Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 января 2012г. г. Кизляр, РД
Кизлярский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Омаров Р.О..,
при секретаре .Миркун Г.Ю.,
с участием истца Гамзатова А.М.,
представителя истца Муртазалиева Р.М.,
действующего на основании ордера №23 от 13.01.2012г.,
представителя ответчика Тюрина С.И.,
действующего на основании доверенности №842 от 11.08.2011г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гамзатов Али Магомедовича о признании незаконными действий органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Гамзатов А.М. обратился в суд с иском о признании незаконными действий администрации ГО «Город Кизляр», выразившихся в отказе письмом исх. №1247 от 09.12.2011г. в постановке Гамзатова А.М. на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1989 года в льготную очередь как участника афганских событий, в связи с отсутствием документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, пропиской и проживанием в г. Кизляре с 2002г., мотивируя свои требования следующим:
Он встал на учет нуждающихся в получении (первоочередном) жилой площади с 1989г., не имеет собственного жилья и продолжает соответствовать требованиям ст.51 ЖК РФ о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях. Согласно Определению Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 48-В10-10, в силу части 2 статьи 6 "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений. По смыслу вышеназванных норм за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, данное право сохраняется и после 1 марта 2005г. Исходя из указанных норм, Гамзатов А.М. считает, что отказ администрации ГО «Город Кизляр» в постановке его в очередь нуждающихся в жилых помещениях является незаконным и нарушает конституционное право на приобретение и пользование жильем, делает невозможным реализацию права на обеспечение жилой площадью.
Гамзатов А.М. просит суд признать незаконным отказ администрации ГО «Город Кизляр» в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать администрацию ГО «Город Кизляр» поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 1989 года.
В судебном заседании истец и его представитель Муртазалиев Р.М. заявленные требования поддержали, просили суд удовлетворить их полностью.
Представитель администрации ГО «город Кизляр» в судебном заседании заявил, что иск не признает в части постановки в очередь Гамзатова А.М., так как им своевременно не были представлены все необходимые документы.
В судебном заседании исследованы письменные документы:
- исх. №1247 от 09.12.2011г., согласно которому администрация ГО «Город Кизляр», отказывает в постановке Гамзатова А.М. на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1989 года в льготную очередь как участника афганских событий, в связи с отсутствием документов, подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, пропиской и проживанием в г. Кизляре с 2002г.;
- копия архивной выписки №582 от 26.11.2011г., выданной Архивным отделом Администрации МО «Город Кизилюрт», согласно которой Гамзатов А.М. как участник афганских событий, находится в списке работников, имеющих право на получение (первоочередное) жилой площади на 1989г., за №229, утвержденном протоколом объединенного заседания Администрации и профкома МКД-3;
- копия списков и книги учета граждан, состоящих на учете на улучшение жилищных условий и получении жилой площади, согласно которой указана дата подачи заявления Гамзатова А.М. – 20.01.1989г., вид льгот - участник афганских событий;
- справка о составе семьи №6283, копии свидетельств о рождении детей и копия домовой книги, согласно которым в состав семьи Гамзатов А.М., проживающей по ул. Первомайская, 67 - входит 6 человек;
- копия списка лиц, пребывавших в составе ОКВ в ДРА на улучшение жилищных условий, в котором отсутствует Гамзатов А.М.;
- уведомление №06/013/2011-087, согласно которому у Гамзатова А.М. отсутствуют зарегистрированные права на жилье;
- копия заявления от 01.11.2011г., с которым Гамзатов А.М. обратился в администрацию ГО «Город Кизляр» о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;
- копии удостоверений ветерана №0039306 и №596418, согласно которым Гамзатов А.М. является ветераном, имеющим право на льготы, предусмотренные п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах»;
- копия послужного списка Гамзатова А.М., согласно которому он переведен в ОВД Кизлярского района с 04.06.1997г.
Заслушав объяснения истца и его представителя, изучив письменные материалы дела, с у д находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам:
В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Гамзатов А.М. встал на учет нуждающихся в получении (первоочередном) жилой площади с 1989г., что подтверждается архивной выпиской №582 от 26.11.2011г., списками и книгой учета граждан, состоящих на учете на улучшение жилищных условий и получении жилой площади, списками лиц, из состава ОКВ в ДРА на улучшение жилищных условий.
Как следует из удостоверений ветерана №0039306 и №596418, Гамзатов А.М. имеет право на льготы, установленные категории «ветеранов-афганцев».
Согласно подпункту "ж" пункта 1 Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.01.1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории ДР Афганистан, и их семьям", и согласно п.3 ч.1 ст.16 ФЗ №5 от 12.01.1995 "О ветеранах",
Ветеранам боевых действий, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего ФЗ, в том числе, ветеранам-афганцам,
предоставляются следующие меры социальной поддержки:
3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.23.2 ФЗ №5 от 12.01.1995 "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Как следует из уведомления №06/013/2011-087, Гамзатов А.М. не имеет собственного жилья и продолжает соответствовать требованиям ст.51 ЖК РФ о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях.
Как разъяснено Определением Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 48-В10-10, в силу части 2 статьи 6 "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений. По смыслу вышеназванных норм за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, данное право сохраняется и после 1 марта 2005 г.
Как разъяснено Определением Верховного Суда РФ от 01.04.2009 N 30-Г09-2, согласно п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Ранее действовавший ЖК РСФСР (ст. 30) предоставлял гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, право состоять на учете одновременно по месту жительства и по месту работы.
Согласно конституционно-правовому смыслу содержания норм, регулирующих аналогичные отношения, выявленному Постановлением КС РФ от 3 февраля 2010 года N 3-П, применимому в данном случае в соответствии с принципом аналогии закона, установленном ст.6 ГК РФ,
«В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, Конституция вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.
Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке этой категории граждан.
Само по себе право граждан на получение жилья непосредственно из Конституции РФ не вытекает. Но это не освобождает федерального законодателя от обязанности при определении круга лиц, которым данное право предоставляется, соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
В соответствии с абзацем вторым пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ. Названное законоположение не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, - иное означало бы установление различий в условиях приобретения права … что нарушало бы закрепленное статьей 40 Конституции РФ право на жилище и противоречило бы ее статье 19 (часть 2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (см.: Постановление от 5 апреля 2007 года N 5-П).
Таким образом, действия администрации ГО «Город Кизляр» по отказу в постановке Гамзатова А.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий являются незаконными.
Вместе с тем, с учетом перехода Гамзатова А.М. из г. Кизилюрт в г. Кизляр с 04.06.1997г. вследствие поступления в ОВД Кизлярского района согласно его послужному списку, за Гамзатовым А.М. сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, начиная с момента его первоначальной постановки на учет – с 1989г.
Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, с у д
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования Гамзатова Али Магомедовича.
Признать незаконным отказ администрации ГО «Город Кизляр» в постановке Гамзатова Али Магомедовича на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию ГО «Город Кизляр» поставить Гамзатова Али Магомедовича на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 1989 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную Коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Кизлярский городской суд в течение десяти суток со дня вынесения.
Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате.
Судья Омаров Р.О.