О понуждении к внеочередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма



          Дело № 2-56

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

09 марта 2011 года                                                                            п.Кизнер УР

Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Насибулиной Н.Л.,

с участием помощника прокурора Кизнерского района УР Чиркова А.П.,

при секретаре Чернышевой А.Н.,

ответчика - представителя Администрации муниципального образования «Кизнерский район» Акберовой А.В., действующей на основании доверенности № 1029 от 19.08.2010 года,

третьих лиц- представителя органов опеки и попечительства при Администрации МО «Кизнерский район» Мономаховой Л.Е., действующей на основании доверенности № 17 от 12.01.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кизнерского района УР в интересах ФИО2 и ФИО1 о понуждении к внеочередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма,

у с т а н о в и л :

            Прокурор Кизнерского района УР обратился в суд с исковым заявлением о понуждении Администрации муниципального образования «Кизнерский район» незамедлительно после вступления в законную силу решения суда поставить на учет ФИО1 и ФИО2 как лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. А также обязать Администрацию района в срок до 31 декабря 2010 года обеспечить Петухова Н.В. и Петухову Т.В. жилым помещением не ниже установленных социальных норм, благоустроенным, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

          Указывая, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки по заявлению граждан Петухова Н.В. и Петуховой Т.В. исполнения <адрес> законодательства об обеспечении жильем лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Петуховы относятся к лицам, оставшимся без попечения родителей, поскольку их отец решением Кизнерского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав, а мать умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по Васильевской сельской администрации на основании ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», за Петуховыми закреплены жилые помещения, расположенные в <адрес> и д.Айшур <адрес> УР, которые в настоящее время имеют адрес: <адрес> УР.

Тем не менее закрепленные за Петуховыми жилые помещения не были оформлены за ними в установленном законом порядке на праве собственности. А также не принадлежали на праве собственности их родителям. Право собственности на них в Управлении Росреестра и БТИ не зарегистрировано, они являются бесхозяйными. Поэтому закрепление такого жилья за Петуховыми лишило их права на постановку на регистрационный учет в администрации района как лиц, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение, расположенное в <адрес> в 2006 году уничтожено огнем, в д.Айшур находится в ветхом состоянии, то есть оба помещения не пригодны для проживания. При указанных обстоятельствах прокурор считает, что Петуховы были лишены возможности реализовать свое конституционное право на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имею право быть поставленными на регистрационный учет с предоставлением им жилья.

Прокурор обращается в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту законных прав и интересов лиц, при нарушении конституционных прав на жилище и в силу ст.10 ФЗ № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решением Кизнерского районного суда УР от 10 декабря 2010 года в удовлетворении исковых требований прокурора Кизнерского района УР отказано, в части понуждения Администрации МО обеспечения Петуховых в срок до 31 декабря 2010 года благоустроенным жилым помещением принят судом отказ истца от иска.

Кассационным определением Верховного Суда УР от 26 января 2011 года решение Кизнерского районного суда УР от 10.12.2010 года отменено в части принятия судом отказа прокурора от иска с направлением на новое рассмотрение, в остальной части решение суда отставлено без изменения.

В дальнейшем при новом рассмотрении дела представитель прокуратуры и материальные истцы Петуховы заявленные ранее требования уточнили, просили признать право Петуховых на обеспечение жильем как лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей и понуждении Администрации МО «Кизнерский район» в срок до 31 декабря 2011 года обеспечить Петуховых благоустроенным жилым помещением.

В судебном заседании представитель прокуратуры заявленные уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, указывая, что изначально за Петуховыми не правильно было закреплено жилье, не оформлено их право собственности на это жилье, жилье было ветхим. В настоящее время жилые дома не пригодны для проживания, другого жилья у Петуховых нет, своевременно органы опеки, Администрация района и кто-либо не помогли им обратиться с заявлением для постановки на учет, хотя от них были устные заявления, то есть их жилищные права были нарушены. Поэтому отказ Администрации района о постановке их на учет для предоставления жилья по основаниям достижения возраста более 23 лет является незаконным, истцы Петуховы имеют право на льготное жилье. Необходимо понудить Администрацию МО обеспечить Петуховых благоустроенным жильем в срок до 31 декабря 2011 года.

