мотивирует следующими обстоятельствами. С 15 августа 1985 года по 31 марта 1988 года работала учителем начальных классов Граховской средней школы. С 01 апреля 1988 года по настоящее время работает воспитателем МДОУ Кизнерский детский сад общеразвивающего вида № 3, имеет педагогический стаж более 25 лет.     В ее трудовой книжке имеются соответствующие записи. Пенсионный фонд отказал Губановой Н.Н. в зачислении в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды ее работы в детском саду № 3 с 20 апреля 2003 года по 31 октября 2003 года и с 21 декабря 2003 года по 31 декабря 2003 года в должности воспитателя, по причине не выполнения нормы педагогической нагрузки (менее 36 часов в неделю). Указывая, что в спорный период в Удмуртской Республике действовало постановление Правительства РФ от 03.04.2003 года № 191, в котором воспитателям дошкольных учреждений установлена продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы 36 часов в неделю. Ранее действовало постановление Президиума Государственного Совета и Правительства УР от 28.09.1995 года № 82/258, где норма педагогической нагрузки для воспитателей дошкольных учреждений за ставку заработной платы снижена до 30 часов в неделю. Тем не менее, она как работник учреждения выполняла нагрузку в полном объеме в 36 часов.

        В судебном заседании истец Губанова Н.Н. свои исковые требования изменила в порядке ст.39 ГПК РФ, просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию с 11 мая 2011 года, с включением в льготный стаж указанных в иске периодов. Дополнив, что после окончания Можгинского педагогического колледжа вначале работа учителем в школе с.Грахово, а затем устроилась на работу в детсад № 3 п.Кизнер с 01 апреля 1988 года, где работает по настоящее время воспитателем. Она работа 7 часов в день, 36 часов неделю, из этой нормы нагрузки начисляли зарплату, производились все страховые отчисления. Но в тот период действовало постановление УР по которому ставили норму выработки 6 часов и 30 часов в неделю. Она имеет педагогический стаж более 25 лет, считает, что нет ее вины в том, что законодательство УР противоречило законам РФ на тот период, и что эти периоды не будут включаться в стаж, ей известно не было. Просит удовлетворить ее измененные исковые требования.

       Представитель Управления Образования Администрации МО «Кизнерский район» Савиных Г.А. поддержала исковые требования истца Губановой Н.Н., указывая, что с 1988 года истец работает в детсаду № 3 п.Кизнер воспитателем постоянно. Является отличником народного образования, имеет стаж педагогической деятельности более 25 лет. До 2003 года действовало постановление правительства УР, которым была установлена норма выработки 30 часов, по 6 часов в день. В 2003 году было принято постановление РФ о норме выработки 36 часов для педагогических работников. Произошло противоречие в законодательстве, в чем нет вины истца. Хотя воспитатели детсадов фактически выполняли работу с нагрузкой 36 часов в неделю.

       Представитель ответчика - ГУ - Управления ПФ РФ в Кизнерском районе УР Егоров Л.Н. исковые требования Губановой Н.Н. не признал, суду пояснил, что действительно в тот период, который указан в иске истца в 2003 году действовало постановление Правительства УР 1995 года по норме нагрузки 30 часов, хотя в действительности нагрузка составляла 36 часов. В 2003 году было принято постановление Правительства РФ № 191, в котором указывалась норма педагогической нагрузки 36 часов. Поскольку не была выработана норма нагрузки, Управление ПФ отказало истцу в назначении досрочной пенсии. С учетом спорных периодов педагогический стаж истца составляет более 25 лет и право на досрочное назначение пенсии наступает с 11 мая 2011 года.

       Допрошенная в качестве свидетеля Бурнышева Г.В.- заместитель начальника Управления образования суду пояснила, что знает истца как воспитателя детского сада № 3 п.Кизнер, работающего длительное время и имеющего общий педагогический стаж более 25 лет. Известно о противоречии между республиканским и российским законодательством по поводу установления нормы педагогической нагрузки. Воспитатели детсадов выполняли норму нагрузки в 36 часов, хотя им и ставилась нагрузка в 30 часов. Считает требования истца обоснованными.

           Выслушав объяснения сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению измененные исковые требования истца Губановой Н.Н.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (далее по тексту - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости, закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19).

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

           В стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого гражданам досрочно устанавливается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы, когда ими постоянно в течение полного рабочего дня выполнялись работы, дающие в соответствии с законодательством право на указанную пенсию.

           Из объяснений истца Губановой Н.Н. и показаний свидетеля Бурнышевой Г.В., а также заинтересованного лица Савиных Г.А. судом усматривается, что истец в течение полного рабочего дня, работала в детском саду с детьми с выполнением обязанностей воспитателя с 01 апреля 1988 года.

В соответствии с п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утв. Постановлением правительства РФ от 08.08.2003 года № 475, основным документом, подтверждающих периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные договоры, справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.19 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работ на досрочное назначение трудовой пенсии, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность-п.13, утв. Постановлением правительства РФ от 26.05.2009 г. № 449 и ранее действующим Постановлением № 781 от 29.10.2002 года, включены должности воспитателя, а также учреждения -детский сад.

