решение о взыскании ущерба, нанесеного в результате теракта



Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    <адрес>                            22 февраля 2012 года

<адрес> городской суд в составе: председательствующего судьи Магомедова У.М., с участием представителя истца Дюгушева Д.К., действующего на основании доверенности от 8 октября 2011 года, представителя Администрации городского округа «<адрес>» Тюрина С.И., действующего на основании доверенности за от 11 августа 2011 года, представителя Управления Федерального Казначейства Министерства Финансов России по <адрес> Исмаилова Г.И, действующего на основании доверенности от 19 января 2012 года, при секретаре Ефименко М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску Тер-Арутюнянц Веры Романовны к Администрации городского округа «<адрес>», Главному Управлению МЧС России по <адрес> и Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства Министерства Финансов России по <адрес> о взыскании ущерба, причиненного имуществу вследствие террористического акта,

У С Т А Н О В И Л:

Тер-Арутюнянц В.Р. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа «<адрес>», Главному Управлению МЧС России по <адрес> и Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства Министерства Финансов России по <адрес> взыскании ущерба, причиненного имуществу вследствие террористического акта в обосновании своих требований указав, что на основании нотариально удостоверенного свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником объекта недвижимости - ? (одной второй) доли целого домовладения, расположенного по адресу: <адрес>. Собственником второй половины этого домовладения является ФИО3. Вследствие террористических актов, совершенных в <адрес> 31 марта 2010 года, принадлежащая ей часть домовладения, получила значительные технические повреждения (разрушения), что подтверждается дефектным актом, составленным с выходом на место межведомственной комиссией под председательством заместителя главы администрации городского округа «<адрес>» ФИО10 от 11 мая 2010 года. По результатам обследования поврежденных строений, согласно локальной смете общая стоимость восстановительного ремонта ее домовладения составляет 96471 рублей. По факту осуществленных терактов в <адрес> Следственным Управлением СК при прокуратуре РФ по <адрес> возбуждено уголовное дело от 31 марта 2010 года, постановлением следователя по ОВД <адрес> МРСО СУ СК ФИО11 от 19 апреля 2010 года по названному делу она была признана потерпевшей. В силу требований ч.4 ст.18 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ: государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Составлением списков и сбором документов для последующей выплаты пострадавшим компенсаций занимался отдел гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГО ЧС) и Администрация городского округа «<адрес>», куда ею были представлены перечень необходимых документов на получение соответствующей компенсации. После подачи документов ей было объявлено о том, что она включена в сводный реестр юридических и физических лиц, которым будут осуществлены компенсационные выплаты как пострадавшим в результате терактов. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 02 декабря 2010 года -р из федерального бюджета Правительству <адрес> выделено бюджетные ассигнования в сумме 43324,2 тыс. рублей на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористических актов, совершенных 31 марта 2010 года в городе <адрес>. Таким образом, источником компенсационных выплат пострадавшим в результате террористических актов в <адрес> от 31 марта 2010 года явились средства федерального бюджета Российской Федерации. Поступившие бюджетные ассигнования в сумме 43324,2 тыс. рублей распоряжением Правительства <адрес> от 25 января 2011 года -р направлено администрациям муниципальных образований «<адрес>» и «<адрес>» соответственно 43224,4 тыс.рублей и 100 тыс.рублей на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористических актов, совершенных 31 марта 2010 года в <адрес>. В последующем из-за возникшей задержки по выплате компенсационного пособия она обратилась с письменным заявлением за разъяснениями в Администрацию городского округа «<адрес>». На ее обращение получен письменный ответ, в котором уведомлено об отказе ей в выплате компенсационного пособия, отказ был мотивирован тем, что в технической документации на домовладение не произведено разграничения жилых строений между собственниками, т.е. между ней и ФИО3, имелась также ссылка на разъяснения Главного Управления МЧС России по <адрес> Отказ и полученные в последующем разъяснения об отказе в выплате компенсационного пособия она считает необоснованным, неаргументированным и незаконным, поскольку ее разрушенные (поврежденные) жилые строения, хотя и расположены в общем дворе, но не имеют общих и смежных стен с соседями, изолированы друг от друга, доступ на каждую половину домовладения и вход (выход) к жилым строениям каждого из собственников осуществляется со стороны улицы раздельно, земельный участок во дворе условно разделен на две части, огорожен забором, что также зафиксировано в технической документации, выданной городским филиалом ГУП «Дагтехинвентаризация», существующий порядок пользования двором и жилыми строениями между собственниками по указанному адресу функционирует более 20 лет. Также у каждого собственника домовладения на свой земельный участок, на котором расположены их жилые строения, имеются отдельные свидетельства на право бессрочного (постоянного) владения и пользования землей с указанием площади земельного участка. Не возникали вопросов и сомнений у членов межведомственной комиссией под председательством заместителя главы администрации городского округа «<адрес>» ФИО10 на момент обследования (осмотра) 10 мая 2010 года и документирования характера и степени поврежденных строений. Просит суд взыскать с Министерства Финансов РФ за счет казны РФ ее пользу в счет возмещения ущерба, причиненного имуществу вследствие террористических актов, в размере 96471 рублей, в счет компенсации морального вреда в размере 10000 рублей и судебные расходы на сумму 13094 рубля.

