Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Кизлярский городской суд РД в составе:
Председательствующего судьи: Омарова Р.О.
С участием истца ФИО4
Его доверителя действующий по доверенности: ФИО11
Ответчиков:
ФИО1 УФК РФ по РД - по доверенности: ФИО13
ФИО1 администрации городского округа «город Кизляр»
ФИО12
Привлеченные в качестве третьих лиц:
ФИО1 РД - по доверенности
ФИО15
ФИО2 РД - по доверенности
ФИО14
ФИО1 Минтруда и социального развития РД по доверенности
ФИО16
ФИО1 войсковой части 5389 по доверенности
ФИО17
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску ФИО4 к Правительству РД и Администрации городского округа «город Кизляр» о взыскании единовременного пособия по случаю вреда здоровья вследствие террористического акта
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратился в суд с иском к администрации городского округа « <адрес>» и Правительству РД о взыскании единовременного пособия по случаю вреда здоровью вследствие террористического акта. В обосновании своих исковых требований ФИО4 указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он проходит военную службу по контракту в войсковой части 5389, дислоцированной в городе Кизляре по <адрес>. С 08.00 часов ДД.ММ.ГГГГ он заступил в состав суточного наряда дежурного подразделения роты оперативного назначения в/ч 5389, после 08.00 часов ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после сдачи суточного дежурства на службе, он на такси приехал в Кизлярскую городскую поликлинику, где прошел флюорографическое исследования грудной клетки, примерно в 08 час. 30 мин. он покинул здание горполиклиники и направился по <адрес> в сторону городского рынка, следуя в районе школы-гимназии № прогремел взрыв, как выяснилось позже, неустановленное лицо, которое управляло автомашиной марки ВАЗ-2121 «НИВА», совершил террористический акт путем приведения в действие взрывного устройства большой мощности - 200 кг в тротиловом эквиваленте, начиненное поражающими элементами (подшипники, болты, гвозди, куски арматуры и.т.д.).
В результате взрыва он получил телесные повреждения (минно-взрывная травма, осколочное сквозное ранение мягких тканей проксимального отдела левого локтевого сустава, слепое осколочное ранение мягких тканей левой подколенной области), для оказания скорой медицинской помощи он был доставлен центральную городскую больницу и вечером этого же дня был госпитализирован в Республиканскую клиническую больницу № (<адрес>), где находился на стационарном лечении по ДД.ММ.ГГГГ.
По факту осуществленного теракта в городе Кизляре Следственным Управлением СК при прокуратуре РФ по РД возбуждено уголовное дело № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением следователя ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по названному делу он признан потерпевшим.
ДД.ММ.ГГГГ государственным судебно-медицинским экспертом ФИО7обследованы полученные им телесные повреждения для определения механизма, характера и степени их тяжести и согласно его заключению № от ДД.ММ.ГГГГ по степени тяжести они (телесные повреждения) квалифицированы как средний вред здоровью.
В начале апреля месяца, предположительно 04 апреля, 2010 года, он находился на стационарном лечении и в период прохождения на стационарном лечении, к нему в больничную палату пришли две женщины, которые представились сотрудниками Министерства труда и социального развития РД и пояснили, что они прибыли по поручению Правительства РД для вручения, как пострадавшему материальной помощи в размере 50 тысяч рублей, далее в платежную ведомость (табель) внесли его паспортные данные, где он расписался в платежной ведомости напротив своей фамилии в получении денежных средств, при этом основание выдачи денежных средств (материальной помощи) было указано Распоряжение Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ за №-р.
Для оказания единовременной материальной помощи гражданам, получившим вред здоровью, и членам семей граждан, погибшим (умерших) в результате террористических актов в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Правительством РФ принято Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
В соответствии с п.4 вышеназванного распоряжения для оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим вследствие террористических актов в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Правительством РФ выделено единовременные пособии в размере 300 тыс. рублей гражданам, получившим вред здоровью средней тяжести. Составлением списков и сбором документов на местах для последующей выплаты пострадавшим указанных пособий занималась отдел здравоохранения Администрации городского округа «город Кизляр». На получение единовременной пособии были представлены соответствующие документы руководителю отдела здравоохранения горадминистрации ФИО3.
