о понуждении к внеочередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма



       Дело № 2-137/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е                                                   

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п. Кизнер Удмуртской Республики                                                        12 августа 2011 г.

Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ильиной Е.В.,

при секретаре Медведевой Е.П.,

с участием помощников прокурора Кизнерского района Мингалеева Л.З., Чиркова А.П.,

истца ФИО1,

представителя ответчика Администрации муниципального образования «Кизнерский район» ФИО2, действующей по доверенности №1788 от 31.12.2010г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Кизнерского района УР в интересахСалимова ФИО12 к Администрации муниципального образования «Кизнерский район» УР, Министерству образования и науки Удмуртской Республики о понуждении к внеочередному обеспечению ФИО1 жилым помещением по договору социального найма,        установил:

<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах Салимова И.А.к Администрации МО «Кизнерский район» о понуждении к внеочередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма, свои требования мотивирует следующими обстоятельствами.

Прокуратурой Кизнерского района проведена проверка по обращению Салимова И.А. об оказании помощи в решении вопроса об обеспечении его жильем. Салимов И.А., 28.05.1989 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ФЗ № 159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»( далее- Закон РФ), ч.2 ст.57 ЖК РФ, Закона УР № 2 от 06.03.2007 г. «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»( далее - Закон УР), Салимов И.А. имеет право на предоставление вне очереди по договору социального найма жилого помещения. Однако до настоящего времени ему жилье не предоставлено. У Салимова И.А. нет родителей. Его мать Тимиргалиева Ф. лишена родительских прав по решению Кизнерского районного суда УР от 22.09.1994г., умерла в 2005 году. Отец Салимов А.З. умер 12.12.2005г. Салимов И.А. окончил учебу в профессиональном училище № 27 г.Агрыза РТ. в 2009г. С 19 апреля 2010 г. состоит на учете в Администрации района Кизнерского района как лицо из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение вне очереди жилого помещения. Не имеет собственного и какого-либо закрепленного за ним жилого помещения. Прокурор обращается в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту законных прав и интересов лиц при нарушении конституционных прав на жилище и в силу ст.10 Закона РФ.

Определением Кизнерского районного суда от 08.07.2011г. к участию в деле по ходатайству представителя ответчика Администрации МО «Кизнерский район» с согласия истцов в качестве соответчика привлечено Министерство образования и науки УР.

В судебном заседании помощники прокурора Кизнерского района УР исковые требования поддержали в полном объеме по вышеизложенным обстоятельствам, просили обязать Администрацию МО «Кизнерский район» и Министерство образования и науки УР обеспечить Салимова И.А. по договору социального найма жилым помещением в Кизнерском районе УР не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Истец Салимов И.А. поддержал исковое заявление. Суду подтвердил, что в 2009 года закончил профессиональное училище в г. Агрызе. После получения диплома об образовании работает по специальности в г. Ижевске. В п.Кизнер соответствующей работы не нашел. Своего жилья в п. Кизнер не имеет. В г.Ижевске вынужден снимать квартиру. По договору социального найма за ним значится жилое помещение по адресу: <адрес> где он зарегистрирован с 2003г. Ранее в квартире проживал отец. Однако в последние годы в квартире проживать невозможно, в ней провалился потолок. В 2010г. дом признан аварийным, непригодным для проживания. Истец состоит в очереди на получение социального жилья в администрации Кизнерского района с 2010г. Просит суд ускорить предоставление ему жилого помещения.

Представитель ответчика Администрации МО « Кизнерский район» Акберова А.В. иск не признала. Суду пояснила, что поддерживает доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Представитель признает, что Салимов И.А. относится к числу детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление жилой площади. Согласно очереди по учету данной категории граждан истец состоит 4 по нумерации. На основании Соглашения от 11.01.2011 г. № 10-29/13, заключенного между Министерством образования и науки УР и МО «Кизнерский район» о реализации Закона УР от 17.03.2008 г. № 6-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Удмуртской Республике отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», бюджет района получает для приобретения жилья субвенции из бюджета УР. В рамках выделенных и поступивших средств из республиканского бюджета в 2010 году было обеспечено жильем четыре человека, на 2011 г. запрошено 5130 тыс.руб., и запланировано приобретение 10 жилых помещений, однако выделено средств в два раза меньше. В третьем квартале 2011г. Администрация МО «Кизнерский район» намерена ходатайствовать о получении федеральных средств на недостающую запланированную сумму, что составляет 2600 тыс. руб. и позволит обеспечить оставшихся запланированных пять человек, в число которых входит истец. Представитель ответчика просит суд обязать также Министерство образования и науки УР выделить дополнительные средства для обеспечения детей-сирот, в том числе Салимова И.А., жилыми помещениями. Администрация района предпринимает все необходимые меры, но из-за отсутствия достаточных финансовых средств не имеет возможности обеспечить жильем Салимова И.А.