В судебном заседании представитель истца Дюгушев Д.К. исковые требования поддержал и просит суд взыскать в счет возмещения ущерба, причиненного имуществу вследствие террористического акта, в размере 96471 рублей и судебные расходы в сумме 13094 рубля, в части взыскания компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей отказался.

Представитель Администрации городского округа «<адрес>» Тюрин С.И. суду показал, что Администрацией ГО «<адрес>» было проведено обследование домовладения Тер-Арутюнянц. О нанесенном ущербе домовладению принадлежащем Тер-Арутюнянц в результате совершенного 31.03.2010 года в <адрес> террористического акта был составлен соответствующий акт. Администрацией городского округа «<адрес>» было получено сообщение из МЧС Росси по <адрес> об отказе в выплате компенсации в связи с неправильным указанием адресов в акте и техническом паспорте. В связи с этим, сама Тер-Арутюнянц В.Р. с представителем ЖКХ поехали в БТИ, где были внесены соответствующие исправления в технический паспорт домовладения. Прокуратурой <адрес> была проведена проверка причин невыплаты компенсации, в ходе которой никаких нарушений со стороны Администрации ГО «<адрес>» выявлено не было. Не возражал в удовлетворении исковых требований Тер-Арутюнянц В.Р.

Представитель Управления Федерального Казначейства Министерства Финансов России по <адрес> Исмаилов Г.И. исковые требования Тер-Арутюнянц В.Р. не признал и суду показал, что требования истца являются незаконными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. 18 Федерального Закона «О противодействии терроризму» государство осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Указанный порядок (далее Правила) регламентирован Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Согласно пп. д п. 10 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов по финансовому обеспечению следующих мероприятий: д) оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества: гражданам (из расчета за частично утраченное имущество - до 50 тыс. рублей на семью, за полностью утраченное имущество - до 100 тыс. рублей на семью). В соответствии с данными Правилами Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее одного месяца с даты совершения террористического акта обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями. При обращении, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или операции по пресечению террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260. Статья 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Кроме того, ст.1070 ГК РФ, на которую ссылается истец требуя возмещения материального ущерба, регламентирует возмещение вреда причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, то есть данная статья не регламентирует порядок возмещения морального и материального вреда понесенного истцом в результате террористического акта. Просит суд в иске Тер-Арутюнянц В.Р. отказать.

Представитель Главного Управления МЧС России по <адрес> в судебное разбирательство не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил, о разбирательстве дела в их отсутствие не просил. У суда имеются сведения о надлежащем уведомлении ответчика о времени и месте судебного разбирательства. Из почтовых уведомлений, усматривается, что извещение ответчиком ГУ МЧС России по <адрес> получено 27 января 2012 года и 11 февраля 2012 года ФИО15.

Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства (ч.4 ст. 167 ГПК РФ).

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству в адрес ответчика были направлены копии искового заявления с разъяснением процессуальных прав и обязанностей, а также был предоставлен срок до ДД.ММ.ГГГГ для принесения возражения по поводу заявленных требований. Однако ответчиком ГУ МЧС России по <адрес> требования судьи не выполнены, возражение на исковое заявление в адрес суда не представили.

Непредставление ответчиком доказательств и возражений не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в нем доказательствам (ст. 150 ГПК РФ).

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Тер-Арутюнянц В.Р. о взыскании ущерба, причиненного имуществу вследствие террористического акта.

Согласно свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ Тер-Арутюнянц В.Р. является собственником объекта недвижимости 1\4 доли целого домовладения, расположенного по адресу: <адрес>

Согласно свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу от ДД.ММ.ГГГГ Тер-Арутюнянц В.Р. является собственником объекта недвижимости 1\4 доли целого домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельства на право владения, пожизненного наследуемого владения на землю, решением от ДД.ММ.ГГГГ за <адрес> горисполкома Совета н\д Тер - Арутюнянц В.Р. предоставлен земельный участок <данные изъяты> кв.м. для жилого дома и приусадебного участка. Дата выдачи свидетельства ДД.ММ.ГГГГ.

Заявлением от 7.07.2011 года Тер – Арутюнянц В.Р. просит главу Администрации МО «<адрес>» дать разъяснение о причине не включения ее в списки пострадавших лиц на возмещение средств в счет погашения материального ущерба, причиненного в результате террористического акта произошедшего 31.03.2010 года.

Согласно ответа на заявление, Администрация городского округа «<адрес>» сообщает Тер – Арутюнянц В.Р., что они обратились в ГУ МЧС России по <адрес> с просьбой дать разъяснение по данному вопросу. Проведя проверку специалистами в ГУ МЧС России по <адрес> не удалось определить принадлежность строений между владельцами гр. Тер – Арутюнянц В.Р. <адрес> и гр.ФИО3 (<адрес>), что послужило причиной отказа предоставления финансирования для проведения неотложных аварийно-восстановительных работ. В соответствии с разъяснениями МЧС России по РД в технических паспортах на жилые дома не произведено соответствующего разграничения строений, т.е. на оба жилых дома имеется один и тот же адрес, в связи с чем они отказали в компенсации по данному объекту.

Согласно справки начальника отдела по земельным отношениям Администрации ГО «<адрес>» от 27 мая 2011 года, домовладение, расположенное по адресу г<адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности в долях: 1\2 доля Тер – Арутюнянц В.Р. и 1\2 доля ФИО3 целое домовладение расположено на земельном участке мерою в <данные изъяты> кв.м. В соответствии со ст.11.2 (п.3), ст.11.9 (п.2) Земельного кодекса РФ и на основании Постановления <адрес> городского собрания от ДД.ММ.ГГГГ домовладение является неделимым, так как при разделе земельного участка площади не будут соответствовать предельному размеру в 300 кв.м, установленному для индивидуальных жилых домостроений.

Согласно ст. 18 ч.1 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "О противодействии терроризму", государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта.

Постановлением следователя по ОВД <адрес> МРСО СУ СК при прокуратуре РФ по <адрес> ФИО11 от 19 апреля 2010 года, Тер – Арутюнянц В.Р. признана потерпевшей по уголовному делу .

Актом обследования установлено, что в результате террористического акта совершенного 31.03.2010 года в <адрес>, домовладения по адресу переулок <адрес>, получило повреждения и сумма ущерба составляет по смете 96 471 рублей.

Согласно технического паспорта на индивидуальный жилой дом Тер – Арутюнянц В.Р. является собственником 1\4 домовладения <адрес> на основании свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу от ДД.ММ.ГГГГ и собственником 1\4 домовладения на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 30.11.2011 года собственником жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу г<адрес> является Тер – Арутюнянц В.Р.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 30.11.2011 года собственником 1\2 доли земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу г.<адрес> является Тер – Арутюнянц В.Р.

