решение по заявлению о признании незаконным решение Хурала



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2010 года пгт Каа-Хем

Кызылский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Кужугет Р. Ш. ,

при секретаре Дассык А. Б. ,

с участием представителя заявителей по доверенности ФИО2,

представителя Хурала представителей муниципального района «Кызылский кожуун» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании соединенные гражданские дела по заявлению Ховалыг А. Д. , Ооржак О. М. о признании незаконным решения Хурала представителей муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва,

УСТАНОВИЛ:

В суд с заявлением о признании незаконным решения Хурала представителей муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва от Дата обезличена года Номер обезличен в части пункта 31 приложения Номер обезличен «Перечень объектов муниципальной собственности, не подлежащих отчуждению на территории Кызылского кожууна» обратилась Ховалыг А. Д. , указывая в заявлении, что является собственником объекта недвижимости одноэтажного нежилого здания магазина, расположенного по адресу: ..., ..., .... ... литер В, который она приобрела у ФИО3 по договору купли-продажи нежилого помещения от Дата обезличена года. ФИО3, в свою очередь приобретал объект 17 августа 2000 года на основании договора купли-продажи с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Кызылского кожууна. И в настоящее время она узнала, что Дата обезличена года Хуралом представителей Кызылского кожууна Республики Тыва было принято решение Номер обезличен о разграничении предметов ведения и полномочий по вопросам собственности, в приложении Номер обезличен был утвержден перечень объектов муниципальной собственности, не подлежащих отчуждению, расположенных на территории Кызылского кожууна Республики Тыва. При ознакомлении с Перечнем обнаружила, что в его тексте под пунктом 31 указан ее объект. Считает, что перечень утвержден Хуралом незаконно в связи с нижеследующим. В течение 2003 года полномочия органов местного самоуправления Кызылского кожууна определялись Уставом муниципального образования «Кызылского кожуун» Республики Тыва» от Дата обезличена года Номер обезличен. Согласно пункту 2 статьи 11 Устава органами самоуправления Кызылского кожууна признаются Хурал - представительный орган (пункт 1 статьи 65 Устава) и Администрация кожууна- исполнительный орган (пункт 1 статьи 88 Устава), которые являются юридическими лицами (пункт 4 статьи 11 Устава). В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Устава Администрация кожууна имеет структурную единицу – КУМИ, который осуществляет владение, пользование и распоряжение объектами кожуунной собственности (пункт 1 статьи 21 Устава).

Таким образом, вопросы осуществления от имени Кызылского кожууна правомочий собственника, являясь элементом исполнительно-распорядительных полномочий, отнесены к ведению Администрации кожууна, которая ведет реестр муниципального имущества (статья 22 Устава) и самостоятельно определяет тактику управления этим имуществом. Реализуя свои исполнительно-распорядительные полномочия, Дата обезличена года председателем Администрации Кызылского кожууна было вынесено Постановление Номер обезличен, которым была дано согласие на включение в перечень объектов муниципальной собственности, не подлежащих отчуждению, объектов собственности Кызылского кожууна (пункт 3 Постановления), а также поручено председателю КУМИ предоставить данный перечень на утверждение Хуралу (пункт 4 Постановления). Абзацем семнадцатым пункта 2 статьи 66 Устава предусмотрено полномочие Хурала утверждать перечень объектов муниципальной собственности, не подлежащих отчуждению.

Не смотря на то, что Объект отсутствовал в проекте Перечня, подготовленном КУМИ с учетом согласия председателя Администрации Кызылского кожууна в Постановлении Номер обезличен от Дата обезличена года, Хурал самостоятельно включил его в текст Перечня, утвержденного им решением Номер обезличен.

Таким образом, в нарушение пункта 4 статьи 81 Устава Хурал допустил вмешательство в исполнительно-распорядительную деятельность Администрации кожууна, присвоив себе функции Администрации кожууна по управлению муниципальным имуществом. Перечень затрагивает ее интересы собственника, поскольку подразумевает незаконность приобретения Объекта ФИО3

Просит признать незаконным решение Кызылского кожууниого Хурала представителей от Дата обезличена года Номер обезличен в части пункта 31 приложения Номер обезличен «Перечень объектов муниципальной собственности, не подлежащих отчуждению на территории Кызылского кожууна».

