Решение о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района `Кызылский кожуун` Республики Тыва



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2011 года п.г.т. Каа-Хем

Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Кочергиной Е. Ю., при секретаре Ооржак Ч. О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А. Д. в интересах несовершеннолетнего Монгуша А. А. о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, с участием старшего помощника Кызылского межрайонного прокурора Бадмаевой Н.Б. по доверенности,

УСТ АНОВИЛ:

Кызылский межрайонный прокурор Монгуш А. Д. в интересах несовершеннолетнего Монгуша А. А. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению образования Кызылского кожууна о признании незаконным бездействия, понуждении устранить нарушения требований Федерального закона «Об образовании» и Федерального закона «О статусе военнослужащих», об обязании предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Кызылского кожууна по месту жительства несовершеннолетнего, указывая, что Кызылской межрайонной прокуратурой проведена проверка по поступившему заявлению от гражданина М. о не предоставлении Отделом образования его сыну Монгушу А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в муниципальном дошкольном учреждении. Проверкой установлено, что гражданин М. обращался на постановку в 2008 году. Отдел образования было затребовано предоставить дополнительно ходатайство с места работы и справку о том, что М. действительно является военнослужащим. Данные документы в отдел образования были предоставлены, но до сегодняшнего дня место в муниципальном дошкольном учреждении ребенку гражданина М. предоставлено не было. Части 1,2 ст. 43 Конституции Российской Федерации закрепляет за каждым гражданином право на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 10.07.2002 года № 3266-1 ФЗ «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Согласно п. 6 ст. 19 от 27.05.1998 № 76 ФЗ «О статусе военнослужащих» детям военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях предоставляются в первоначальном порядке. Нарушение вышеуказанных требований законодательства влечет за собой нарушения прав детей дошкольного возраста на общедоступное бесплатное дошкольное образование. Кроме того, невыполнение вышеуказанных требований по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного может привезти к наступлению неблагоприятных последствий в виде недостаточной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, в виде неполноценного развития, вызванного не исполнением основных задач дошкольных образовательных учреждений. Просит признать незаконным бездействие Управления образования Кызылского кожууна. Понудить Управление образования устранить нарушения требований Федерального закона «Об образовании» и Федерального закона «О статусе военнослужащих». Обязать предоставить Управление образования Кызылского кожууна предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Кызылского кожууна по месту жительства несовершеннолетнего Монгуша А. А. 15 февраля 2011 года в суд поступило заявление прокурора в порядке гл.25 ГПК РФ, в котором он изменил требования и просил признать незаконным бездействие Управления образованием <адрес> «Кызылский кожуун». Понудить Управление образованием Муниципального района «Кызылский кожуун» устранить нарушения требований Федерального закона «Об образовании» и Федерального закона «О статусе военнослужащих», обязать Управление Образованием Муниципального района «Кызылский кожуун» предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Кызылского кожууна по месту жительства несовершеннолетнего Монгуша А. А. в срок до 01 апреля 2011 года. 28 февраля 2011 года в суд поступило заявление прокурора в порядке гл.25 ГПК РФ, в котором он изменил свои требования. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва. Обязать Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва предоставить путевку в муниципальное дошкольное образовательное учреждение Кызылского кожууна по месту жительства несовершеннолетнего Монгуша А. А. в срок до 01 июня 2011 года.

В судебном заседании старший помощник Кызылского межрайонного прокурора Бадмаева Н.Б. полностью поддержала заявление по изложенным выше основаниям. Просила признать незаконным бездействие Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва. Обязать Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики предоставить путевку в муниципальное дошкольное образовательное учреждение Кызылского кожууна по месту жительства несовершеннолетнего Монгуша А. А. в срок до 01 июня 2011 года.

Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва Сундуй А.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила в письменном заявлении рассмотреть дело без ее участия. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, извещенного о времени и месте судебного заседания и просившего в письменном заявлении рассмотреть дело без ее участия на основании ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица Управления образованием муниципального района Кызылский кожуун» Республики Тыва Монгуш С.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без ее участия. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Управления образованием Кызылского кожууна Республики Тыва, извещенного о времени и месте судебного заседания и просившего в письменном заявлении рассмотреть дело без ее участия на основании ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заинтересованное лицо М. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, сведения о причинах неявки в суд не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия заинтересованного лица, извещенного о времени и месте судебного заседания и не представившего в суд сведения о причинах отсутствия согласно ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заинтересованное лицо Монгуш С. О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, суд считает возможным рассмотреть дело без участия заинтересованного лица, извещенного о времени и месте судебного заседания и просившего в письменном заявлении рассмотреть дело без ее участия согласно ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая стороны должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Согласно п.3 ст.5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Согласно подпункту 1 п.1 ст.31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 ч. 6 ст. 19, Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" детям военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях предоставляются в первоочередном порядке. Военнослужащим-гражданам на содержание их детей (лиц, находящихся на их иждивении), посещающих государственные, муниципальные и негосударственные детские дошкольные учреждения, производятся выплаты по решению министра обороны Российской Федерации (руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Расходы по указанным выплатам осуществляются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

В соответствии с п. 2.10 Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп образовательных учреждений Кызылского кожууна, утвержденного Постановлением администрации муниципального района «Кызылский кожуун» от 02 февраля 2010 года № 27 первоочередным правом приема в ОУ (то есть правом приема в первую очередь с нарушением порядка очередности) при условии регистрации в Журнале Учета будущих воспитанников в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 г. № 667 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» пользуются: дети учащихся матерей, студентов дневных отделений; дети инвалидов 1 и 2 группы, дети из многодетных семей, дети, находящиеся под опекой; дети родителей (законных представителей) (один из родителей), которые находятся на военной службе; дети безработных родителей (законных представителей); дети беженцев и вынужденных переселенцев; дети работающих одиноких родителей (законных представителей).

