Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, РД
Кизлярский городской суд в составе:
председательствующего судьи Наникова Г.П.
при секретаре ФИО4,
с участием истца ФИО3,
его представителя адвоката ФИО5,
представителя ответчика Министерства Финансов РФ ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Министерству Финансов Российской Федерации
у с т а н о в и л:
ФИО3, обратился в суд с иском к ответчикам администрации МО «Город Кизляр» и Правительству <адрес> об обжаловании действий органов муниципального самоуправления и государственной власти, выразившихся в нарушении его прав по получению единовременного пособия в размере, предусмотренном распоряжением Правительства Российской Федерации №-р от ДД.ММ.ГГГГ, как лицу, получившему вред здоровья средней тяжести в результате террористического акта, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РД. Как указывает истец, ему в сентябре 2010 года было выплачено единовременное пособие в размере 200000 руб., т.е.как лицу получившему вред здоровья легкой степени, между тем, как усматривается из заключения судебно-медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, вследствие террористического акта ему причинен вред здоровью средней тяжести, соответственно единовременное пособие он должен был получить в размере 400000 руб.Разница недополученного единовременного пособия составила 200000 руб.
В судебном заседании от истца ФИО3, поступило заявление где, в соответствии со ст.43 ГПК РФ, была выражена просьба заменить ранее привлеченных ответчиков с признанием и привлечением в качестве ответчика Министерства Финансов РФ, и взыскании с последнего за счет средств Казны Российской Федерации недополученного единовременного пособия в размере 200000 тысяч рублей.
Данное заявление ФИО3, судом было удовлетворено.
Представитель ответчика Министерства Финансов Российской Федерации ФИО8, иск не признал, поддержав письменные возражения по иску, а именно: в данном случае, в качестве надлежащего ответчика по делу не может быть привлечено Министерство Финансов РФ, так как судом не установлено в результате каких незаконных действий (бездействия) и каких государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов причинен вред истцу. Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. При этом следует учесть, что вред причиненный незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов гражданину, должен быть установлен вступившим в законную силу судебным актом. Обязательства по выплатам, включенных в список пострадавших, Министерством финансов Российской Федерации исполнено в полной мере. Суду не представлены документы или доказательства причинения ущерба истцу незаконными действиями или бездействиями, государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления в результате совершения которых отвечала бы казна Российской Федерации. При этом следует учесть, что вред причиненный незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов гражданину, должен быть установлен вступившим в законную силу судебным актом. Кроме того, судом должно быть установлено, по каким причинам данное лицо не было включено в данный список лиц, подлежащих выплате указанного единовременного пособия. Обязательства по выплатам, включенных в список пострадавших, Министерством финансов Российской Федерации исполнено в полной мере. В случаях, предусмотренных в ст. 1069 ГК, вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. Ответственность наступает при наличии вины причинителя вреда. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если иное не предусмотрено законодательством (ст. 1071 ГК). Для определения содержания понятия должностных лиц в целях применения ст. 1069 ГК следует использовать примечание к ст. 285 УК, где под должностными понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). По смыслу статей 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации истец, заявляя требования о взыскании убытков, должен доказать основания возникновения ответственности в виде возмещения ущерба, противоправность действий государственных органов, причинную связь между понесенными убытками и действиями ответчика, а также размер убытков. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу, в результате незаконных действий государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Также суду следует учесть, что любые распоряжения Правительства РД могут регламентировать только порядок взыскания с казны РД и требования данных распоряжений не могут регламентировать взыскания с казны РФ.
Свидетель ФИО1 показал суду, что по устному указанию президента РД была сформирована комиссия, которую возглавил он как начальник Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы и им предоставлены медицинские карты ФИО7 и других лиц. ФИО7 находился на лечении с диагнозом закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга и осколочное ранение мягких тканей, которые согласно существующих правил относятся к повреждению как легкие телесные повреждения влекущие легкий вред здоровью, с кратковременным расстройством здоровья до 21 дня. На момент дачи заключения по документам оно было правильным. Но ознакомившись с историей болезни ФИО7 в настоящее время считает, что причинённый вред его здоровью относится к категории средней тяжести.
Свидетель ФИО2 судебно-медицинский эксперт <адрес> показал суду, что он освидетельствовал ФИО7 путём осмотра и изучения того истории болезни. При этом он пришёл к твёрдому выводу о причинении ФИО3 вреда здоровью средней тяжести, вследствие сквозных ранений в грудную клетку и не согласен с выводами комиссии, каковой этот вред отнесён к категории легкого вреда здоровью
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 5 ст.56 ГПК РФ-каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
В соответствии с частью 3 ст.196 ГПК РФ –суд рассматривает дело по заявленным требованиям.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО3,01 апреля 2010 года был признан потерпевшим по уголовному делу №, возбужденного по факту террористического акта имевшего место ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РД.
Из заключения судебно-медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, проведённой в рамках уголовного дела, усматривается, что у ФИО3, минно-взрывная травма, сотрясение головного мозга, сквозное осколочное ранение мягких тканей левого плечевого пояса, осколочные ранения мягких тканей височно-скуловой области слева. Эти повреждения причинены осколками взрывного устройства и воздействием взрывной волны. Описанные повреждения, влекущие длительное расстройство здоровья квалифицируются как вред здоровью средней тяжести (л.д. 8-9).
К аналогичным выводам пришла комиссионная судебно-медицинская экспертиза №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, назначенная по инициативе суда, в связи с тем, что в списке потерпевших, составленным неизвестно на каком основании и кем уполномоченным должностным лицом, под порядковым № ФИО3, значится как лицо, получившее в результате террористического акта имевшего место в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, вред здоровью легкой степени (?).
Этим же Распоряжением Правительства Российской Федерации предусмотрено выделить Правительству <адрес> на основании списков, представленных в соответствии с пунктом 2 настоящего Распоряжения, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере до 4 миллионов рублей для выплаты единовременных пособий, предусмотренных пунктом 1 указанного Распоряжения.
В соответствии со статьей 18 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О противодействии терроризму» государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта.
Таким образом, источником выплаты средств пособий пострадавшим в результате террористического акта имевшего место ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> явились средства резервного фонда Правительства Российской Федерации.
В соответствии со ст.1070 ГК РФ, при предъявлении гражданином требования о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц надлежащим ответчиком признается Российская Федерация в лице главного распорядителя казны РФ-Министерства Финансов России. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации.
При этом, в соответствии с п.п.1,4 Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, гражданам, получившим в результате террористических актов, совершенных ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Дагестан тяжкий вред здоровью или вред средней тяжести, должна была быть оказана материальная помощь в размере четырехсот тысяч рублей.
Однако, согласно п.«в» распоряжения Правительства <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 выдано лишь двести тысяч рублей, как лицу получившему в результате террористического акта лёгкий вред здоровью.
В связи с тем, что суд приходит к выводу о том, что истцом ФИО3, недополучено единовременное пособие в размере 200000 (двухсот) тысяч рублей, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, с у д
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО3 к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании недополученного единовременного пособия удовлетворить полностью.
Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу ФИО3, проживающего по адресу: <адрес>, сел. Вперед сумму недополученного единовременного пособия в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД через Кизлярский городской суд, в течение 10 дней, с момента оглашения решения суда.
Судья: Г.П.Наников.