Гр.д.№ 2-126 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И п. Кизнер УР 08 августа 2011 года Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Насибулиной Н.Л., с участием помощника прокурора Кизнерского района УР Мингалеева Л.З., при секретаре Медведевой Е.П., истца ФИО1, представителя органа опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Кизнерский район» Ларионовой О.Н, действующей на основании доверенности № 16 от 12.01.2011 года, представителя ответчика Администрации муниципального образования «Кизнерский район» Яковлева С.С., действующего на основании доверенности № 554 от 13.04.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кизнерского района УР в интересах ФИО1 к Администрации муниципального образования «Кизнерский район» о понуждении к внеочередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма, у с т а н о в и л: Прокурор Кизнерского района УР обратился в суд в интересах Колеватова В.В. с исковым заявлением к Администрации МО «Кизнерский район» УР о понуждении к внеочередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки по заявлению Колеватова В.В. исполнения Администрацией района законодательства об обеспечении жильем лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Колеватов В.В. относится к категории вышеуказанных лиц и имеет в соответствии с ФЗ № 159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, Закона УР № 2 от 06.03.2007 года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на предоставление вне очереди по договору социального найма жилого помещения. Колеватов В.В. не имеет родителей, мать умерла в 2000 году, отец умер в 2007 году. Колеватов В.В. в 2007 году закончил МОУ «Гыбданская средняя общеобразовательная школа». С 19 апреля 2010 года стоит на учете в Администрации района как лицо из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение вне очереди жилого помещения. Не имеет собственного и какого-либо закрепленного за ним жилого помещения. Прокурор обращается в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту законных прав и интересов лиц, при нарушении конституционных прав на жилище и в силу ст.10 ФЗ № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В судебном заседании помощник прокурора Кизнерского района УР заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, указывая, что Колеватов В.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоит на учете в администрации на получение жилья, но после окончания училища жилье ему не предоставлено. По сложившейся судебной практике российских судов отсутствие денежных средств у Администрации района не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Просит обязать Администрацию района предоставить вне очереди Колеватову В.В. благоустроенное жилое помещение. Истец Колеватов В.В. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме по вышеуказанным обстоятельствам, дополнив, что его родители умерли. Ранее он проживал с родителями в д.Гыбдан. После смерти отца в 2007 году, а мать умерла в 2000 году он стал проживать с тетей. Родительский дом сгорел в 2007 году. После окончания школы, он поступил в ПУ № 17 г.Ижевска, учился три года, проживал в общежитии. Закончил обучение в июне 2010 года, поскольку какого-либо жилья не имеет, то стал проживать у родственников, работает. В настоящее время проживает в г.Елабуга у сестры. Какого-либо жилья у него нет, содержать его некому, работает временно, просит чтобы ему предоставили как можно быстрее квартиру в п.Кизнер. Представитель органа опеки и попечительства Ларионова О.Н. суду пояснила, что Колеватов В.В. поставлен в 2010 году на учет в Администрацию района как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по его личному заявлению. На учет он поставлен вовремя до 23 лет. Закрепленного жилья за Колеватовым нет, дом сгорел. Органы опеки ежегодно направляют заявки в Министерство образования для предоставления средств из бюджета на приобретение жилья указанной категории лиц. Заявки подаются на 10-17 человек, тем кто заканчивает училища и стоящих в очереди из числа первых, но удовлетворяется ежегодно до пяти заявок, больше денежных средств на приобретение жилья не предоставляется. Органы опеки не отказывают Колеватову в предоставлении жилья, он стоит в очереди, жилье ему все равно предоставят, но только при поступлении достаточного размера денежных средств. Представитель ответчика Администрации МО «Кизнерский район» Яковлев С.С. с иском прокурора не согласился, считая иск не корректным, поддержал объяснения представителя органов опеки, дополнив, что Администрация района признает право на внеочередное получение жилья за Колеватовым В.В., относящегося к категории детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он включен в список очередников, жилье ему будет предоставлено, но в пределах тех размеров субвенций, которые предоставляются на год. Исполнение решения суда будет затягиваться. Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства образования и науки УР в судебное заседание не явился. В письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, признав право истца Колеватова В.В. на внеочередное предоставление жилья, которое предоставляется однократно органами исполнительной власти. Исковые требования могут быть удовлетворены при наличии у муниципального образования средств на выполнение соответствующих полномочий по предоставлению жилья. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора района в интересах Колеватова В.В. обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на жилище. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами РФ и субъектов РФ. