Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, РД
Кизлярский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Резник Ю. Л.,
с участием представителя истца - пом. прокурора Магомедова М.Х.,
при секретаре Ефименко М.И.
рассмотрел в открытом судебном заседание в городе Кизляре гражданское делопо иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к ФГУ «Минмелиоводхоз РД» и Дельтовому филиалу «Минмелиоводхоз РД». в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконным (противоречащим законодательству об охране окружающей среды) бездействие дирекции ФГУ «Минмелиоводхоз РД», заключающемся в ненадлежащей организации безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений Копайского гидроузла Дельтового филиала, без разработки декларации о безопасности, без проведения госэкспертизы декларации безопасности, без представления ее на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РД, без получения разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений и заключения договора страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Об обязании ФГУ «Минмелиоводхоз РД» осуществлять безопасную эксплуатацию находящихся в оперативном управлении гидротехнических сооружений Копайского гидроузла Дельтового филиала, в соответствии с действующим законодательством путем выполнения следующих мероприятий:
-заключить договор страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения ;
-произвести капитальный ремонт гидротехнических сооружений, разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений, провести государственную экспертизу декларации безопасности, представить ее на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по <адрес> и получить разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений;
- провести ремонтные работы очистке каналов и на ограждающих валах Копайского гидроузла Дельтового филиала «Минмелиоводхоз РД».
УСТАНОВИЛ:
Прокурором Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры в порядке ст. 45 ГПК РФ предъявлен иск о признании незаконным (противоречащим законодательству об охране окружающей среды) бездействие дирекции ФГУ «Минмелиоводхоз РД», заключающемся в ненадлежащей организации безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений Копайского гидроузла Дельтового филиала, без разработки декларации о безопасности,без проведения госэкспертизы декларации безопасности,без представления ее на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РД, без получения разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений и заключения договора страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Об обязании ФГУ «Минмелиоводхоз РД» осуществлять безопасную эксплуатацию находящихся в оперативном управлении гидротехнических сооружений Копайского гидроузла Дельтового филиала, в соответствии с действующим законодательством путем выполнения следующих мероприятий:
-заключить договор страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения ;
-произвести капитальный ремонт гидротехнических сооружений, разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений, провести государственную экспертизу декларации безопасности, представить ее на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по <адрес> и получить разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений;
- провести ремонтные работы очистке каналов и на ограждающих валах Копайского гидроузла Дельтового филиала «Минмелиоводхоз РД».
В судебном заседание представитель Махачкалинский межрайонный природоохранной прокуратуры исковые требования поддержал и показал, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Ростехнадзора по РД проведена проверка исполнения руководством ФГУ «Минмелиоводхоз РД» природоохранного законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений Копайского гидроузла Дельтового филиала ФГУ «Минмелиоводхоз РД».
Проверкой установлено, что ФГУ «Минмелиоводхоз РД» образовано
приказом Минсельхоза РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В оперативном управлении ФГУ «Минмелиоводхоз РД» находится Копайский гидроузел Дельтового филиала ФГУ «Минмелиоводхоз РД», предназначенный дл; распределения воды в оросительные системы Кизлярского, <адрес>ов и расположен вблизи <адрес>.Водозабор из <адрес> осуществляется по лицензии на водопользование серии МАХ № БРХЗХ от ДД.ММ.ГГГГ.
В состав гидротехнических сооружений Копайского гидроузла Дельтовой филиала ФГУ «Минмелиоводхоз РД» входят головные водозаборные сооружения каналов Старотеречный, Таловский, Бороздиновский представленные 9-ю пролетами шириной по Зм., перекрытые электрифицированными сегментными затворами. Старотеречного и Таловскогс каналов по 4 пролета, Бороздиновского канала 1 пролет.
Согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ составленного Средне-Кавказским управлением Ростехнадзора по РД следует, что у ФГУ «Минмелиоводхоз РД» отсутствуют: декларация безопасности ГТС Копайского гидроузла.
Нет разрешения на эксплуатацию, не разработаны критерии безопасности ГТС, договор обязательного страхования риска гражданской ответственности, не проводятся мероприятия по максимальному уменьшению риска возникновения ЧС, не реализуются меры по обеспечению технически исправного состояния ГТС, их безопасности.
Состояние гидротехнических сооружений Копайского гидроузла Дельтового филиала ФГУ «Минмелиоводхоз РД» аварийное. Отсутствует первичная проектная документация, декларация безопасности ГТС.
Имеются признаки деформаций в виде трещин, сколов бетона, разрушений железно-бетонной облицовки мокрого откоса. Отводы трёх каналов в аварийном состоянии, разрушены водобойные колодцы, гасители, происходит процесс размыва откосов, нижних бьефов береговых линий каналов.
Все каналы заилены, отсутствуют, валы есть угроза размыва подъездной дороги к гидроузлу.