Представитель ответчика - Министерства образования и науки УР - в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление просит о рассмотрении дела в его отсутствие. В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя данного ответчика.

Из отзыва Министерства образования и науки УР от 10.08.2011г. следует, что с исковыми требованиями прокурора представитель не согласен в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст. 15 Закона УР органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, среди которых - обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, а также чье жилое помещение пришло в непригодное состояние для проживания и не подлежит ремонту.

В рассматриваемых правоотношениях в роли исполнительного органа местного самоуправления выступает Администрация МО «Кизнерский район», на нее законом возложена обязанность по регистрации и учету по месту жительства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплению за ними жилья и внеочередному предоставлению им жилых помещений. Обязанность по предоставлению жилой площади вне очереди по договору социального найма возникла у Администрации МО «Кизнерский район» в отношении Салимова И.А. с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента постановки его на соответствующий учет.

В соответствии со ст. 20 Закона УР финансирование расходов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления, осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в виде субвенций, предусмотренных на эти цели Законом УР о бюджете на соответствующий финансовый год, и учитываются при формировании межбюджетных отношений.

Органы местного самоуправления до 1 мая текущего года для определения размера субвенции представляют уполномоченному органу государственной власти Удмуртской Республики по вопросу осуществления отдельных государственных полномочий обоснование и расчет финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий в следующем финансовом году. Уполномоченный орган государственной власти Удмуртской Республики по вопросу осуществления отдельных государственных полномочий представляет в соответствии с бюджетным законодательством в Министерство финансов Удмуртской Республики расчеты и обоснования субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий муниципальными образованиями в следующем финансовом году. Ежегодно указанные средства на обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступают напрямую в муниципальные образования Удмуртской Республики.

Министерство образования и науки УР согласно Положению о Министерстве образования и науки УР, утвержденному постановлением Правительства УР от 16.05. 2005г. № 83, является исполнительным органом государственной власти УР, обеспечивающим осуществление государственной политики и управления в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, начального, среднего профессионального образования и науки, а также выполняющим иные задачи в соответствии со своими функциями и видами деятельности.

Согласно ст. 19 Закона УР Министерство образования и науки УР является уполномоченным органом государственной власти Удмуртской Республики по вопросу осуществления отдельных государственных полномочий        и осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе за использованием предоставленных на эти цели материальных и финансовых средств; координирует деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий; дает разъяснения и оказывает методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.

В силу перечисленных норм Министерство образования и науки УР не является исполнителем отдельных государственных полномочий, а осуществляет лишь контрольные функции в отношении органов местного самоуправления, наделенных отдельными государственными полномочиями. Министерство образования и науки УР не отвечает по обязательствам администраций муниципальных образований Удмуртской Республики и просит признать его ненадлежащим ответчиком по делу, в исковых требованиях к Министерству отказать.

Свидетель Ларионова О.Н., специалист отдела по работе с семьей, несовершеннолетними и опекаемыми детьми Администрации МО «Кизнерский район», суду подтвердила обстоятельства, изложенные истцами и представителем ответчика Акберовой А.В., что Салимов И.А., имея статус сироты, состоит на учете в органе опеки с 19.04.2010 г., как нуждающийся во внеочередном порядке в предоставлении социального жилья. Жилого помещения в собственности он не имеет. Дом, в котором находится квартира истца, не пригоден для проживания по заключению межведомственной комиссии.

Аналогичные обстоятельства усматриваются из объяснений свидетеля Большаковой М.Г., бывшего опекуна Салимова И.А., допрошенной в судебном заседании 08.07.2010г.

Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора в интересах Салимова И.А.к Администрации МО «Кизнерский район» о понуждении к внеочередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Ст. 40 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на жилище.

Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами РФ и субъектов РФ. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма, определен федеральным законодательством. Согласно ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предоставлять нуждающимся жилые помещения.

В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено законодательное обеспечение прав ребенка, в том числе приоритетное право на предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Данной категории детей жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст.8 Закона РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.72 Конституции РФ и п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст.2,3 Закона УР в Удмуртской Республике предоставляются такие меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как обеспечение жилой площадью вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.4 Закона УР жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма. Предоставляемые жилые помещения должны отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта. Пунктом 2.1 ст. 4 Закона УР предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 5 Закона УР дети-сироты, имеющие право на внеочередное получение жилой площади, учитываются в органах местного самоуправления отдельно от остальных граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

За получением жилья во внеочередном порядке могут обратиться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, заявившие о своем праве в возрасте до 23 лет.

В соответствии с п.1 ст. 15 Закона УР органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов и т.д., а также в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту.