Согласно записи в трудовой книжке за № 03 Губанова Н.Н. с 01 апреля 1988 года принята воспитателем в детский сад № 3 п.Кизнер. Согласно выписки из приказа № 15 параграф 3 от 31.03.1988 года по Кизнерскому детскому саду № 3- Губанова Н.Н. принята на должность воспитателя в детский сад № 3 с 01 апреля 1988 года.

Решением об отказе в установлении пенсии № 884 от 09.03.2011 года Управлением Пенсионного фонда, Губановой Н.Н. отказано в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия необходимого льготного стажа и права на пенсию на указанную дату, а также не включения спорных периодов с 20 апреля 2003 года по 31 октября 2003 года и с 21 декабря 2003 года по 31 декабря 2003 года в льготный стаж, поскольку не вырабатывалась требуемая норма педагогической нагрузки.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы, начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад).

Статья 333 ТК РФ устанавливает, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации.

В связи с чем, постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 года №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 03 апреля 2003 года №191), вступившим в силу с 18 апреля 2003 года, установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в неделю - воспитателя дошкольных образовательных учреждений.

Однако до вступления в силу вышеназванного постановления Правительства РФ, было издано и действовало постановление Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 года №82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» (далее по тексту - постановление Президиума Госсовета УР от 29 сентября 1995 года №82/258), которым учебная нагрузка воспитателя детских дошкольных учреждений снижена с установленных 36 часов до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями. Данное постановление действовало в течение спорного периода, и признано утратившим силу лишь постановлением Правительства Удмуртской Республики от 03 мая 2005 года №76.

При этом, несмотря на снижение постановлением Президиума Госсовета УР от 29 сентября 1995 года №82/258 педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы воспитателя детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился, истец получала заработную плату как за полностью выработанную ею педагогическую нагрузку, и все удержания от нее, в т.ч. страховые взносы производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы как за 36 педагогических часов в неделю, о чем подтвердили все участники процесса, и не оспаривается ответчиком, а также подтверждается справкой Управления образования № 306, составленной на основании лицевых счетов и приказов РОНО.

Согласно Постановления Правительства РФ от 03.04.2003г. педагогические работники должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение года и о догрузке другой педагогической работой не позднее, чем за 2 месяца.

Однако Губанова Н.Н., как и другие воспитатели, узнали о догрузке рабочей недели только к концу 2003 года. К тому же существующий п.4 Постановления Государственного Совета и Правительства УР от 29.09.1995 г. давал право истице работать по 30 часов в неделю, по данной нагрузке.

В соответствии с п.23 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. №25, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 19 Федерального закона N 173-ФЗ).

Таким образом, суд считает необходимым признать право Губановой Н.Н. на досрочное назначение трудовой пенсии с включением в льготный стаж указанных спорных периодов с 20 апреля 2003 года по 31 октября 2003 года и с 21 декабря 2003 года по 31 декабря 2003 года и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кизнерском районе УР назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в Пенсионный фонд, то есть с 11 мая 2011 года.

Пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального обеспечения граждан. Государственные пенсии в соответствии с ч.2 ст.39 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств. Такая дифференциация, как указал Конституционный суд РФ в постановлении от 03 июня 2004 г. № 11-П, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19 ч.1.2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованные и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Кроме того, как отмечается в постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу ст.1, 2, 6, 15, 17, 18, 19,55 Конституции РФ правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Исходя из правовых позиций Конституционного суда РФ, требований закона «О трудовых пенсиях в РФ» работа воспитателем в детском саду № 3 п.Кизнер 20 апреля 2003 года по 31 октября 2003 года и с 21 декабря 2003 года по 31 декабря 2003 года истца Губановой Н.Н. подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, с обязанностью ГУ - Управление ПФ РФ в Кизнерском районе УР включить указанные период работы Губановой Н.Н. в трудовой стаж для назначения ей досрочной трудовой пенсии с назначением досрочной трудовой пенсии с 11 мая 2011 года.      

       Руководствуясь ст.39,194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

         Исковые требовании ФИО1 к ГУ- Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кизнерском районе Удмуртской Республики о признании права на досрочное назначение пенсии, удовлетворить.

Признать право ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Удмуртской АССР на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с включением в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов работы с 20 апреля 2003 года по 31 октября 2003 года и с 21 декабря 2003 года по 31 декабря 2003 года в должности воспитателя Кизнерского детского сада № 3.

Обязать ГУ- Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кизнерском районе Удмуртской Республики произвести ФИО1 назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 11 мая 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

        Председательствующий     подпись                       Н.Л. Насибулина

        Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2011 года.

        Председательствующий      подпись                      Н.Л. Насибулина

        Копия верна. Судья                                                  Н.Л. Насибулина