Согласно выписки из реестра, поврежденных частных домовладений пострадавших в результате террористического акта, совершенного ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес> и направленных в ГУ МЧС России по <адрес> для дальнейшего представления в МЧС России и Минфина России, домовладению <адрес>, принадлежащей Тер-Арутюнянц В.Р. нанесен ущерб в сумме 96, 471 рублей; домовладению <адрес>, принадлежащей ФИО3 нанесен ущерб в сумме 59,307 рублей.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ ответственность за убытки, причиненные участникам гражданского оборота, несет Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в зависимости от того, каким органом (должностным лицом) допущено совершение незаконных действий. Убытки возмещаются за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, при этом от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 ГК). Так, согласно ч. 3 п.1 ст. 158 БК главный распорядитель федерального бюджета действует в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Статьей 1069 Гражданского кодекса РФ предусмотрена ответственность за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Из письма ГУ МЧС России по <адрес> от 13 декабря 2011 года следует, что главной причиной отказа является несвоевременное внесение в правоустанавливающие документы на жилые помещения соответствующих изменений домовладельцами, компетентными службами администрации МО «<адрес>». По представленным Администрацией МО «<адрес>» документам не удалось определить принадлежность строений по адресу пе<адрес> между владельцами ФИО3 и Тер – Арутюнянц В.Р.

Согласно технического паспорта на индивидуальный жилой дом Тер – Арутюнянц В.Р. является собственником ? домовладения <адрес> на основании свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу от ДД.ММ.ГГГГ и собственником ? домовладения на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно локальной смете от 11 мая 2010 года, утвержденного главой Администрации городского округа <адрес> ФИО16, по результатам обследования поврежденных строений, общая стоимость восстановительного ремонта домовладения принадлежащего Тер-Арутюнянц В.Р. расположенного по адресу <адрес> составила 96471 рублей.

Непринятие ГУ МЧС России по <адрес> мер по включению в список поврежденного частного домовладения по адресу <адрес> принадлежащей Тер-Арутюнянц В.Р. пострадавшего в результате террористического акта, совершенного 31 марта 2010 года в <адрес> повлекло непредставление Тер-Арутюнянц В.Р. компенсационных средств, в связи с повреждением имущества, выделенных из федерального бюджета в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации.

Из справки Отдела по земельным отношениям Администрации городского округа <адрес> от 27 мая 2011 года следует, что домовладение расположенное по адресу г. <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности в долях ? Тер – Арутюнянц В.Р. и ? ФИО3

В силу п. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, обязанность по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, возложена на Министерство Финансов РФ.

В соответствии со ст.53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.

Подлежат удовлетворению и требования истца о возмещении судебных расходов. В силу требований ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные расходы по делу.

Согласно чека – ордера от 16.11.2011 года истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлины в размере 3094 рублей.

Требования истца в части возмещения расходов на оплату услуг представителя также подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом понесены расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей (квитанция от 11 ноября 2011 года о приеме денежных средств от Тер-Арутюнянц В.Р. за юридическую помощь и представлению ее интересов по гражданскому делу). У суда нет оснований для ограничения данной суммы, поскольку она разумна, оправдана ценностью подлежащего защите права, достижением юридически значимого для истца результата.

Суд считает, что исковые требования в этой части законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тер-Арутюнянц Веры Романовны о взыскании ущерба, причиненного имуществу вследствие террористического акта - удовлетворить.

Взыскать с Главного Управления МЧС России по <адрес> за счет средств Казны Российской Федерации в пользу Тер-Арутюнянц Веры Романовны в счёт возмещения ущерба, причинённого имуществу вследствие террористического акта денежные средства в сумме 96 471 (девяносто шесть тысяч четыреста семьдесят один) рублей, в счёт возмещения судебных расходов 13 094 (тринадцать тысяч девяносто четыре) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение месяца со дня его провозглашения.

Судья              У.М. Магомедов