В последующем из-за возникшей задержки по выплате единовременного пособия с письменным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ он обратился за разъяснениями в Администрацию городского округа «г.Кизляр». На его обращение получен письменный ответ (письмо за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), в котором ему было отказано в выплате единовременного пособия и за их получением предложено обратиться в МВД России.
После получения юридических консультаций по этим вопросам ему стало понятно, что согласно Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р в бюджет <адрес> поступили денежные средства в размере 6018000 рублей на выплату единовременного пособия гражданам, пострадавшим в результате террористического акта, совершенного ДД.ММ.ГГГГ в городе Кизляре. Вышеуказанные денежные средства в размере 6018000 рублей согласно Распоряжения Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ за №-р выделено Министерству труда и социального развития РД для производства выплат единовременных пособий пострадавшим в результате теракта гражданам в следующих размерах:
- получившим тяжкий вред или вред средней тяжести здоровью - по 400 тысяч рублей на человека;
- получившим легкий вред здоровью - по 200 тысяч рублей на человека.
При этом в Распоряжении Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №-р были указаны конкретные фамилии и инициалы граждан, т.е. список пострадавших лиц в результате террористических актов в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Однако, по неизвестным ему причинам, он не был включен в вышеупомянутый список пострадавших лиц, что повлекло необоснованное лишение его возможности получить законно причитающегося единовременного пособия по случаю получения вреда здоровью вследствие террористического акта.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ: «Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг ФИО1 в разумных пределах».
Для сбора и составления необходимых по делу документов, их передачи в суд и для представления его интересов по делу на стадии судебного разбирательства им выплачено своему ФИО1 – адвокату а/к «Гранит» ФИО11 гонорар на сумму – 10000 (десять тысяч) рублей (квитанции: № от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст.46 Конституции РФ, ст. ст. 254, 255 ГПК РФ просит суд :
1. признать незаконными действия (бездействия) администрации городского округа «город Кизляр» по не включению его в списки пострадавших лиц, представленных в Правительство РД для выплаты единовременного пособия по случаю получения вреда здоровью вследствие террористического акта;
2. обязать Правительство <адрес> произвести ему выплату единовременного пособия в размере 400000 рублей по случаю получения вреда здоровью средней тяжести вследствие террористического акта;
3. взыскать с Правительства <адрес> в его пользу расходы по оплате услуг ФИО1 по делу в размере 10000 рублей;
Допрошенный в судебном заседании ФИО1 администрации городского округа «город Кизляр» ФИО12 суду показал, что ФИО4, обратился в Кизлярский городской суд с заявлением к Правительству РД о признании незаконными действий органов местного самоуправления о не включении его в списки пострадавших лиц, представленных в Правительство РД для выплаты единовременного пособия в сумме 400000 руб. по случаю получения вреда здоровью в вследствие террористического акта имевшего место ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Дагестан, считает заявленные требования незаконными и необоснованными по следующим обстоятельствам: взыскание единовременного пособия в указанном истцом размере с администрации городского округа «город Кизляр» необоснованно, поскольку в соответствии с п. 6 распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р органами, обеспечивающими осуществление выплат членам семей погибших сотрудников и сотрудникам, получившим вред здоровью в результате террористического акта, совершенных в марте 2010г. в <адрес> Дагестан наделены МВД России и Генеральная прокуратура Российской Федерации. Касательно осуществления выплаты единовременного пособия в размере 50 000 руб. ФИО1 Минтруда Дагестана работнику МВД России ФИО4 то данный факт объясняется исполнением указанных в п. 7 распоряжения Правительства РФ №-р рекомендаций Правительством <адрес> по осуществлению дополнительных выплат пострадавшим гражданам, в том числе и сотрудникам МВД России по РД. Относительно осуществления дополнительных выплат единовременных пособий, указанных в п. 7 распоряжения Правительства РФ №-р Правительством РД то их обеспечение осуществлялось Министерством труда и социального развития РД пострадавшим гражданам не зависимо от принадлежности к сотрудникам Министерства внутренних дел по <адрес> или других ведомств. Пострадавший ФИО4 является работником ВВ МВД России с 2008г. Ему предлагалось обратиться с необходимыми документами в соответствующее ведомство для получения единовременных пособий, почему ему не выплачено данное пособие администрация данными сведениями не располагает. Просит суд в иске ФИО4 к администрации городского округа «город Кизляр» отказать.