Также в суд обратился Ооржак О. М. с заявлением о признании незаконным решения Хурала представителей муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва от Дата обезличена года Номер обезличен, указывая в заявлении, что является собственником объекта недвижимости - комплекса сооружений, расположенною по адресу: ..., Кызылский Кожуун, ..., ..., ..., строение литера А, Б, В, который он приобрел Дата обезличена года на основании договора купли-продажи с Муниципальным образованием Кызылский кожуун.

В настоящее время он узнал, что Дата обезличена года Хуралом представителей Кызылского кожуупа Республики Тыва было принято решение Номер обезличен о разграничении предметов ведения и полномочий по вопросам собственности, пунктом 4 которого был утвержден перечень объектом муниципальной собственности, не подлежащих отчуждению, расположенных на территории Кызылского кожууна Республики Тыва. При ознакомлении с данным перечнем я обнаружил, что в его тексте под пунктом 32 указан его объект. Считает, что пункт Решение утверждено Хуралом незаконно в связи с нижеследующим. В течение 2003 года компетенция органов местного самоуправления муниципальных образований определялась Законом Российской Федерации от 06 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации».

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 57 Закона, районная администрация: управляет муниципальной собственностью района; вносит предложения в Совет об отчуждении объектов муниципальной собственности; подготавливает с учетом мнения поселковых, сельских Советов, трудовых коллективов и граждан предложении районному Совету о разгосударствлении и приватизации муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона районный Совет определяет условия и порядок разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий и муниципального имущества.

По смыслу данных норм в их системной совокупности, реализация районным Советом полномочий по определению условий и порядка разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий и муниципального имущества осуществляется на основании соответствующих предложений районной администрации, поскольку именно она обязана учитывать мнения поселковых, сельских Советов, трудовых коллективов и граждан.

Таким образом, реализация муниципальными образованиями правомочий собственника муниципального имущества, предусмотренных пунктом I статьи 209 ГК РФ, была возможна исключительно районной администрацией.

Дата обезличена года председателем Администрации Кызылского кожууна было вынесено Постановление Номер обезличен, которым было дано согласие на включение в перечень объектов муниципальной собственности, не подлежащих отчуждению, объектов собственности Кызылского кожууна (пункт 3), а также поручено председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Кызылского кожууна предоставить данный перечень на утверждение Хуралу (пункт 4). Не смотря на то, что Объект отсутствовал в Постановлении, Хурал самостоятельно включил его в текст приложения Номер обезличен.

Таким образом, в нарушение пункта 7 статьи 55 и пункта 4 статьи 57 Закона Хурал допустил вмешательство в исполнительно-распорядительную деятельность Администрации кожууна, присвоив себе функции Администрации кожууна по управлению муниципальным имуществом и ограничив обороноспособность Объекта без учета соответствующих мнений поселковых, сельских (Чистов, трудовых коллективов и граждан. Кроме того, как следует из Протокола заседания УШ очередной сессии Кызылского кожууиного Хурала представителей, 22 мая 2003 года депутаты не голосовали по пятому вопросу повестки дня (О разграничении предметов ведения и полномочий по вопросам собственности и утверждение перечня объектов муниципальной собственности, не подлежащих отчуждению на территории Кызылского кожууна) и не утверждали Решение. Следует отметить, что существующий в течение 2003 года Устав муниципального образования «Кызылского кожуун» Республики Тыва» от 29 сентября 1999 года 40, который содержал нормы о компетенции органов местного самоуправления, не подлежит применению по следующим основаниям. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» в силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина. Отсутствие официального опубликования нормативно-правового акта признается безусловным основанием для его признания не подлежащим применению. Данная позиция подчеркнута в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 1999 года № ГКПИ 98-798.

Пункт 4 Решения затрагивает мои интересы собственника, поскольку подразумевает незаконность приобретения им объекта, что может повлечь за собой предъявление ему соответствующих требований. Просит признать незаконным решение Кызылского кожуунного Хурала представителей от Дата обезличена года Номер обезличен.