В соответствии с ч.1 ст. 16 Закона УР муниципальное образование «Кизнерский район» наделено данными государственными полномочиями.

Статьей 19 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г № 131-ФЗ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Как установлено в судебном заседании, Салимов И.А. не имеет родителей. Его мать Тимиргалиева Ф. лишена родительских прав по решению Кизнерского районного суда УР от 22.09.1994г., умерла согласно свидетельства о смерти 17.11.2005г. Отец Салимов А.З. согласно свидетельства о смерти умер 12.12.2005г. Салимов И.А. в 2009 году окончил учебу в профессиональном училище № 27 г.Агрыза РТ( диплом от 30.06.2009г.). Статус Салимова И.А. как сироты, не имеющего закрепленного за ним жилья, обратившегося с заявлением в Администрацию до 23 лет, не оспаривается сторонами по делу.

Межведомственной комиссией, назначенной главой Администрации МО «Кизнерский район», 16.12.2008 г. проведено обследование жилого дома, в котором зарегистрирован истец, по результатам которого принято заключение от 16.12.2008 г. о признании <адрес> непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Решением комиссии Администрации района с 19 апреля 2010 г. Салимов И.А. состоит на учете в Администрации района Кизнерского района как лицо из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение вне очереди жилого помещения( порядковый №4).

Салимов И.А. не имеет собственного и какого-либо закрепленного за ним жилого помещения. Из справки Управления Регистрационной службы по УР от 01.04.2010 г. усматривается, что сведений о зарегистрированных правах Салимова И.А. на объекты недвижимого имущества в виде жилых помещений не имеется. Аналогичная информация содержится в справке Кизнерского отделения ГУП «Удмурттехинвентаризация» № 478 от 01.04.2010г., а также указано, что право бесплатной приватизации Салимовым И.А. не использовано. Из копии паспорта истца следует, что с 04.12.2003 г. он зарегистрирован по вышеуказанному адресу( квартира №5), в доме, который заключением межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащим сносу. В июне 2009 г. Салимов И.А. закончил обучение в училище и в соответствии с приведенными выше нормами закона, с этого времени он был вправе претендовать на предоставление ему социального жилья.

Представителем ответчика администрации МО Кизнерского района не оспаривается, что Салимов И.А. правомерно обратился в администрацию МО Кизнерского района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения во внеочередном порядке и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом достоверно установлены данные обстоятельства, дающие право на внеочередное предоставление жилого помещения Салимову И.А.

Судом также установлено, что до настоящего времени в нарушение действующего законодательства Салимову И.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди не предоставлено, чем ущемляется его право на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании пребывания в государственном образовательном учреждении. Из представленных истцами доказательств достоверно установлено, что Салимов И.А. не имеет собственного жилья, вынужден проживать на съемной квартире. Жилое помещение, в котором он зарегистрирован, не пригодно для проживания.

Доводы представителя администрации МО «Кизнерский район» о том, что Администрацией МО «Кизнерский район» принимаются все необходимые меры, но жилье не предоставлено из-за недостаточного финансирования, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе. Исходя из смысла вышеперечисленных правовых норм обеспечение вне очереди жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Поэтому требования прокурора Кизнерского района УР в интересах Салимова И.А. о понуждении администрации МО «Кизнерский район» к исполнению обязанности по предоставлению ему жилого помещения подлежат удовлетворению.

Между тем суд считает, что Министерство образования и науки УР не является надлежащим ответчиком по делу, не может нести ответственность по заявленным прокурором исковым требованиям в силу доводов, изложенных выше в письменном отзыве представителя Министерства. Суд считает убедительной позицию Министерства образования и науки УР, что оно не является исполнителем отдельных государственных полномочий, а осуществляет лишь контрольные функции в отношении органов местного самоуправления, наделенных отдельными государственными полномочиями, и в частности не отвечает по обязательствам администрации муниципального образования «Кизнерский район». В удовлетворении исковых требований прокурора района к Министерству образования и науки Удмуртской Республики следует отказать.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданского права является принуждение к исполнению обязанностей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

    решил:

Исковое заявление прокурора Кизнерского района УР в интересахСалимова Ильдара Альфритовича к Администрации муниципального образования «Кизнерский район» УР, Министерству образования и науки Удмуртской Республики о понуждении к внеочередному обеспечению жилым помещением по договору социального наймаудовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального образования « Кизнерский район» УР предоставить ФИО3 договору социального найма жилое помещение в Кизнерском районе Удмуртской Республики, размером, не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В удовлетворении исковых требований прокурора Кизнерского района УР к Министерству образования и науки Удмуртской Республики отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Кизнерский районный суд УР.

Председательствующий судья.                        Е.В.Ильина

Мотивированное решение составлено 17 августа 2011г.

Председательствующий судья.                          Е.В.Ильина