о включении целого жилого дома в состав наследства



Дело №2-190/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2011 г. с. Юбилейное

Кизлярского района РД.

Кизлярский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Литвиновой В.М., с участием истца Аликберу А.А., заинтересованного лица Кизлярского районного отдела УФСР РФ по РД в лице руководителя Газиева М.М., при секретаре судебного заседания Блиновой М.Р рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аликберу Аликбера Амерхановича к Комитету по управлению имуществом Администрации MP «Кизлярский район» о признании договора дарения жилого дома заключенным,

УСТАНОВИЛ:

Аликберу А.А. обратился в Кизлярский районный суд РД с иском к Комитету по управлению имуществом Администрации MP «Кизлярский район» о включении целого жилого дома в состав наследства. В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, истец изменил основание иска и просил признать договор дарения жилого дома, находящегося в с. <адрес>, заключенным.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

В судебном заседании Аликберу А.А. заявленные им требования поддержал полностью и пояснил, что он с женой и тремя несовершеннолетними детьми проживает вместе с матерью ФИО6 в домовладении расположенном по адресу: РД, <адрес>, <адрес>. 29 августа 2001 года его отец ФИО3, которому данное домовладение принадлежало на праве собственности подарил ему его на основании нотариально удостоверенного договора. После заключения данного договора он стал пользоваться на правах собственника подаренным ему домом, то есть владеет, пользуется и распоряжается им, начиная с 2001 года и до настоящего времени. 15 марта 2011 года отец умер. При жизни отца он не зарегистрировал свои права на жилой дом в органах регистрации прав на недвижимое имущество. А когда после его смерти обратился в регистрационную палату, ему отказали в этом, так как для регистрации его права на подаренный жилой дом, необходимо заявление дарителя на регистрацию перехода права собственности от дарителя к одаряемому. Фактически договор заключенный между ним и его отцом состоялся, так как после нотариального оформления договора дарения, отцом ему были переданы ключи и правоустанавливающие документы на домовладение. В связи с этим он просит признать договор дарения заключенный 29.08.2001 года между ним и его отцом состоявшимся.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом Администрации MP «Кизлярский район» в суд не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был надлежаще уведомлен.

Согласно ч.4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

<адрес> отдела УФСР РФ по РД Газиев М.М. просил удовлетворить исковые требования Аликберу А.А.

Выслушав объяснения истца, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд считает требования Аликберу А.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.3 ст. 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации п.3 ст.433 ГК РФ.

Из сообщения <адрес> отдела УФСР РФ по РД от 18.06.2011 г. за видно, что Аликберу А.А. отказано в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, так как он не представил заявление от дарителя на регистрацию договора дарения и перехода права, а также нотариально заверенное согласие супруги для совершения им сделки по распоряжению совместно нажитой недвижимостью. /л.д. 7/.

Как видно из свидетельства о смерти серии <данные изъяты>, выданного 11 мая 2011 года МО Сельсовет « Большебредихинский», <адрес>, РД ФИО3 умер 15 марта 2011 года, о чем составлена актовая запись о смерти за от 10 мая 2011 года / л. д. 10/.

На основании ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно нотариально удостоверенного договора дарения от 29 августа 2001 г. ФИО3 передал безвозмездно своему сыну Аликберу А.А. целый жилой дом, находящийся по адресу: РД <адрес>, принадлежащий ему на основании регистрационного удостоверения от 29.08.2001 г. за , свидетельства о регистрации права серии <данные изъяты> регистрационный 993.1 от 29.08.2001 г. /л.д. 9/.

В соответствии с ч.1 ст.574 ГК РФ- дарение сопровождается передачей дара одаряемому, которое осуществляется посредством его вручения, символической передачи/ вручение ключей и т.п./, либо вручения правоустанавливающих документов.

О том, что истцу было передано в дар вышеуказанное домовладение подтверждается пояснениями истца Аликберу А.А. и его матери свидетеля ФИО6, ксерокопией паспорта истца Аликберу А.А., из которого видно, что он с 16 декабря 1992 года зарегистрирован в с.Б-Бредихин, <адрес>, РД, кадастровым паспортом здания, сооружения и техническим паспортом, подтверждающим факт наличия принадлежащего ему домовладения по <адрес>, с<адрес>, РД/л.д.6,8,11-12/.

Так, допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО6 показала, что истец её сын. Вместе с женой и тремя несовершеннолетними детьми он проживает вместе с нею в одном домовладении, расположенном в с. Б-Бредихин, <адрес>. В 2001 году с её согласия данное домовладение муж подарил истцу и в нотариальной конторе оформил договор дарения. Фактически сын является собственником данного дома. В марте месяце 2011 года её муж ФИО3 скоропостижно скончался. Так как по настоящее время дом оформлен на покойного мужа, то сын обратился в регистрационную палату за его оформлением согласно договора дарения. Ему было отказано и рекомендовано обратиться в суд.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что договор дарения от 29 августа 2001 года, заключенный в нотариальном порядке между ФИО3 и Аликберу А.А. состоялся.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, ст.ст. 12, 218 и 574 ГК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО4 передал безвозмездно своему сыну Аликберу Аликберу Амерхановичу целый жилой дом, находящийся по адресу: РД <адрес>, <адрес>, заключенным.

Решение является основанием для его государственной регистрации в Едином государственном реестре.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РД через Кизлярский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.

Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате.

Судья: В.М.Литвинова