о восстановлении пенсионных прав



Дело № 2-27/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Грахово Удмуртской Республики 10 января 2012 года

Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Медведевой В.А., при секретаре Колесниковой Г.Г., с участием истца ФИО2, представителя ответчика Управления ПФ РФ (ГУ) в Граховском районе УР, Балобановой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Граховском районе УР о восстановлении пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Граховском районе УР о восстановлении права на получение досрочной пенсии по старости, так как имеет педагогический стаж более 25 лет и просит обязать ответчика назначить ему пенсию с 24 ноября 2011 года, признав решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Граховском районе от 25 ноября 2011 года № 2372, которым ему отказано в получении досрочной пенсии, незаконным. Свои требования истец мотивирует тем, что ему незаконно отказано во включение в льготный педагогический стаж время его военной службы по призыву с 12 ноября 1986 года по 08 октября 1988 года, так как в соответствии с Законом СССР от 15 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавших в спорный период, работником просвещения в стаж работы по специальности засчитывалась и служба в составе Вооруженных сил СССР. Считает, что законодательство, действовавшее в спорный период, позволяет зачесть в его специальный стаж службу по призыву в Советской Армии; им отработано 2/3 специального педагогического стажа.

В судебном заседании ФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, дав пояснения аналогичные обстоятельствам изложенным в исковом заявлении, указав, что на момент действия постановления СМ СССР от 17.12.1959 года № 1398, он не обладал правом на досрочное назначение пенсии по старости, такое право наступило у него позже, при этом военной службе предшествовала и за ней непосредственно следовала работа учителем в одной и той же школе. Не включение спорного периода в педагогический стаж истца, необходимо считать как ущемление его прав на пенсионное обеспечение.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Граховском районе УР Балобанова Т.В., действующая по доверенности от 10.01.2012 года, исковые требования не признала, в суде пояснила, что действительно, истец обратился за назначением досрочной трудовой пенсии как педагогический работник, но на заседании комиссии по назначению пенсий последнему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального трудового стажа, так как на день обращения, то есть на 24 ноября 2011 года педагогический стаж истца составил менее 25 лет, которые необходимы в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Иные периоды работы, отраженные в трудовой книжке истца, не предусмотрены и Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года; Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 не применяется на территории РФ с 01.10.1993 года, на основании чего спорный период и не вошел в требуемый стаж.

Выслушав пояснения сторон, изучив и проанализировав представленные материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно:

24 ноября 2011 года ФИО2 обратился в Управление ПФ РФ (государственное учреждение) в Граховском районе УР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, отработавшему в учреждениях для детей более 25 лет (л.д. 23)

Решением № 2372 от 25.11.2011 года комиссии по назначению пенсий Управления ПФ РФ (государственное учреждение) в Граховском районе ФИО2 было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку ответчиком было установлено, что специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью у ФИО2 составляет менее 25 лет (л.д.10).

Согласно трудовой книжки ФИО2 установлена его работа по педагогической деятельности с 15.08.1986 по 10.11.1986 года в качестве учителя трудового воспитания Котловской восьмилетней школы, в этой же школе, позже переименованной в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Котловская основная общеобразовательная школа отражена работа истца с 09.11.1988 года в качестве учителя физкультуры, труда и черчения по день рассмотрения дела в суде (л.д.13-16).

Согласно военного билета истца и справки Военного комиссариата УР по городу Можге, Можгинскому, Алнашскому, Граховскому и Кизнерскому районом, установлено прохождение ФИО2 действительной военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 12.11.1986 года по 08.10.1988 года (л.д. 11, 17-22).

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

Рассмотрев дело в объеме заявленных требований, оценив все обстоятельства, суд признает требования истца ФИО2 о назначении ему досрочной трудовой пенсии на основании Федерального 3акона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

С 1 января 2002 года вступил в законную силу Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года за № 173-ФЗ, который определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условия назначения трудовой пенсии по старости Закон закрепил достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст.7) и одновременно предусмотрел право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (ст.ст. 27, 27.1, 28, 28.1).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 вышеуказанного закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно статьи 19 вышеуказанного Федерального закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию; днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления, которое должно быть рассмотрено не позднее чем через 10 дней.

Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности, в данном случае не менее 25 лет педагогического стажа.

Указанные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены.

Так постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей

Служба в составе Вооруженных сил СССР не входит в выше указанный список должностей и учреждений.

Между тем, с учетом Постановления Минтруда РФ от 17.10.2003 года № 70 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в педагогический стаж могут быть включены все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в выслугу лет при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (с применением правил ее подсчета, предусмотренных указанным законодательством), если подсчитанная таким образом продолжительность выслуги лет, была достаточной для назначения пенсии.