Истцы Петухова Т.В. и Петухов Н.В. в судебное заседание не явились, прислав письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в полном объеме поддержали требования прокурора района.

Представитель Министерства образования и науки УР, привлеченный по делу в качестве третьего лица в судебное заседание не явился, прислав письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, поэтому с согласия сторон дело рассматривается в отсутствие указанных лиц, в порядке ст.167 ГПК РФ.

Представитель органа опеки и попечительства Мономахова Л.Е. разрешение иска оставила на усмотрение суда, пояснив, что в свое время после смерти матери истцов, дети были помещены в детдом, отец лишен родительских прав. За ними было закреплено жилье - два дома, где проживали их родители и они сами. В то время собственность не выяснялась, всем так закрепляли жилье по месту жительства. Другие своевременно обращались и получили жилье. Она не помнит, чтобы Петуховы к ней обращались с устными или письменными заявлениями о предоставлении жилья, такие заявления заносятся в журнал и регистрируются. Обычно при обращениях льготной категории граждан проводятся выезды с осмотром жилья, ставится вопрос о непригодности жилья для проживания на жилищной комиссии. Петуховы обратились со спорным вопросом весной 2010 года, но возраст их уже превышал 23 года и им было отказано в постановке на льготный учет в предоставлении жилья. Они могут встать в общую очередь на предоставление жилья.

Представитель ответчика А.В. Акберова заявленные исковые требования прокурора района не признала, суду пояснила, что согласно действующего федерального и республиканского законодательства, льготы и гарантии предоставляются детям-сиротам при условии, если они встали на учет до 23 -летнего возраста. С письменным заявлением Петуховы обратились в 2010 году, поэтому обеспечить их жильем по льготному законодательству у администрации нет возможности. Поскольку в настоящее время их жилье не пригодно для проживания, то Петуховы могут обратиться по месту регистрации с письменным заявлением о предоставлении им жилья.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании решением исполкома Кизнерского райсовета от ДД.ММ.ГГГГ Петухова Татьяна, 1984 года рождения и Петухов Николай, 1986 года рождения устроены в детский дом. Согласно предоставленных справок Петухов Н.В. по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником детского дома <адрес>. По ДД.ММ.ГГГГ обучался в ПУ <адрес>. По ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в рядах Российской Армии. В настоящее время по объяснениям истцов оба работают в <адрес>. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по Васильевской сельской администрации за Петуховыми закреплено жилье в д.Айшур и <адрес> УР. Истцы Петуховы оба зарегистрированы в <адрес> 2000-2001 году. Справки МО «Старокармыжское», ГУП «Удмурттехинвентаризация», Управления Росреестра, Администрации МО «Кизнерский район» подтверждают, что жилье, закрепленное за истцами Петуховыми в чьей -либо собственности не числятся. Согласно актам обследования хозяйств от 1989, 1991, 1995 года дома находятся в ветхом состоянии, в <адрес> дом в 2006 году сгорел, не пригодны для проживания.

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ Администрации МО «Старокармыжское» <адрес> УР истцы Петуховы не обращались в администрацию МО «Старокармыжское» как нуждающиеся в жилье.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Кизнерский район» истцу Петуховой Т.В. дан ответ, что на льготных условиях за предоставлением жилья могут обратиться лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно ст.40 Конституции РФ граждане имеют право на жилище. В силу ст.72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 от 21.12.1996 года определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей.

Статья 1 указанного ФЗ № 159 определяет понятие лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

            Как следует из преамбулы и ст.1 ФЗ № 159, его положения распространяются на лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей до достижения ими 23-летнего возраста.          Следовательно, гарантированная такой категории граждан социальная поддержка в виде внеочередного предоставления жилья, предоставляется до достижения 23-летнего возраста, при условии принятия на регистрационный учет в качестве нуждающихся до истечения указанного возраста.

