о понуждении к совершению действий



№ 2-84/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2011 года п. Каа-Хем

Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Лопсан В.К.,

при секретаре Монгуш Н.М.,

с участием истца помощника Кызылской межрайонной прокуратуры Кыргыс Н.В.,

ответчика - представителя Администрация района "К" Сундуй А.Н.,

представителя заинтересованного лица – юриста Управления образования Кызылского кожууна Республики Тыва Захаровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А.Д. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Администрация района "К" о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

В суд с исковым заявлением о понуждении к совершению действий обратился Кызылский межрайонный прокурор Монгуш А.Д., указывая в заявлении, что проведена проверка законности отчуждения перепрофилирования дошкольных образовательных учреждений, а также исполнения законодательства по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Кызылского кожууна.

В ходе указанной проверки проверены законность деятельности муниципальных дошкольных учреждений (далее МДОУ), действующих на территории кожууна. По результатам проверки установлено, что всего в муниципальном районе «Кызылский кожуун» функционирует 15 детских садов, где очередь на устройство детей в детские сады с 2006 года увеличивается в <адрес>. В других населенных пунктах очередность детей увеличивается с 2008 года. Общая численность детей, стоящих на очереди в детские сады кожууна в 2010 году составляет 1700 детей.

Части 1,2 ст. 43 Конституции Российской Федерации закрепляет за каждым гражданином право на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно ч.3 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Согласно ч.3 ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Согласно Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 г № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»:

Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет, что при осуществлении деятельности в области образования не могут ущемляться права ребенка.

Таким образом, из вышеуказанных норм законодательства следует, что обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, в том числе и создание муниципальных дошкольных образовательных учреждений возложена на муниципальные районы.

Однако, в нарушении ч.3 ст.18 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» и п.11 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» администрацией муниципального района «Кызылский кожуун» не предпринимаются достаточные организационные меры по предоставлению

общедоступного бесплатного дошкольного образования, на что указывает существенная нехватка мест в МДОУ Кызылского кожууна.

Нарушение вышеуказанных требований законодательства влечет за собой нарушение прав детей дошкольного возраста на общедоступное бесплатное дошкольное образование. Кроме того, невыполнение вышеназванных требований по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования может привезти к наступлению неблагоприятных последствий в виде недостаточной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, в виде неполноценного развития, вызванного не исполнением основных задач дошкольных образовательных учреждений.

Часть 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закрепляет, что прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Просят обязать администрацию муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва. Произвести расчет необходимых финансовых затрат для обеспечения
необходимого количества мест детей, состоящих в очереди в МДОУ,
расположенных на территории Кызылского кожууна путем постройки новых
зданий, а также расширения имеющихся детских садов путем пристройки
дополнительных помещений и открытия дополнительных групп.

В судебном заседании старший помощник Кызылского межрайонного прокурора Кыргыс Н. В. исковые требования полностью поддержала по изложенным выше основаниям и просила суд удовлетворить иск прокурора.

Представитель ответчика Администрация района "К" Сундуй А.Н. с иском согласилась частично, утверждая о том, что администрацией кожууна принимаются меры по этому вопросу, в частности 17 декабря 2010 года принято решение « О комплексной программе социально- экономического развития Кызылского района Республики Тыва до 2015 года», где предусматривается и строительство детских садов. Также построен и открыт детский сад <данные изъяты> Поэтому нельзя сказать о том, что Администрация района бездействует в разрешении этих вопросов.

Представитель заинтересованной стороны Управления образования Кызылского кожууна Республики Тыва- Захарова Е. А. в судебном заседании также согласилась с иском прокурора, но считает, что данный вопрос разрешается в масштабах Республики и прежде всего необходимо огромные денежные средства.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.1, 35 ФЗ «О прокуратуре в РФ» ст.45 ГПК РФ, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов в том числе органами местного самоуправления. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами, вправе обратится в суд с заявлением в случаях, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, в том числе граждан или неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 258 ГПК РФ только признав заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления, должностного лица, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ч.3 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

ДД.ММ.ГГГГ Кызылской межрайонной прокуратурой вносилось требование в соответствии со ст.ст. 6, 22 ФЗ «О прокуратуре» начальнику управления образования Кара-Сал М.О. о предоставлении информации о численности очередей на устройство детей в детские сады, сведениях о количестве дошкольных образовательных учреждений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, количестве зданий возвращенных для использования по целевому назначению, количестве зданий остающихся в пользовании сторонних организаций.

На данное требование начальником Управления образования Кара-Сал М.О. была направлена запрашиваемая информация от ДД.ММ.ГГГГ за № с приложением кадровой информации о педагогическом составе ДОУ и по охвату детей муниципального района «Кызылский кожуун», а также информационной карты дошкольных образовательных учреждений муниципального района «Кызылского кожууна» РТ на 2009-2010 учебный год.

Согласно Устава муниципального района « Кызылский кожуун» в главе 3 указано, что к вопросу о ведении местного значения относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. По результатам проверки действительно установлено, что в районе действуют всего 15 детских садов, а очередь на устройство в детские сады с 2006 года все увеличивается. Общая численность детей, стоящих на очереди в детские сады кожууна в 2010 году составляет 1700 детей, что подтверждает обоснованность требований прокурора.

При таких обстоятельства иск Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А. Д. в интересах неопределенного круга лиц к Администрация района "К" о понуждении к совершению действий, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Обязать Администрация района "К" произвести расчет необходимых финансовых затрат для обеспечения необходимого количества мест детей, состоящих в очереди в муниципальных дошкольных учреждений, расположенных на территории Кызылского кожууна путем постройки новых зданий, а также расширения имеющихся детских садов путем пристройки дополнительных помещений и открытия дополнительных групп.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кызылского межрайонного прокурора Монгуш А.Д. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать Администрация района "К" произвести расчет необходимых финансовых затрат для обеспечения необходимого количества мест детей, состоящих в очереди в муниципальных дошкольных учреждений, расположенных на территории Кызылского кожууна путем постройки новых зданий, а также расширения имеющихся детских садов путем пристройки дополнительных помещений и открытия дополнительных групп.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня его вынесения решения.

Председательствующий: Лопсан В.К.