Решение от 18.04.2011 г.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2011 годаг. Кизляр, РД

Кизлярский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьиОмарова Р. О.,

представителя прокуратуры Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурыОмарова М-А. Г.

представителя третьего лица Средне-Кавказского управления Ростехнадзора Мирзаева А. А.,

при секретареГольтяпиной Е. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры к Федеральному государственному учреждению «Минмелиоводхоз РД» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий

У С Т А Н О В И Л:

Махачкалинская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с исковым заявление о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, указывая, что ими с привлечением с пециалистов Управления Ростехнадзора по РД проведена проверка исполнения руководством ФГУ «Минмелиоводхоз РД» природоохранного законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений (ГТС) Старотеречной системы Дельтового филиала ФГУ «Минмелиоводхоз РД».

Проверкой установлено, что Федеральное государственное учреждение «Минмелиоводхоз РД» (в дальнейшем Учреждение) образовано в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с целью создания необходимых условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий, эксплуатации мелиоративных систем.

В оперативном управлении Учреждения, наряду с другими гидротехническими сооружениями, находится Старотеречная система, представляющая собой комплекс взаимосвязанных каналов, гидроузлов, водовыпусков, предназначенных для мелиорации земель <адрес>.

В состав гидротехнических сооружений Старотеречной системы входят: ГТС Куру-Терский (ПК 182), для обеспечения забора воды в каналы Куру- Терек, Киз-Каспий; ГТС Огузерского гидроузла (ПК 419), для обеспечения забора воды в каналы Ново-Инженерный, Огузерский; ГТС Александрийского гидроузла (ПК 529), для обеспечения забора воды в каналы Старый Терек, Аракумский сброс, и канал Старо- Целинный, который далее после делителя переходит в каналы Барбалейка и Новоцелинный.

Из акта проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Средне-Кавказским управлением Ростехнадзора следует, что состояние гидротехнических сооружений Старотеречной системы Дельтового филиала ФГУ «Минмелиоводхоз РД» аварийное. Отсутствует проектная документация, декларация безопасности ГТС. Общее состояние каналов неудовлетворительное, не в должной мере производится их механическая зачистка (заиленность каналов составляет 65%).На отходящих каналах от указанных выше ГТС, необходимы замена и установка почти всех гидрозатворов, ремонт дюкера, так как они отработали значительные сроки эксплуатации, превышающие их нормативные сроки.

ГТС Куру-Терского гидроузла построен в 1976 году. Капитальный ремонт со дня его строительства не производился. Из-за длительной эксплуатации 2 затвора имеют сквозные отверстия в щитах, требуется их замена, состояние других щитов аварийное. Аналогичное состояние тросов, цепей и других элементов оборудования из металла. Пропускная способность канала Куру- Терек составляет по проекту 6 мЗ/ сек, фактически- 4-5 мЗ/сек, канала Киз-Каспий- по проекту 12мЗ/ сек, фактически- 5-7 мЗ/сек.

ГТС Огузерского гидроузла построен в 1976 <адрес> ремонт ГТС не производился. Каналы отходящие от данного ГТС заилены, пропускная способность их значительно меньше проектной. Железобетонный откос нижнего бьефа плотины местами разрушен, наблюдается процесс размыва береговой черты. Из-за длительной эксплуатации состояние гидромеханического оборудования неудовлетворительное.

ГТС Александрийского гидроузла построен в 1977 <адрес> ремонт не производился. Каналы отходящие от данного ГТС заилены, пропускная способность их значительно меньше проектной, три затвора вышли из строя, Аракумский сброс не работает.

Магистральный канал Старый Терек находится в неудовлетворительном состоянии, на дне канала образованы песчано-иловые отложения, русло канала заилено, что приводит к подъему отметок дна, уменьшению пропускной способности. Русло канала не очищалось с 50-х годов. До устранения выявленных нарушений на ГТС Старотеречной системы угроза возникновения аварийной ситуации будет сохранятся. Указанное является нарушением требований законодательства об охране окружающей среды.

Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность), а экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Из статей 34 и 43 настоящего закона следует, что при осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий.

В соответствии с частью 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушения прав других собственников, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии расположенные на водных объектах гидротехнические сооружения; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

В статье 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" определено, что собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

В части 3 статьи 10 настоящего Федерального закона установлена обязанность собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации представлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений; утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации.

Частями первой, третьей и четвертой статьи 11 названного Федерального закона предусмотрено, что государственная экспертиза указанной декларации безопасности проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций.

Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. На основании утвержденной декларации безопасности гидротехническое сооружение вносится в Российский регистр гидротехнических сооружений и надзорным органом за безопасностью ГТС выдается разрешение на его эксплуатацию. Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений представляется декларантом в орган надзора не реже одного раза в 5 лет с даты ввода гидротехнических сооружений в постоянную эксплуатацию.

В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическом и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N 3 на территориальные органы Ростехнадзора по технологическому и экологическому надзору возложены полномочия по осуществлению государственного надзора и контроля в сфере безопасности гидротехнических сооружений.

На территории <адрес> данные полномочия осуществляет Средне-Кавказское управление Ростехнадзора.

Статьей 15 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" предусмотрено, что риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения.

Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

Из статьи 17 этого же Федерального закона следует, что собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности.

Из объяснений директора Дельтового филиала ФГУ «Минмедиоводхоз РД» ФИО2 причиной изложенных нарушений является отсутствие финансовых средств.

