Дело № 2-288/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 мая 2011 года п.г.т. Каа-Хем Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Кочергиной Е. Ю., при секретаре Ооржак Ч.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кавалерова Ю. Ю. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Тыва о взыскании заработной платы, с участием представителя истца Михайлика В.Г., представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Тыва Натсак К.Д., представителей третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва Бондаревой Т.Е., Шогжал М.А. УСТАНОВИЛ: Кавалеров Ю. Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Тыва о взыскании заработной платы, указывая, что он является заместителем начальника Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Тыва. ДД.ММ.ГГГГ в отношении него возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п.п. «а,г» ч. 4 ст. 290 УК РФ. В настоящее время он содержится под стражей в ФКУ СИЗО № 1 УФСИН РФ по Республике Тыва. Он письменно обратился к работодателю с просьбой разъяснить начисляется ли ему в настоящее время заработная плата, если нет, то по каким причинам. ДД.ММ.ГГГГ (исх. От ДД.ММ.ГГГГ №) им было получено сообщение из МРИ ФНС России № по <адрес> за подписью советника государственной службы РФ 3 класса Р. В. Байыр-оол, в котором было указано, что в отношении него судом была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, фактически он отсутствует на рабочем месте с 11 марта 2010 года, следовательно, заработная плата ему не начисляется. В связи с тем, что не вынесено постановление об отстранении его от должности, он не получает ежемесячное государственное пособие, предусмотренное УПК РФ. А иные выплаты фактически отсутствующему работнику трудовым законодательством не предусмотрены. Считает, что не начисление и невыплата ему заработной платы по указанным причинам являются незаконными по следующим основаниям. В соответствии с Федеральных законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданскому служащему не начисляется в период его отстранения от замещаемой должности гражданской службы (ч. 4 ст. 32). При этом Закон приводит исчерпывающий перечень оснований для отстранения гражданского служащего от замещаемой должности (ч. 1 ст. 32). Так в Законе указано, что представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданской службы гражданского служащего, привлеченного в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями УПК РФ. То есть для того, чтобы у работодателя появилась обязанность отстранить работника от замещаемой должности работодатель должен получить постановление суда о временном отстранении работника (обвиняемого) от должности. Без данного постановления суда отстранение работодателем работника от должности и как следствие – прекращение начисления заработной платы в соответствии с законом – незаконно. В отношении него постановление о временном отстранении от должности не выносилось, несмотря на то, что он неоднократно ходатайствовал об этом. Таким образом, представитель нанимателя не имел законных оснований прекращать начисления ему денежного содержания, поскольку такое прекращение возможно лишь в оговоренных в законе случаях, указанных им выше. То есть, просто так, по своему усмотрению работодатель не имел законных оснований не начислять ему денежное содержание, поскольку такое прекращение возможно лишь при отстранении от должности. В свою очередь отстранение от должности возможно лишь при вынесении решения судом о временном отстранении от должности. Принятие в отношении него решения, основанного на несуществующей норме закона, нарушает его права и свободы, в связи с чем, является незаконным. Более того, указание нанимателя на то, что «иные выплаты фактически отсутствующему работнику трудовым законодательством не предусмотрены» также лишены законных оснований, поскольку законодательство РФ не содержит такого положения, согласно которому «фактически отсутствующему работнику прекращается начисление денежного содержания». Закон не содержит понятия «фактически отсутствующий работник», равно как и не предусматривает прекращение начисления заработной платы по данному основанию. Закон четко перечисляет основания, указанные им выше, при существовании которых работнику прекращается начисление заработной платы. В его случае данные основания отсутствуют, что обязывает работодателя продолжать начисление ему заработной платы. Он не имеет возможности реализовать свои трудовые функции в связи с незаконным содержанием под стражей. При этом органы предварительного следствия, отказывая ему в удовлетворении ходатайства об отстранении его от занимаемой должности, также лишают его права на получение ежемесячного государственного пособия, ставя его и его семью в бедственное финансовое положение. В связи с предъявлением ему незаконного обвинения, незаконным содержанием его под стражей, его семья в настоящее время осталась без средств к существованию. Его супруга не работает, на иждивении находится малолетний ребенок, мать является инвалидом второй группы, перенесла тяжелейшую операцию в связи с четвертым инсультом, отец является военным пенсионером, вынужден находится постоянно рядом с матерью, поскольку в силу перенесенного заболевания она не может самостоятельно обслуживать себя. Незаконное прекращение начисления ему денежного содержания оставляет его семью без средств к существованию. Таким образом, на момент подачи искового заявления в суд у ответчика перед ним образовалась задолженность по невыплате денежного содержания в размере: Количество фактически отработанных дней за декабрь 2009 –январь -февраль 2010 года – 52 дня. Совокупный доход за данные три месяца – 288346 рублей. Сумму совокупного дохода делим на количество отработанных дней = средняя дневная оплата – 288346 рублей : 52 дня = 5545 рублей (средняя дневная оплата). Количество дней, начиная с первого дня прекращения начисления, в течение которых начислялась заработная плата: с 11 марта 2010 года по 14 апреля 2011 года (день подачи иска). – 400 дней. 400 дней х 5545 рублей = 2 201365 рублей. Итого долг по невыплате денежного содержания на день подачи искового заявления составил 2 218000 рублей. Просит взыскать с ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республики Тыва возникшую задолженность по незаконно прекращенному начислению ему денежного содержания начиная с первого дня прекращения начисления и именно с 11 марта 2010 года по день подачи искового заявления (по 14 апреля 2011 года) включительно в размере 2218000 рублей. Истец Кавалеров Ю.