Допрошенный в судебном заседании ФИО2 РД в интересах правительства РД ФИО14 В соответствии ст. 43 ГПК РФ просил суд привлечь в качестве третьих лиц Министерство труда и социальной защиты РД, Министерство финансов РД и отдел здравоохранния Администрации городского округа «город Кизляр» не заявляющих самостоятельного требования и показал, что ФИО4, обратился в Кизлярский городской суд с заявлением к Правительству РД о признании незаконными действий органов местного самоуправления о не включении его в списки пострадавших лиц, представленных в Правительство РД для выплаты единовременного пособия в сумме 400000 руб. по случаю получения вреда здоровью в вследствие террористического акта имевшего место ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Дагестан.
Правительство РД считает заявленные требования незаконными и необоснованными по следующим обстоятельствам.
Взыскание единовременного пособия в указанном истцом размере с Правительства РД необоснованно, поскольку в соответствии с п. 6 распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р органами, обеспечивающими осуществление выплат членам семей погибших сотрудников и сотрудникам, получившим вред здоровью в результате террористического акта, совершенных в марте 2010г. в <адрес> Дагестан наделены МВД России и Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Касательно осуществления выплаты единовременного пособия в размере 50 000 руб. ФИО1 Минтруда Дагестана работнику МВД России ФИО4 то данный факт объясняется исполнением указанных в п. 7 распоряжения Правительства РФ №-р рекомендаций Правительством <адрес> по осуществлению дополнительных выплат пострадавшим гражданам, в том числе и сотрудникам МВД России по РД.
Таким образом, из вышеизложенного вытекает, что осуществление выплат единовременных пособий из ассигнований, поступивших из федерального бюджета гражданам, получившим вред здоровью, и членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие террористического акта обеспечивается ФИО1 Минтруда Дагестана, и осуществление выплат единовременных пособий членам семей погибших (умерших) сотрудников (работников) и сотрудникам (работникам), получившим вред здоровью в результате террористического акта совершенного в марте 2010г. в <адрес> ФИО1 МВД России и Генеральной прокуратуры РФ.
Относительно осуществления дополнительных выплат единовременных пособий, указанных в п. 7 распоряжения Правительства РФ №-р Правительством РД то их обеспечение осуществлялось Министерством труда и социального развития РД пострадавшим гражданам не зависимо от принадлежности к сотрудникам Министерства внутренних дел по <адрес> или других ведомств.
Как видно из материалов дела, пострадавший ФИО4 является работником ВВ МВД России с 2008г.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо администрации городского округа «город Кизляр» от ДД.ММ.ГГГГ №, где ФИО4 предлагают обратиться с необходимыми документами в соответствующее ведомство для получения единовременных пособий.
Считаем необходимым отметить, что в соответствии ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Суду не представлены документы или доказательства причинения ущерба истцу незаконными действиями или бездействиями должностных лиц республиканского уровня или органами государственной власти РД, в результате совершения которых отвечала бы казна <адрес>.
Истец просит признать незаконными действия (бездействия) администрации городского округа «город Кизляр» по не включению его в списки пострадавших лиц и одновременно просит взыскать с Правительства РД денежные средства, предназначенные для выплаты единовременного пособия.
Доводы истца необоснованны и не соответствуют положениям действующего законодательства по следующим основаниям, как уже было указано ранее согласно ст. 18 Федерального Закона «О противодействии терроризму» государство осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта.
Вышеуказанное положение Закона означает, что финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций производится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, органов исполнительной власти <адрес>, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и иных источников.
При отсутствии или недостаточности собственных средств органы исполнительной власти <адрес>, администрации муниципальных районов и городских округов <адрес> не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации либо с даты совершения террористического акта или завершения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями могут обращаться в Правительство <адрес> с просьбой о выделении бюджетных ассигнований. В обращении должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба, размере выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти <адрес>, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов.
Обращение, в котором отсутствуют указанные сведения, возвращается без рассмотрения.
Данный подход объясняется на основании положений указанных в ч. 5 ст. 126 ГК РФ, согласно которой субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.