Электромеханическое оборудование 9-ти затворов, отработало нормативный срок службы, физически и морально устарело, требует замены, как и гидромеханическое оборудование.
На головном водозаборном сооружении канала Старотеречный из 4 затворов 1 не подлежит ремонту требуется замена, оставшимся 3 необходим капремонт.
Такое положение по г/с- Таловский. На головном водозаборном сооружении канала Бороздиновский 1 затвор подлежит капремонту.
Требования законодательства руководством ФГУ «Минмелиоводхоз РД » не соблюдаются по предписаниям Управления Ростехнадзора по РД, меры не принимаются, что подтверждается актами и предписаниями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ,
Из информации администрации MP «Кизлярский район» в Старотеречную оросительную систему входит 29488 га мелиоративных земель, вдоль ее русла расположено 43 населенных пункта и на этой территории проживают 29 тысяч человек, в Таловскую систему входит 7032 га мелиоративных земель.
Вдоль ее русла расположено 22 населенных пункта и на этой территории проживают 15,5 тысяч человек, в Бороздиновсую систему входит 1000 га мелиоративных земель, вдоль русла расположено 3 населенных пункта и проживают 2 тысяч человек.
В Старотеречном канале в семидесятые годы пропускная способность была доведена до 90мЗ/сек. На сегодняшний день из за отложения донных осадков, разрушения берегов, пропускная способность уменьшилась до 50-52 мЗ/сек. При увеличении подачи воды начинается перелив, затапливаются леса вдоль русла, наносится ущерб фермерским хозяйствам. Опасными остаются участки в районе с. К.Маркса - левый берег канала, <адрес> -правый берег канала. С. Бурумбай. Необходима очистка и ремонт головного сооружения Огузерского канала, существует угроза потопления <адрес> в случае прорыва берега канала. Заилен и аварийный сброс <адрес>-канал Аракаумский.
За <адрес> Терек превратился в канаву теряющую свое хозяйственное значение, хотя является единственным источником пресной воды для селений Крайновка, Коллективизатор и Новотеречное.
Проектная пропускная способность Таловского канала 75мЗ/сек., а фактическая-32мЗ/сек. При увеличении подачи воды начнется перелив, затопление вдоль русла, наносится ущерб фермерским хозяйствам.
Существует угроза затопления селений Бондареновка, Вышеталовка угроза ЧС ситуации. Нет разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, создается ли угроза загрязнения и истощения окружающей среды, оказывается ли вредное воздействие на человека.
Неисполнение собственником и эксплуатирующей организацией возложенных законом
обязанностей, не принятием мер по обеспечению безопасности ГТС, нарушаются права и интересы неограниченного круга лиц и создается угроза.
В судебном заседание Прокурор иск поддержал полностью и пояснил, что иск направлен на защиту интересов населения от ЧС он просит о признании незаконным бездействие дирекции ФГУ «Минмелиоводхоз РД», заключающемся в ненадлежащей организации безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений Копайского гидроузла Дельтового филиала, без разработки декларации о безопасности,без проведения госэкспертизы декларации безопасности,без представления ее на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РД, без получения разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений и заключения договора страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Об обязании ФГУ «Минмелиоводхоз РД» осуществлять безопасную эксплуатацию находящихся в оперативном управлении гидротехнических сооружений Копайского гидроузла Дельтового филиала, в соответствии с действующим законодательством путем выполнения следующих мероприятий: -заключить договор страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения ;произвести капитальный ремонт гидротехнических сооружений, разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений, провести государственную экспертизу декларации безопасности, представить ее на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по <адрес> и получить разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений; провести ремонтные работы очистке каналов и на ограждающих валах Копайского гидроузла Дельтового филиала «Минмелиоводхоз РД».
Представитель ответчика ФИО1 представляющий по доверенности ФГУ «Минмелиоводхоз РД» и Дельтового филиала «Минмелиоводхоз РД», показал, что
Ознакомившись с исковым заявлением Прокурора Старшего советника юстиции ФИО4 на основании заключения Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры с привлечением специалистов Управления Ростехнадзора по РД по проверке эксплуатации гидротехнических сооружений Копайского гидроузла Дельтового Филиала ФГУ «Минмелиоводхоза РД»
На основании Устава Федерального государственного учреждения «Министерство мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Респ.Дагестан п.7.1 филиал не является юридическим лицом.
На основании Положения Дельтового Филиала1.5. филиал не является юридическим лицом и действует в интересах Учреждения на основании Положения о Филиале.
Финансирование деятельности Филиала осуществляется за счет средств, предусмотренных в смете доходов и расходов филиала, утвержденных Директором ФГУ. Смета Филиала включается в смету учреждения. (Положение о Филиале п.3.5.)