Согласно п. 2.12 вышеназванного Порядка для подтверждения права на внеочередное и первоочередное предоставление места граждане представляют следующие документы: военнослужащие – справку из военкомата или военной части.

В соответствии с п. 2.14 Порядка в случае невозможности предоставления мест в ОУ в текущем году из-за отсутствия свободных мест, родители (законные представители) которых имеют внеочередное и первоочередное право их заявления рассматриваются во внеочередном порядке при комплектовании на следующий учебный год.

В соответствии с п. 2.6 Порядка путевки в ОУ выдаются родителям (законным представителям) согласно номеру очередности и дате постановке их на учет в период с 20 апреля по 31 мая текущего года. В остальное время в течение года проводится доукомплектование ОУ детьми - очередниками при появлении освободившихся мест.

Согласно п.2.7 Порядка право на сохранение места в очереди будущих воспитанников детских садов в Управлении образованием остается за родителями (законными представителями) до получения ими путевки в ОУ, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Из заявления М. от ДД.ММ.ГГГГ и.о. Кызылского межрайонного прокурора Иргиту С.С. следует, что он обращается с просьбой принять меры в отношении Управления образованием Кызылского кожууна, в связи с непредставлением места в дошкольном учреждении его сыну Монгушу А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящего на очереди под № № Прилагает справку о том, что является военнослужащим и копию удостоверения участника боевых действий.

Из свидетельства о рождении <данные изъяты> №, выданного Отделом Управления ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ следует, что Монгуш А. А. родился ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ его родителями указаны: отец М. и мать С.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной специалистом администрации п.г.т. Каа-Хем Д. следует, что С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживает <адрес> и имеет следующий состав семьи: муж М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь М.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Монгуш А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В материалах дела имеет удостоверение серии БК № Военного комиссариата Республики Тыва выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя М..

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником отделения комплектования отдела кадров войсковой части № г. Кызыла Л. следует, что М. является военнослужащим войсковой части №, проходит военную службу по контракту в г. Кызыле Республики Тыва.

Из ходатайства командира войсковой части № К. начальнику Управления образованием Кызылского кожууна Кара-Сал М.О. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она обращается с просьбой о предоставлении места в дошкольном учреждении Монгушу А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенку военнослужащего войсковой части № М., который проходит военную службу в отдаленном подразделении, при этом у него нет возможности самому заниматься воспитанием своего ребенка.

Из паспорта №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Кызылским РОВД Республики Тыва, М. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Факт обращения М. с заявлением в Управление образованием муниципального района Кызылский кожуун» Республики Тыва в 2008 году о предоставлении места в детском дошкольном учреждении его сыну Монгушу А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и постановке его на учет сторонами не оспаривался. В предыдущих судебных заседаниях стороны данный факт подтвердили в своих пояснениях. Поскольку вопрос о выдаче путевок в детские дошкольные учреждения решался один раз в году, вопрос о предоставлении путевки в муниципальное дошкольное образовательное учреждение Кызылского кожууна по месту жительства несовершеннолетнего Монгуша А. А. не был решен ни в 2009 году, ни в 2010 году согласно п.2.6, 2.14 Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп образовательных учреждений Кызылского кожууна, утвержденного Постановлением администрации, то бездействие Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва является продолжаемым и срок для обращения в суд, предусмотренный абзацем 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не пропущен.

Таким образом, нарушение требований п.3 ст.5, подпункта 1 п.1 ст.31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», абзаца 2 ч. 6 ст. 19, Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п.2.6., п.2.7, п. 2.10, п.2.12, п.2.14, Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп образовательных учреждений Кызылского кожууна, утвержденного Постановлением администрации муниципального района «Кызылский кожуун» от 02 февраля 2010 года № 27 влечет за собой нарушение прав несовершеннолетнего Монгуша А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на общедоступное бесплатное дошкольное образование.

Поэтому заявление Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А. Д. в интересах несовершеннолетнего Монгуша А. А. о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» необходимо удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва.

Обязать Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва до 01 февраля 2011 года предоставить путевку в муниципальное дошкольное образовательное учреждение Кызылского кожууна по месту жительства несовершеннолетнего Монгуша А. А. в срок до 01 июня 2011 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявление Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А. Д. в интересах несовершеннолетнего Монгуша А. А. о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва.

Обязать Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва до 01 февраля 2011 года предоставить путевку в муниципальное дошкольное образовательное учреждение Кызылского кожууна по месту жительства несовершеннолетнего Монгуша А. А. в срок до 01 июня 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Кызылский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 09 марта 2011 года.

Председательствующий: Кочергина Е. Ю.