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством. Согласно ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предоставлять нуждающимся жилые помещения. Государство предусматривает законодательное обеспечение прав ребенка, в том числе приоритетное право в соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Данной категории детей жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма. В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст.8 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ и в силу ст.72 Конституции РФ, необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.2 Закона Удмуртской Республики от 06.03.2007 N2-P3 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Удмуртской Республике предоставляются такие меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также обеспечение благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст.3 Закона УР № 2, -детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилая площадь предоставляется вне очереди в порядке, предусмотренном настоящим Законом. В соответствии со ст.4 Закона УР № 2- жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма. В соответствии со ст. 5 Закона УР дети-сироты, имеющие право на внеочередное получение жилой площади, учитываются в органах местного самоуправления отдельно от остальных граждан, нуждающихся в жилых помещениях. За получением жилья во внеочередном порядке могут обратиться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявившие о своем праве в возрасте до 23 лет. В соответствии с п.1 ст. 15 названного Закона УР органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту. В соответствии с ч.1 ст. 16 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» муниципальное образование «Кизнерский район» наделено данными государственными полномочиями. Статьей 19 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г № 131-ФЗ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Как установлено в судебном заседании, родители Колеватова В.В. умерли, он воспитывался у тети Вичужаниной Н.А., которая постановлением № 147 от 05 апреля 2007 года была назначена попечителем. С 2007 года по 2010 год проходил обучение в Политехническом лицее № <адрес>, получил диплом о начальном профессиональном образовании. ДД.ММ.ГГГГ Колеватов В.В. обратился в Администрацию МО «Кизнерский район» с заявлением о предоставлении ему жилья как лицу из числа детей- сирот. Согласно свидетельства о смерти 1-НИ № его мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство 1-НИ №). Решением комиссии администрации МО «Кизнерский район» УР от ДД.ММ.ГГГГ № Колеватов В.В. признан имеющим право на жилье и поставлен на учет. Числится в очереди на получение жилого помещения во внеочередном порядке под № 05. Статус Колеватова В.В. как социального сироты, не имеющего закрепленного за ним жилья, обратившегося с заявлением в Администрацию до 23 лет, не оспаривается сторонами по делу. Сообщениями из Управления Регистрационной службы по УР от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о зарегистрированных правах Колеватова В.В. на объекты недвижимого имущества в виде жилых помещений не имеется. Аналогичная информация содержится в справке Кизнерского отделения ГУП «Удмурттехинвентаризация» № от ДД.ММ.ГГГГ, а также указано, что право бесплатной приватизации Колеватовым В.В. не использовано. Из копии паспорта истца следует, что с ДД.ММ.ГГГГ истец Колеватов В.В. зарегистрирован в доме в д.Гыбдан, который сгорел. В июне 2010 года Колеватов В.В. закончил обучение в училище и в соответствии с приведенными выше нормами закона, с этого времени он был вправе претендовать на предоставление ему социального жилья. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не предоставлено. Представителем ответчика и органа опеки и попечительства не оспаривается, что Колеватов В.В. правомерно обратился в администрацию МО Кизнерского района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о имеющихся обязательствах у Администрации района предоставления вне очереди жилья Колеватову В.В. Судом достоверно установлены обстоятельства, дающие право на внеочередное предоставление жилого помещения Колеватову В.В.: статус лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие за ним закрепленного жилого помещения и нуждаемость в жилом помещении, а также желание иметь жилье на территории Кизнерского района УР. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданского права является принуждение к исполнению обязанностей. Суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика и органов опеки и попечительства, что предоставление истцу Колеватову В.В. жилья повлечет нарушение прав других детей-сирот, ранее подавших заявление о предоставлении жилья и невозможно ввиду отсутствия субвенций. Исходя из смысла вышеприведенных правовых норм, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом или отсутствия денежных средств. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Поэтому требования прокурора Кизнерского района УР в интересах Колеватова В.В. о понуждении ответчика к исполнению обязанности по предоставлению ему жилого помещения подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора Кизнерского района УР в интересах ФИО1 к Администрации муниципального образования «Кизнерский район» о понуждении к внеочередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма, удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования «Кизнерский район» УР предоставить ФИО1 по договору социального найма жилое помещение в Кизнерском районе Удмуртской Республики, размером, не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Н.Л.Насибулина Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2011 года. Председательствующий Н.Л.Насибулина