Заявители Ооржак О. М. и Ховалыг А. Д. на судебное заседание не явились, письменно просили рассмотреть без их участия.

Представитель заявителей ФИО2 поддержал заявление и просил удовлетворить, указывая, что депутаты за данное решение не голосовали, данный нормативно-правовой акт не был опубликован и соответственно не вступил в законную силу.

Представитель Администрации муниципального образования «Кызылский кожуун» Республики Тыва по доверенности Верпета З. К. не явилась на судебное заседание, извещена надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, причины не явки не сообщала.

Представитель Хурала представителей муниципального района «Кызылский кожуун» ФИО1 указал, что заявителями пропущен 3 месячный срок обращения в суд и просил отказать в удовлетворении.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К признакам нормативного правового акта относятся:

1) содержит обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия.

2) содержит общие предписания в виде норм права, которые носят общеобязательный характер.

3) адресован неопределенному кругу лиц.

4) рассчитан на многократное применение.

5) применим ко всем отношениям, подпадающим под действие данного акта.

6) принимается специально уполномоченным на это субъектом правотворчества.

7) отражает юридически властное волеизъявление (предписание, запрет или
дозволение) уполномоченного субъекта, обязательное для исполнения адресатом.

8) гарантируется принудительной силой государства.

9) является правотворческим актом, будучи направлен на установление,
изменение или отмену юридических норм или изменяя сферу их действия;

10) является официальным письменным документом, составленным в
специальной форме.

11) в случаях, предусмотренных законом, может быть обжалован в
административном порядке в вышестоящий орган и (или) оспорен в судебном порядке.

Суд, изучив спорный акт, приходит к выводу, что он соответствует указанным признакам нормативного правового акта органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принятие нормативных правовых актов отнесено к компетенции представительного органа местного самоуправления - Хуралу Представителей Кызылского кожууна.

В силу пункта 3 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В пункте 2 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3 статьи 47 названного закона).

Официальными источниками опубликования нормативных правовых актов в Республики Тыва являются периодические издания: "Сборник законодательства Республики Тыва", "Тувинская правда" (общественно-политическая газета, выпускается на русском языке), "Шын" (общественно-политическая газета, выпускается на тувинском языке) (статья 4 Закона РТ от 29.12.2001 N 1277).

Судом установлено, что в нарушение указанных требований оспариваемый нормативный акт не опубликован для всеобщего сведения, а также Хурал представителей не определил порядок вступления нормативного акта в законную силу.

Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" установлено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Суд установил при издании оспариваемого нормативного правового акта нарушение предусмотренных правил введения нормативных правовых актов в действие, в частности правил их опубликования, поэтому суд принимает решение без исследования обстоятельств несоответствия спорного решения нормам действующего законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Следовательно, судебному нормоконтролю может быть подвергнут только акт, вступивший в законную силу.

Судом установлено, что не опубликованным в официальном порядке решением и перечнем регулируются вопросы управления муниципальной собственностью кожууна. При этом оспариваемое решение и приложение к нему - перечень объектов муниципальной собственности - применяется органами местного самоуправления при распоряжении муниципальным имуществом кожууна, что нарушает права и законные интересы учреждений и организаций, непосредственно являющихся участниками правоотношений по распоряжению муниципальным имуществом.

В связи с этим суд признает, что отсутствие официального опубликования решения от Дата обезличена Номер обезличен с приложением означает, что оно не вступило в законную силу и не может считаться введенным в действие с момента его издания.

В подтверждение факта официального опубликования спорного нормативного правового акта, муниципальным органом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащих доказательств не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что неопубликованный нормативный акт, как не вступивший в законную силу, не может повлечь какие-либо правовые последствия, и отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявлений Ооржак О. М. , Ховалыг А. Д. о признании незаконным решения Хурала представителей муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, которое будет составлено 06 сентября 2010 года.

Председательствующий: Кужугет Р. Ш.

Копия верна: Кужугет Р. Ш.