Указанная позиция закреплена в практике Верховного Суда РФ и судов субъектов РФ. Так в обзоре практики рассмотрения судами такой категории дел (Бюллетень ВС РФ № 10, 2008 г.) п.9, где Верховный Суд РФ указывает, на то, что внеочередное обеспечение жильем должно осуществляться до достижения лицами, из числа детей оставшихся без попечения родителей, 23-летнего возраста. Однако при этом социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилья указанной категории лиц и по достижении 23-летнего возраста, при условии постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.

В определении № 1281-О-О от 19.10.2010 года Конституционного Суда РФ по обжалованию абз.4 ст.1 ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях при социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 указано, что данной нормой закона законодатель предоставил детям и лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения ими возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного ФЗ не распространяется, в том числе тех, кто к моменту введения в действие данного ФЗ достиг возраста 23 лет.

Статьей 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996 года, установлено, что дополнительные гарантии для лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Регистрационный учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства, так и по месту временного пребывания.

В соответствии со ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» № 184 от 06.10.1999 года полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Статьей 3 Закона Удмуртской Республики № 2 от 06.03.2007 года «О мерах по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории. В силу ст.15 указанного Закона УР № 2 такая обязанность возложена на органы местного самоуправления.

Согласно ст.4 п.5 указанного закона за получение жилья во внеочередном порядке могут обратиться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявившие о своем праве в возрасте до 23 лет.

Федеральным законом № 159 и Законом УР № 2 дополнительные гарантии по внеочередному обеспечению жильем лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей и вставшим на регистрационный учет до 23 лет, предоставляются лицам, не имеющим закрепленного жилья, а также лицам, чье жилье пришло в негодность, органами местного самоуправления.

Кроме того данное право закреплено п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей. Аналогичная норма содержалась в п.2 ст.37 ЖК РСФСР.

За истцами Петуховым Н.В. и Петуховой Т.В. постановлением Васильевской сельской Администрации № 14 от 11.10.1999 года закреплено постоянно жилье в <адрес> и д.Айшур их отца, оба имеют регистрацию в доме в <адрес>.

Для получения жилого помещения вне очереди в соответствие с действующим вышеуказанным законодательством, при наличии непригодного жилья для проживания, истцы обязаны были обратиться в органы местного самоуправления или органы опеки и попечительства с заявлением о постановке на учет до достижения возраста 23 лет, поскольку постановка на учет имеет заявительный характер.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о признании за Петуховыми права на обеспечение жильем как лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, поскольку на момент обращения их с заявлением о постановке на учет в Администрацию МО «Кизнерский район» - март 2010 года: Петухов Н.В., имел возраст 24 года, а Петухова Т.В. - 25 лет, то есть статус детей, оставшихся без попечения родителей, который является главным и определяющим, Петуховыми был утрачен.

Доводы о незнании законов, отсутствия надлежаще оформленного права собственности на жилье, якобы устного обращения в органы опеки с просьбой предоставления жилья, не должны приниматься во внимание, объективного подтверждения в ходе судебного заседания не нашли.

С выводами суда в этой части соглашается судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда УР в определении от 26 января 2011 года.

Поскольку обстоятельства, с наступлением которых закон связывает обязанность обеспечить жилым помещением детей, оставшихся без попечения родителей отсутствуют, то оснований для возложения обязанности на Администрацию МО «Кизнерский район» по предоставлению Петуховым, как лицам, оставшимся без попечения родителей в срок до 31 декабря 2010 и 31 декабря 2011 года жилым помещением не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 39,194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

                       В удовлетворении исковых требований прокурора Кизнерского района УР в интересах ФИО2 и ФИО1 о признании права ФИО2 и ФИО1 на обеспечение жильем как лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей и понуждении Администрации муниципального образования «Кизнерский район» в срок до 31 декабря 2011 года обеспечить ФИО2 и ФИО1 жилым помещением не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, отказать.

     Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий     подпись                   Н.Л. Насибулина

           Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2011 года.

           Председательствующий     подпись                   Н.Л. Насибулина

            Копия верна. Судья                                             Н.Л.Насибулина