прокурор Кизнерского района в нтересах неопределенного круга лиц о запрете осуществления образовательной деятельности до получения лицензии



Дело № 2-225/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Кизнер Удмуртской Республики 10 ноября 2010 года

Кизнерский районный суд УР в составе:

председательствующего судьи Сабрековой Е.А.,

при секретаре Манашевой Н.В.,

с участием помощника прокурора Кизнерского района УР Чиркова А.П. ,

представителя ответчика ФИО3, действующей на основании Устава,

представителя третьего лица - Главного управления МЧС РФ по УР в лице отделения государственного пожарного надзора Кизнерского района Кузнецова А.Ю., действующего на основании доверенности № 99 от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кизнерского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению « Вичурский детский сад» о запрете осуществления образовательной деятельности.

у с т а н о в и л :

Прокурор Кизнерского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Вичурский детский сад» о запрете осуществления образовательной деятельности до получения лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Требования мотивированы следующими обстоятельствами.

Прокуратурой Кизнерского района в ходе проверки информации службы по надзору и контролю в сфере образования при Министерстве образования и науки УР установлено, что в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Вичурский детский сад» (далее - МДОУ «Вичурский детский сад») с 8 июня 2010 года по настоящее время осуществляется образовательная деятельность без лицензии на право ведения такой деятельности.

МДОУ «Вичурский детский сад» является юридическим лицом и в соответствии с п. 1.8 Устава осуществляет образовательную деятельность (является некоммерческой организацией).

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 33 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N3266-1 право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности урегулировано Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 277, согласно которому для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган документы, указанные в ст. 10 данного Постановления, в том числе заключение государственного пожарного надзора о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

Между тем, отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности у МДОУ «Вичурский детский сад» связано с отсутствием данного заключения со стороны государственного пожарного надзора, что свидетельствует о несоответствии помещений, используемых в образовательной деятельности МДОУ «Вичурский детский сад» требованиям безопасности, что подтверждается справкой начальника ОГПН Кизнерского района от 8 сентября 2010 года об имеющихся недостатках требований пожарной безопасности в МДОУ «Вичурский детский сад».

В порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие заключения государственного пожарного надзора о соответствии помещений используемых МДОУ «Вичурский детский сад» в образовательной деятельности требованиям безопасности, а также лицензии на ведение образовательной деятельности нарушает право несовершеннолетних обучающихся на получение образовательных услуг, соответствующих государственным стандартам в помещениях, соответствующих требованиям пожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровья не только несовершеннолетних обучающихся, но и иных пребывающих в нем лиц (преподавателей, лиц, которые могут находиться в помещениях МДОУ «Вичурский детский сад), круг которых определить невозможно, поскольку число лиц, находящихся в помещениях используемых МДОУ «Вичурский детский сад» для образовательной деятельности постоянно меняется.

Кроме того, отсутствие лицензии у МДОУ «Вичурский детский сад» на ведение образовательной деятельности лишает возможности учреждение участвовать в конкурсном отборе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», влияет на установление педагогическим работникам образовательного учреждения доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат, исчисления стажа работникам учреждения работы в образовательной сфере.

Способом защиты гражданского права в данном случае в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ является пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав детей и иных лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Чирков А.П. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - заведующая МДОУ «Вичурский детский сад» ФИО3 иск не признала, но пояснила, что детский сад работает без лицензии, не получили заключение пожарного надзора в связи с нарушениями требований пожарной безопасности, которые считает спорными. Размеры эвакуационных выходов из здания детского сада соответствуют установленным требованиям. Согласно п.4 ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются. Технический регламент вступил в силу с 01.05.2009 года, детский сад работает с 2001 года. Противопожарный люк для выхода в чердачное помещение имеется, но не сертифицирован. Не обеспечена передача сигналов по радиотелекоммуникационным системам на узлы связи Единой дежурной диспетчерской службы «01» Кизнерского района, т.к. по этому вопросу работает администрация. Акт обследования о выявленных нарушениях не оспорен. Детский сад посещают 14 детей, проживающих в д.Вичурка. Имеется план мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности на 2011-2014 г.г.