В данном случае, поскольку террористический акт совершен на территории МО «Город Кизляр», расходные обязательства по отношению граждан, проживающих в этом районе и пострадавших в результате стихии либо террористического акта, несет именно указанное муниципальное образование.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что Правительство РД права заявителя по получению единовременного пособия, предусмотренном распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р не нарушало, а также, что Правительство РД по указанному делу надлежащим ответчиком быть не может.
Просит суд в иске в иске ФИО4 к Правительству РД отказать.
Допрошенный в судебном заседании ФИО1 УФК по <адрес> ФИО13 показал, что ФИО4, обратился в Кизлярский городской суд с заявлением о признании незаконными действий Администрации городского округа «город» Кизляр» о не включении его в списки пострадавших лиц, представленных в Правительство РД для выплаты единовременного пособия в сумме 400000 руб. по случаю получения вреда здоровью в вследствие террористического акта имевшего место ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Дагестан. Истец в своем исковом заявлении просит взыскать данную сумму с Правительства РД и Администрации городского округа «город Кизляр». Так же и компенсацию сумм, оплаченных за юридические услуги в размере 10 000 рублей.Определением Кизлярского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим и привлечено в качестве ответчика Министерство финансов Российской Федерации. Согласно статья 41 ГПК РФ, суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала. Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. При этом следует учесть, что вред причиненный незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов гражданину, должен быть установлен вступившим в законную силу судебным актом. Кроме того, судом должно быть установлено, по каким причинам данное лицо не было включено в данный список лиц, подлежащих выплате указанного единовременного пособия. Обязательства по выплатам, включенных в список пострадавших, Министерством финансов Российской Федерации исполнено в полной мере. Так же суду следует учесть, что любые распоряжения Правительства РД могут регламентировать только порядок взыскания с казны РД и требования данных распоряжений не могут регламентировать взыскания с казны РФ. Данные требования являются необоснованным и не полежат удовлетворению. Истец в своем исковом заявлении и его ФИО1 ФИО11 просят удовлетворить исковые требования и при этом прямо не ссылаются на основании какого закона Российской Федерации должны быть удовлетворены данные исковые требования. На основании изложенного просит в иске ФИО4 к Министерству финансов отказать.
ФИО1
ФИО1 РД по доверенности надлежаще извещенный в суд не явился и просил дело рассмотреть без его участие в свеем возражении указывает, что ФИО4 обратился в суд с заявлением к Правительству РД и администрации городского округа « <адрес>» о взыскании единовременного пособия по случаю получения вреда здоровьюд вследствие террористического акта, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Как указывается в исковом заявлении, в результате теракта истец получил телесные повреждения средней тяжести, о чем имеется соответствующее заключение, он так же находился на стационарном лечении по этому поводу. На основании распоряжения Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №-р он получил 50 тыс. рублей от Министерства труда и социального развития РД, но в связи с тем, что другие лица, пострадавшие так же как он, т.е. получившие повреждение такой же тяжести, как у него, получили другие размере компенсации / по 400 тыс. руб/, считает, что суд должен присудить ему такую же сумму.
Требования истца не могут быть удовлетворены за счет Правительства РД или Министерства финансов РД по следующим основаниям.
Во-первых, требования истца в отношении Правительства РД не конкретизированы. Заявляя требование «признать незаконными действия (бездействия) администрации городского округа «Город Кизляр» по не включению его в списки пострадавших лиц, представленных в Правительство РД для выплаты единовременного пособия по случаю получения вреда здоровью», истец просит взыскать сумму ущерба и с городского округа «Город Кизляр» и с Правительства РД, что, на наш взгляд, не может быть произведено.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Истцом не представлены в суд доказательства причинения ему вреда незаконными действиями (бездействиями) Правительства РД или других гос. органов республиканского уровня или его должностных лиц, за действия которых отвечала бы казна <адрес>.
3. В целях оказания материальной помощи пострадавшим людям, на республиканском уровне РД были изданы два распоряжения Правительства РД. Уполномоченным органом по осуществлению выплат на основании списков пострадавших лиц на республиканском (РД) уровне является Министерство труда и социального развития РД, которое готовило распоряжения Правительства РД на основании информации, полученной из Администрации <адрес>.