Такие же разъяснения даны Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с действовавшим в спорный период «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась и служба в составе Вооруженных сил СССР. При этом в силу требований пункта 4 указанного Положения время<данные изъяты>

В судебном заседании установлено, что истец с 12.11.1986 года по 08.10.1988 года, проходил службу в Вооруженных силах СССР, при этом службе предшествовала и за ней непосредственно следовала педагогическая деятельность, о чем свидетельствуют записи в трудовой книжке истца за №№ 4,5.

По вышеуказанным основаниям суд считает, что указанный спорный период службы истца в Вооруженных силах СССР, относящийся к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Таким образом, период нахождения ФИО2 на военной службе по призыву с 12.11.1986 года по 08.10.1988 года, что составляет 1 год 10 месяцев и 26 дней, может быть учтен в составе педагогического стажа. И учитывая, что признанный ответчиком, Управлением ПФ РФ (государственное учреждение) в Граховском районе УР, педагогический стаж истца на день обращения с заявлением в органы пенсионного обеспечения составил 23 года 02 месяца и 19 дней, что составляет более 2/3 требуемого специального стажа, суд считает, что истцом выработан на день обращения с заявлением в органы пенсионного обеспечения необходимый педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а именно 25 лет 01 месяц и 15 дней (23 года 02 месяца 19 дней + 1 год 10 месяцев 26 дней), из требуемых действующим законодательством 25 лет.

Также в судебном заседании установлено и ответчиком не оспаривается, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет), истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение 24 ноября 2011 года. На день обращения истца за трудовой пенсией и приема ответчиком его заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность педагогической деятельности истица составила более 25 лет.

Частью 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 05 ноября 2002 года № 320-О «Правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Принимая то или иное решение, граждане ориентируется на нормы определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством». Внесение законодателем изменений в условия приобретения какого-либо права граждан «уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права, гарантируемого ст. 19 Конституции РФ».

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что исключив из специального стажа службу истца в Вооруженных силах СССР, орган пенсионного обеспечения ограничил истца ФИО2 в пенсионных правах.

Таким образом, исходя из произведенных расчетов, суд приходит к выводу, что решение Управление ПФ РФ (государственное учреждение) в Граховском районе об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным и необоснованным и поэтому требования ФИО2 о назначении досрочной трудовой пенсии с момента обращения за ее назначением, то есть с 24 ноября 2011 года, подлежит удовлетворению.

С учетом того, что решение состоялось в пользу истица, на ответчика в порядке ст. 98 ГПК РФ должна быть возложена обязанность по возмещению ему судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в сумме 200 руб., которая подтверждена в судебном заседании соответствующей квитанцией.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) Граховского района УР о восстановлении пенсионных прав - удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Граховском районе УР № 2372 от 25 ноября 2011 года об отказе ФИО2 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Граховском районе УР включить в стаж педагогической деятельности ФИО2, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, время службы в Вооруженных силах СССР с 12 ноября 1986 года по 08 октября 1988 года и назначить ФИО2 досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, с 24 ноября 2011 года, как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность, в учреждениях для детей независимо от возраста.

Взыскать с Управление ПФ РФ (государственное учреждение) в Граховском районе УР в пользу ФИО2 судебные издержки связанные с рассмотрение дела в виде расходов по оплате госпошлины в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Кизнерский районный суд.

Мотивированная часть решения изготовлена председательствующим 12 января 2012 года.

Председательствующий судья В.А.Медведева

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Грахово Удмуртской Республики 10 января 2012 года

Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Медведевой В.А., при секретаре Колесниковой Г.Г., с участием истца ФИО2, представителя ответчика Управления ПФ РФ (ГУ) в Граховском районе, Балобановой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Граховском районе УР о восстановлении пенсионных прав,

руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) Граховского района УР о восстановлении пенсионных прав - удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Граховском районе УР № 2372 от 25 ноября 2011 года об отказе ФИО2 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Граховском районе УР включить в стаж педагогической деятельности ФИО2, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, время службы в Вооруженных силах СССР с 12 ноября 1986 года по 08 октября 1988 года и назначить ФИО2 досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, с 24 ноября 2011 года, как лицу, не менее 25 лет, осуществляющему педагогическую деятельность, в учреждениях для детей независимо от возраста.

Взыскать с Управление ПФ РФ (государственное учреждение) в Граховском районе УР в пользу ФИО2 судебные издержки связанные с рассмотрение дела в виде расходов по оплате госпошлины в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Кизнерский районный суд.

Мотивированной частью решения стороны могут ознакомиться 13 января 2012 года с 08 час. в суде у секретаря.

Председательствующий судья В.А.Медведева