Директор ФГУ утверждает смету доходов и расходов Филиала на соответствующий год на основании Положения по Филиалу п.5.2
На основании изложенного иск должен быть предъявлен ФГУ «Минмелиоводхоз РД». поскольку вопросы финансирования деятельности филиала полностью отнесены к ведению ФГУ, собственных средств на которые возможно было бы выполнить указанный объем работ филиал неимеет.
Более того без открытого финансирования в 2009 году филиалом были выполнены ремонтные работы по ремонту шлюзов и задвижек своими силами, однако без достаточного финансирования выполнение работ на которые указывает прокуратура невозможно.
Заиливание каналов продолжается много лет, имеющиеся средства и техника не позволяют выполнить весь обьем работ. По данному вопросу информированы как руководство района, так и руководство <адрес>, имеются многочисленные обращения, а также выступления руководства филиала в прессе.
Суд исследовал материалы дела : материалы надзорной проверки Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры справка о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ. ; -Устав ФГУ «Минмелиоводхоз РД» лицензия на водопользование ;Положение о Дельтовом филиале ФГУ «Минмелиоводхоз РД» ;протоколы и постановления об административных правонарушениях ; акт, предписания Управления Росприроднадзора по РД, предписание Средне-Кавказского Управлении Ростехнадзора, выписка из ГРРЮЛ ; дефектный акт ;
-справка о нахождении на балансе ГТС ;переписка по вопросам выделения денежных средств на ; - переписка по вопросам разработки декларации ; приказ о назначении ответственного за безопасность ГТС на ; доверенность ;-информация MP «Кизлярский район»,
Объяснение директора Дельтового фи лил ала ФГУ «Минмелиоводхоз РД» ФИО1
Суд пришел к следующим выводам, требования прокурора законны и обоснованны, иск предъявлен в соответствии с действующим законодательством и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также -природоохранная деятельность), а экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
В соответствии с частью 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушения прав других собственников, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии расположенные на водных объектах гидротехнические сооружения; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
В соответствии со ст.9 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Согласно ч. 3 ст. 10 ФЗ установлена обязанность собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации представлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений; утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации.
Согласно ч.1, 3 ст. 11 ФЗ предусмотрено, государственная экспертиза указанной декларации безопасности проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций.
Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено,
«декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. На основании утвержденной декларации безопасности гидротехническое сооружение вносится в Российский регистр гидротехнических сооружений и надзорным органом за безопасностью ГТС выдается разрешение на его эксплуатацию. Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений представляется декларантом в орган надзора не реже одного раза в 5 лет ».
В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическом и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N 3 на территориальные органы Ростехнадзора по технологическому и экологическому надзору возложены полномочия по осуществлению государственного надзора и контроля в сфере безопасности гидротехнических сооружений.
На территории РД полномочия осуществляет Средне-Кавказское управление Ростехнадзора по <адрес>.
Статьей 15 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" предусмотрено, что риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения.
Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.
Ст. 17 этого же ФЗ указывает, что собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ЧС -это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Статьей 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которые заключаются в нижеследующем.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
В ст.З Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" безопасность гидротехнических сооружений определена как свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, а обеспечение безопасности гидротехнического сооружения как разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Из ст.З ФЗ «Об охране окружающей среды следует, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды, учета природных особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно пункта 7 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водоотведение - это любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан являются нематериальными благами.
Суд считает иск прокурора обоснованным, по объектам на необходимость выполнения работ по которым ссылается прокурор акты приемки выполненных работ отсутствуют и суду не представлены, установить какие работы и в каком объеме выполнены на день суда не представилось возможным поскольку указанные работы не профинансированы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к ФГУ «Минмелиоводхоз РД» и Дельтовому филиалу «Минмелиоводхоз РД»- удовлетворить,
Признать незаконным, противоречащим законодательству об охране окружающей среды бездействие дирекции ФГУ «Минмелиоводхоз РД», заключающееся в ненадлежащей организации безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений Копайского гидроузла Дельтового филиала, без разработки декларации о безопасности, без проведения госэкспертизы декларации безопасности,без представления ее на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РД, без получения разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений и заключения договора страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Обязать ФГУ «Минмелиоводхоз РД» осуществлять безопасную эксплуатацию находящихся в оперативном управлении гидротехнических сооружений Копайского гидроузла Дельтового филиала, в соответствии с действующим законодательством путем выполнения следующих мероприятий: заключить договор страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения ;
произвести капитальный ремонт гидротехнических сооружений, разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений, провести государственную экспертизу декларации безопасности, представить ее на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по <адрес> и получить разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений; провести ремонтные работы очистке каналов и на ограждающих валах Копайского гидроузла Дельтового филиала «Минмелиоводхоз РД».
Текст решения изготовлен в совещательной комнате срок обжалования решения десять дней с момента оглашения в Верховный суд <адрес>.
Судья: Ю. Л. РЕЗНИК