В связи с этим, заявляем ходатайство о привлечении указанного Министерства к участию в процессе в качестве третьего лица без самостоятельных требований для получения полной информации по данному вопросу.
В соответствии с распоряжением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №-р выделено Министерству труда и социального развития РД средства в объеме 6018,0 тыс. рублей, поступившие в республиканский бюджет РД в соответствии с распоряжением Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
В указанном распоряжении приводится пофамильный список пострадавших лиц, которым надлежит выплатить определенные суммы. Лицам, получившим вред здоровью средней тяжести, как и ФИО4, предусмотрено выплатить по 400,0 тыс. рублей. ФИО4 в указанном распоряжении не значится, чем и обусловлен его иск.
Истец значится в другом распоряжении Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №-р среди лиц, получившим ранения средней тяжести, которым данным распоряжением предусмотрено выплатить по 50,0 тыс. руб.
Оба распоряжения Правительства РД по финансированию данных расходов исполнены Министерством финансов РД в полном объеме. Министерством труда и социального развития РД ФИО4 выплачены 50 тыс. руб., о чем он указывает и в исковом заявлении.
Обращаем внимание суда, что по распоряжению Правительства РД №208-р источником выплаты являлись средства федерального бюджета, поступивших в республиканский бюджет РД целевым назначением для выплаты пострадавшим людям и размер выплат по нему определен распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Что касается размера выплат, определенных в распоряжении Правительства РД №86-р, считаем необходимым отметить, что источником для этих выплат явился Резервный фонд Правительства <адрес>, средства из которого расходуются в соответствии с Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства <адрес>, утвержденного постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения средства резервного фонда Правительства РД расходуются на финансирование, в том числе, видов расходов и мероприятий, проводимых по поручениям Президента <адрес> и Председателя Правительства <адрес>.
Размеры выплат для случаев, указанных в Положении и при наступлении которых могут быть осуществлены выплаты за счет средств указанного фонда, не установлены. Т.е., Правительство РД в каждом конкретном случае вправе самостоятельно определять размер выплат пострадавшим людям исходя из возможностей данного фонда. Обязанности платить сумму в большем размере по иску пострадавшего у Правительства РД в соответствии с Положением о резервном фонде не возникает. Выплаты с указанного фонда носят характер посильной помощи, оказываемой Правительством РД в определенных случаях на своем уровне.
В связи с изложенным, требования истца за счет Правительства РД или Министерства финансов РД не могут быть удовлетворены.
В то же время считаем необходимым отметить, что в соответствии с распоряжением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р №-р предусмотрено выплатить единовременное пособие гражданам, получившим вред здоровью, и членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие террористических актов, совершенных ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Дагестан, в размерах, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ
N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", а также единовременное пособие на погребение семьям граждан, погибших (умерших) в результате указанных террористических актов, в размере 18 тыс. рублей на каждого погибшего (умершего).
Этим же распоряжением Правительства РФ предусмотрено выделить Правительству <адрес> на основании списков, представленных в соответствии с пунктом 2 настоящего распоряжения, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере до 4 млн. рублей для выплаты единовременных пособий, предусмотренных пунктом 1 указанного распоряжения.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О противодействии терроризму» государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта.
Таким образом, осуществление таких выплат является расходным обязательством Российской Федерации.
В связи с этим, к участию в процессе необходимо привлечь также Российской Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
ФИО1 Министерство труда и социального развития <адрес> (далее также Министерство) ФИО16 показала в суде, что им рассмотрело исковое заявление ФИО4 о взыскании единовременного пособия по случаю получения вреда здоровью вследствие террористического акта и считает необоснованным и подлежащим отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Согласно абзацу 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии).
В соответствии с пунктом 6 распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р МВД России и Генеральной2
прокуратуре Российской Федерации поручено обеспечить осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат членам семей погибших (умерших) сотрудников (работников) и сотрудникам (работникам), получившим вред здоровью в результате террористических актов, совершенных ДД.ММ.ГГГГ в городе Кизляре <адрес>.