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, сведения в суд о причинах неявки не представил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия истца согласно ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса. В судебном заседании представитель истца Михайлик В. Г. исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам и основаниям, указанным в заявлении, и просил взыскать с ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России№2 по Республики Тыва возникшую задолженность по незаконно прекращенному начислению ему денежного содержания начиная с первого дня прекращения начисления и именно с 11 марта 2010 года по день подачи искового заявления (по 14 апреля 2011 года) включительно в размере 2218000 рублей. Представитель Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Республике Тыва Натсак К. Д. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований истца. Представители третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва Бондарева Т. Е., Шогжал М. А. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований истца. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая стороны должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Статьей 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. В соответствии с абзацем 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно ч.ч.1. 2 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. Руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва Кастырина Д.В. Каавлеров Ю. Ю. назначен на должность заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республики Тыва сроком на три года и с ним был заключен служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.2 служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между представителем нанимателя в лице и.о. руководителя Управления Федеральной налоговой службы по РТ Кастырина Д. В. и гражданским служащим Кавалеровым Ю. Ю., гражданский служащий обязуется исполнить должностные обязанности по должности заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Тыва, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Тыва в соответствии с прилагаемым к настоящему служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего и соблюдать служебный распорядок Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Тыва. Представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и настоящим служебным контрактом. Из табелей учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за декабрь 2010 года, январь-апрель 2011 года следует, что за указанный период времени заместителю начальника инспекции Кавалеров Ю. Ю. проставлены неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств). Как следует из постановления об освобождении из-под стражи от ДД.ММ.ГГГГпрокурора Республики Тыва Бухтоярова П.В. ДД.ММ.ГГГГ ода Кавалеров Ю.Ю. Кавалеров Ю.Ю. задержан по подозрению в порядке ст.ст.91,92 УПК РФ, ДД.ММ.ГГГГ постановлением Кызылского городского суда Республики Тыва в отношении Кавалерова Ю.Ю, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В последующем постановлениями Кызылского городского суда срок содержания под тсражей Кавалерова Ю.Ю. продлевался до ДД.ММ.ГГГГ ода, ДД.ММ.ГГГГ ода и ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ. Судом установлено и это не оспаривается сторонами, что в указанный в исковом заявлении период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец не выходил на работу, поскольку в отношении него была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Постановлением следователя по особо важным делам следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва Саая К. А. от ДД.ММ.ГГГГ прекращено уголовное преследование в отношении Кавалерова Ю. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в части предъявленного ему обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30- п. «а,г» ч. 4 ст. 290 УК РФ по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть за отсутствием состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30-п. «а,г» ч. 4 ст. 290, однако указав на наличие в его действиях состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30-ч. 4 ст. 159 УК РФ. Постановлением следователя по особо важным делам следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва Саая К. А. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 – ч. 4 ст. 159 УК РФ, а также по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 – ч. 4 ст. 159 УК РФ в отношении Кавалерова Ю. Ю., ФИО, ФИО. Постановлением прокурора Республики Тыва Бухтоярова П. В. от ДД.ММ.ГГГГ Кавалеров Ю. Ю. был освобожден из-под стражи. Уголовное преследование в настоящее время в отношении Кавалерова Ю.Ю. не прекращено, дело находится на стадии предварительного расследования и по делу нет оправдательного приговора. Поскольку истец Кавалеров Ю. Ю. в указанный им период отсутствовал на работе, а невыход истца на работу в связи с нахождение его под стражей трудовое законодательство не признает уважительным и не сохраняет заработную плату за этот период, то оснований для взыскания с работодателя заработной платы не имеется. В соответствии с п.1 ст.1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. Однако, как видно из материалов дела, и это обстоятельство не оспаривается истцом, право на реабилитацию в порядке ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации у истца в настоящее время не имеется. Доводы в исковом заявлении истца о том, что причина невыхода на работу уважительная, судом не приняты во внимание, поскольку Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не предусмотрено сохранение заработной платы во время нахождения под стражей. Также несостоятельными являются доводы представителя истца о том, что ч.1 и 4 ст.32 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрены исчерпывающие основания для прекращения начисления заработной платы, поскольку в ст.32 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» говорится об отстранение от замещаемой должности гражданской службы, а не об основаниях прекращения начисления заработной платы. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Кавалерова Ю. Ю. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республики Тыва о взыскании заработной платы. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Кавалерова Ю. Ю. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Тыва о взыскании заработной платы отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Кызылский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2011 года. Председательствующий: Кочергина Е. Ю.