Как следует из информации ГУ МЧС России по РД специалистами ОАО «Севкавгипроводхоз» <адрес> установлено, что локальное разрушение или отказ в работе гидромелиоративного оборудования могут спровоцировать перелив и затопление прилегающих территорий, на которой проживают примерно 20 тыс. человек и неподачу воды на орошаемые площади, что приведет в гибели и потере урожайности на орошаемых площадях. Вероятный вред может составить 50,2 млн. руб. и 156,6 млн. руб. соответственно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» аварии на ГТС Старотеречной системы могут соответствовать чрезвычайной ситуации регионального характера.

Из информации Западно-Каспийского Территориального управления Росрыболовства усматривается, что канал Кизляр-Каспий, входящий в Старотеречную систему, имеет связь с морем. Он внесен в рыбохозяйственный реестр. В данном канале происходят зимовальные и нерестовые миграции осетровых и частиковых рыб. Дельтовый водопадающий канал и сбросной канал Кизляр - Каспий не оборудованы рыбозашитными устройствами, что позволяет рыбы мигрировать по всем коллекторам Старотеречной системы. Отсутствуют рыбозашитные устройства и на всех других каналах Старотеречной системы. Из-за их отсутствия возникает угроза гибели молоди и взрослых особей ценных видов рыб.

Таким образом, имеется реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайная ситуация, в соответствии со ст. 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Между тем, согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. л ст.9), каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.20), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42).

Статьей 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которые заключаются в нижеследующем.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

В ст. 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" безопасность гидротехнических сооружений определена как свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, а обеспечение безопасности гидротехнического сооружения как разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Из ст. З ФЗ «Об охране окружающей среды следует, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды, учета природных особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности ФГУ «Минмелиоводхоз РД» не может быть опровергнута в настоящее время.

Таким образом, неисполнением собственником и эксплуатирующей организацией гидротехнических сооружений возложенных законом обязанностей и не принятием мер, направленных на обеспечение безопасности ГТС, непосредственно нарушаются вышеуказанные права и интересы неограниченного круга лиц и создается угроза более существенного их нарушения.

Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Как следует из ст. 80 ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, подлежит приостановлению или прекращению по решению суда.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

По характеру данный иск касается вопросов запрещения экологически вредной деятельности за совершение экологических правонарушений, нарушающих права неопределенного круга лиц и создающих угрозу их нарушения, и не связан с экономической деятельностью.

В данном случае прокурор защищает интересы и права граждан, закрепленные Конституцией РФ. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан являются нематериальными благами.

Спор возник из экологических правоотношений в связи с обращением прокурора в суд в защиту права неопределенного круга лиц на жизнь, благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно. Эти лица не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые заявления по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

Таким образом, исходя из характера правоотношений и из субъектного состава участников, возникший спор должен быть рассмотрен судом общей юрисдикции.

Просит суд признать незаконным (противоречащим законодательству об охране окружающей среды) бездействие дирекции Федерального государственного учреждения «Минмелиоводхоз РД» по организации безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений Старотеречной системы Дельтового филиала, а именно без разработки декларации их безопасности, проведения государственной экспертизы декларации безопасности, представления ее на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по <адрес>, получения разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений и заключения договора страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Обязать Федеральное государственное учреждение «Минмелиоводхоз РД» осуществлять безопасную эксплуатацию находящихся в оперативном управлении гидротехнических сооружений Старотеречной системы Дельтового филиала, расположенного на административной территории MP «Кизлярский район», в соответствии с действующим законодательством путем выполнения следующих мероприятий:

-в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения ;

-в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести капитальный ремонт гидротехнических сооружений, разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений, провести государственную экспертизу декларации безопасности, представить ее на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по <адрес> и получить разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений;

Представитель прокуратуры Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры Омаров М-А. Г. исковые требования в судебном заседании поддержал полностью, просил суд удовлетворить их в полном объеме и продлить срок заключения договора страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинение вреда жизни, здоровья физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица Средне-Кавказского управления Ростехнадзора ФИО3, в судебном заседании исковые требования признал полностью. Просит продлить время да июля 2011 года для заключения договора страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Суд, выслушав стороны, исследовав и изучив материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, по следующим основаниям:

Судом исследованы следующие материалы дела: материалы надзорной проверки Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры: справка о результатах проверки; акт проверки Средне-Кавказского управления Ростехнадзора; устав ФГУ «Минмелиоводхоз РД»; положение о Дельтовом филилале ФГУ «Минмелиоводхоз РД»; выписка из ГРРЮЛ; справка о нахождении на балансе ГТС; лицензия на водопользование и справка; справка о выделенных денежных средствах; информация ГУ МЧС России по РД; информация ЗКТУ Росрыболовства; объяснение директора Дельтового филиала ФГУ «Минмелиоводхоз РД» ФИО2

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры к Федеральному государственному учреждению «Минмелиоводхоз РД» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий – удовлетворить в полном объёме.

Обязать Федеральное государственное учреждение «Минмелиоводхоз РД» осуществлять безопасную эксплуатацию находящихся в оперативном управлении гидротехнических сооружений Старотеречной системы Дельтового филиала, расположенного на административной территории MP «Кизлярский район», в соответствии с действующим законодательством путем выполнения следующих мероприятий:

-в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения ;

-в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести капитальный ремонт гидротехнических сооружений, разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений, провести государственную экспертизу декларации безопасности, представить ее на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по <адрес> и получить разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения, через Кизлярский городской суд.

Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате.

СудьяОмаров Р.О.