Таким образом, предоставление единовременной материальной помощи военнослужащим, получившим вред здоровью в результате террористических актов, совершенных ДД.ММ.ГГГГ в городе Кизляре <адрес> на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р не предусмотрено.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно пункту 7 распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р Правительству <адрес> рекомендовано осуществить дополнительные выплаты семьям погибших (умерших) и пострадавшим в результате террористических актов, совершенных ДД.ММ.ГГГГ в городе Кизляре <адрес>.
Во исполнение вышеназванного пункта 7 распоряжения Правительством <адрес> издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р в соответствии с которым из резервного фонда Правительства <адрес> труда и социального развития <адрес> было выделено 4210 тыс. рублей на оказание материальной помощи семьям сотрудников Министерства внутренних дел по <адрес> и гражданских лиц, погибших в результате террористического акта, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в городе Кизляре, а также сотрудникам Министерства и гражданским лицам, пострадавшим в результате данного террористического акта, в том числе и ФИО4 в размере 50 тыс. рублей.
Для получения соответствующих денежных выплат ФИО4 следовало бы обратиться к страховщику с представлением документов, подтверждающих наступление страхового случая (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ).
С учетом изложенного Министерство просит суд в удовлетворении искового заявления ФИО4 отказать.
ФИО1 войсковой части 5389, действующий по доверенности ФИО17 суду пояснил, что по данному факту получения травмы военнослужащего ФИО8 в войсковой части было проведено административное расследование, собран весь материал, было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела начальником части и было направлено в Махачкалинскую прокуратуру военного гарнизона на согласование, где подтвердили, что военнослужащий ФИО4 не пытался уклониться от прохождения военной службы путем причинения вреда своему здоровью. Также материал был направлен в главное командование внутренних войск МВД РФ для получения компенсации страховых выплат. У них нет документов, подтверждающих, что ему была выплачена страховая компенсация, т.к. в войсковую часть средства не поступают. Размер страховых выплат определяется в главном командовании ВВ от степени тяжести получения травмы. Данный вид страховой компенсации предусмотрен ФЗ «О статусе военнослужащих». Действие приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ9 г. № распространяется только на сотрудников органов внутренних дел. В ФЗ « О военской обязанности и военной службе» регламентировано, когда военнослужащий исполняет обязанности военной службы согласно проведенного административного расследования и указанного ФЗ, военнослужащий ФИО4 получил травму в период прохождения военной службы им, но не при исполнении обязанностей военной службы, т.е. вне служебное время.
Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве свидетеля ФИО3 суду пояснила, что она работает в должности главного врача эксперта фонда обязательного медицинского страхования. ФИО4 знаю, видела его он приходил в сентябре или в октябре 2010 года на прием в администрацию ГО «город Кизляр». В день террористического акта ДД.ММ.ГГГГ все которые были доставлены с места происшествия в ЦГБ <адрес> были госпитализированы это 33 человека. Протокол всех пострадавших, независимо, где они были, были включены в общий список, через два часа, т.к. все требовали запрос, включая Президента. Список формировался непосредственно зам. министра здравоохранения ФИО9. Этот протокол был подписан членами комиссии, каждые были освидетельствованы и указана степень причинения вреда здоровью. Заявитель по этому списку получил среднюю степень тяжести. Эти списки в тот же день в 18 часов были отправлены в <адрес> и по этим спискам дальше рассматривался в области деньги, которое выделило из фонда Правительство <адрес> в качестве Президента, вот эти деньги по 50 000 рублей там разная сумма была, членам погибших и т.д. после этого они стали формировать список, их задача была выяснить общее количество пострадавших лиц. Через несколько дней пришло распоряжение Правительства РФ 455 –р, за подписью ФИО10, в котором четко была указана сумма выплат в зависимости от степени тяжести там был и тяжкий вред здоровью, потом тяжкий и средний они объединили в среднюю две степени было легкая и средняя и тяжелая там одна сумма выплат была, там четко в 5 и 6 пункте было регламентировано, 4 и 5 пункт, что по этому пункту, выплаты работникам правоохранительных органов и военнослужащим идут по своему ведомству по МВД, прокуратуре и ОВД России. С тех пор списки которые формировались они только касались гражданских лиц, но для того чтобы иметь право на получение компенсационных выплат должно быть два условия пострадавший должен быть подтвержден прокуратурой РД, что он действительно проходит по уголовному делу, которое было заведено в результате тер. акта и предоставлению заключения суд. мед. экспертизы на получения физического вреда здоровью, но при условии, что суд. мед. экспертиза Республиканского уровня. Они неоднократно проводили данную экспертизу и в количестве четырех экспертов во главе гл. врача суд. мед. экспертизы <адрес>. Они не работали с работниками правоохранительных органов, МВД и военнослужащими, они все были освидетельствованы по своему ведомству. ФИО4 был включен в первый список, если бы он не был включен в список не получил бы 50 000 рублей, а дальше они пошли по своему ведомству, которое должны были обратиться в Правительство РД. Список по сотрудникам, включая заявителя ими в Правительство Республики не подавался. Все списки направлялись в Минтруд РД, если имелось заключение Республиканской суд. мед. экспертизы, т.к. прибавилось пострадавших список был расширен, но компенсации получили 19 человек, деньги были выделены им согласно первого списка, а пострадавших оказалось намного больше поэтому уже на уровне Правительства РФ.