Допрошенный в судебном заседании в качестве представителя третьего лица - главного управления МЧС РФ по УР в лице отделения государственного пожарного надзора Кизнерского района Кузнецов А.Ю. пояснил, что после обращения ответчика с заявлением в управление выдано уведомление о том, что здание МДОУ «Вичурский детский сад» не соответствует пожарным нормам. Повторного заявления от ответчика не поступало. Согласно п. 6.16 СНиП 21-01-97 ширина эвакуационного выхода в детских садах должна быть не менее 1,2 м. Согласно п. 151 Технического регламента, кроме данного регламента должны выполняться требования норм и правил, изданных и действующих на момент проведения проверки. В 2001 году руководствовались строительными нормами. Согласно требованиям строительных норм в проемах для прохода в чердачное помещение должны быть установлены противопожарные люки второго типа, то есть конструкция, которая имеет сертификат пожарной безопасности. В детском саду имеется металлический люк, документов на него представить не могут. Ответчик обращался с заявлением в летний период. По результатам проверки составили акт обследования, выявили нарушения, о которых сказала представитель ответчика.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно п.п.1.3,1.8 Устава МДОУ «Вичурский детский сад» является юридическим лицом и осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

В соответствии с ч.1 ст.49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно ч. 3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п.6 ст.33 Закона РФ «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Согласно п.17 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года №277 лицензия выдается лицензирующим органом на основании заключения экспертной комиссии.

За ведение образовательной деятельности без лицензии образовательные учреждения несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.46 Положения).

Из уведомления Службы по надзору и контролю в сфере образования при Министерстве образования и науки УР от 20.08.2010 года № 01-24/1886 следует, что срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности МДОУ «Вичурский детский сад» истек 07.06.2010 года. По состоянию на 20 августа 2010 г. образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность незаконно.

Факт осуществления образовательной деятельности МДОУ «Вичурский детский сад» без лицензии на право ведения образовательной деятельности ответчиком не оспаривается.

Согласно информации ОГПН Кизнерского района от 24 июня 2010 года, МДОУ «Вичурский детский сад» не выполняются требования пожарной безопасности, в том числе : не обеспечена передача сигналов по радиотелекоммуникационным системам на узлы связи Единой дежурной диспетчерской службы «01» Кизнерского района ( ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ, п.12 НПБ 10-03 ); размеры эвакуационных выходов из здания детского сада не соответствуют нормативным требованиям, ширина менее 1,2 м. (ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ, п.п.3, 51 НПБ 10-03, п.6.16 СНиП 21-01-97*) ; не установлен противопожарный люк в устройстве для выхода в чердачное помещение (ст.151 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 8.4 СНиП 21-01-97*).

Из представленного ответчиком плана мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности следует, что в МДОУ «Вичурский детский сад» запланированы на 2011 г. установка противопожарного люка 2 типа, на 2014 году - приведение эвакуационных выходов в соответствие с требованиями СНИП - ширина 1.2 м. - 2 дверных проема.

Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что в МДОУ «Вичурский детский сад» не имеется нарушений требования пожарной безопасности, опровергнуты вышеизложенными доказательствами.

Оценивая добытые по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что помещения МДОУ «Вичурский детский сад» не соответствуют требованиям пожарной безопасности, в связи с чем учреждению не выдано заключение государственного пожарного надзора. Отсутствие заключения государственного пожарного надзора о соответствии помещений МДОУ «Вичурский детский сад» установленным законодательством Российской Федерации требованиям для ведения образовательной деятельности является препятствием для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Осуществление МДОУ «Вичурский детский сад» образовательной деятельности без лицензии нарушает права воспитанников на получение образовательных услуг в помещениях, соответствующих требованиям пожарной безопасности, кроме того, создается угроза жизни и здоровью не только воспитанников образовательного учреждения, но и других участников образовательного процесса.

Вместе с тем, истцом не обоснованы доводы о том, что отсутствие лицензии у МДОУ «Вичурский детский сад» лишает возможности данное учреждение участвовать в конкурсном отборе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», влияет на установление педагогическим работникам образовательного учреждения доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат, исчисления стажа работникам учреждения работы в образовательной сфере.

На основании изложенного, суд считает необходимым запретить МДОУ «Вичурский детский сад» УР осуществлять образовательную деятельность без лицензии.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление прокурора Кизнерского района УР в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Вичурский детский сад» о запрете осуществления образовательной деятельности удовлетворить.

Запретить образовательную деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Вичурский детский сад» до получения лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.А.Сабрекова

Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2010 года

Судья Е.А.Сабрекова