Суд, выслушав мнение участников процесса проверив и исследовав материалы дела считает иск ФИО4 к Федеральной Казне РФ необходимым удовлетворить.
Судом исследованы следующие материалы дела:
Постановление следователя СО по <адрес> о признании ФИО4 потерпевшим, заключение судебно- медицинской экспертизы из которого усматривается, что ФИО4 по степени тяжести получил средний вред здоровью, заключение административного расследования по факту получения травмы военнослужащим ФИО4 Осколочное ранения левого локтевого сустава, распоряжение правительство РД о выделении ФИО4, как получившему ранения средней степени в результате теракта 50 тыс. рублей, Распоряжение правительство РД от ДД.ММ.ГГГГ № –р о выделении гражданам получившие вред здоровью средней тяжести в результате теракта в размере 400.0 тыс. рублей. Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ о выделении денежных средств пострадавшим в результате теракта.
Требования истца к Правительству РД, Министерству Финансов РД, администрации городского округа « <адрес>», Министерству труда и Социального развития РД и Войсковой части 5388, суд считает необоснованным.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий / бездействия/ государственных органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Судом не установлено доказательства причинения вреда незаконными действиями / бездействиями/ Правительства РД или других государственных органов или его должностных лиц, за действие которых отвечала бы казна РД.
В целях оказания материальной помощи пострадавшим людям. На республиканском уровне РД были изданы два распоряжения Правительства РД. Уполномоченным органом по осуществлению выплаты на основании списков пострадавших лиц на республиканском уровне является Министерства труда и социального развития РД, которое готовило распоряжения Правительства РД на основании информации полученной из Администрации <адрес>.
В соответствии с распоряжением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №-р выделено Министерству труда и социального развития РД средства в объеме 6018,0 тыс. рублей, поступившие в республиканский бюджет РД в соответствии с распоряжением РФ от ДД.ММ.ГГГГ
В указанном распоряжении в списке лиц получивших вред здоровью средней тяжести ФИО4 не оказался. Так как ФИО4 получивший вред здоровью средней тяжести должен был получить 400 тыс. рублей. Однако эти деньги он не получил и в списках пострадавших лиц он не оказался. Виновность других государственных органов, органов местного самоуправления в РД судом не установлено. Поэтому суд считает, что вред должен возмести Федеральная казна РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1069 ГК РФ и 194- 197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО5 к Федеральной Казне РФ, Министерству Финансов РФ удовлетворить частично.
Взыскать с Министерство Финансов РФ за счет Казны РФ единовременное пособие в размере 400 тыс. рублей по случаю получения вреда здоровью средней тяжести вследствие террористического акта, которое имело место ДД.ММ.ГГГГ в городе Кизляре и расходы по оплате труда адвоката в сумме 10 / десять/ тысяч рублей в пользу ФИО5 проживающего РД, <адрес>.
В части признание незаконным действия / бездействия/ администрации городского округа « <адрес>» по не включению ФИО4 в список пострадавших лиц, представленных в Правительство РД для выплаты единовременного пособия по случаю получения вреда здоровью вследствие террористического акта отказать.
Решение может быть обжаловано в В/ Суд РД в течение 10 дней со дня его вынесения.
Текст решения составлено и отпечатано в совещательной комнате.
Судья: Омаров Р.О.