Дело № 2-423/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 августа 2011 года пгт Каа-Хем Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Лопсан В. К., при секретаре Ховалыг А. С., с участием заместителя прокурора Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Баткар С. Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кызылского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению Администрации сельского поселения сумон Терлиг-Хаинский Кызылского кожууна о возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора путём установления на территории сельского поселения с. Терлиг-Хаинский контейнеров (сборников) для сбора бытовых отходов, выделения специальных площадок для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, УСТАНОВИЛ: Кызылский межрайонный прокурор Монгуш А. Д. обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению Администрации сельского поселения сумон Терлиг-Хаинский Кызылского кожууна о возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора путём установления на территории сельского поселения с. Терлиг-Хаинский контейнеров (сборников) для сбора бытовых отходов, выделения специальных площадок для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указывая в исковом заявлении, что Кызылской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой в деятельности Администрации сельского поселения с. Терлиг-Хаинский выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Исходя из требования ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывозы бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельского поселения. В п. 2.1.3 Санитарных правил 42-1238-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых пунктов», утверждённых Постановлением главного санитарного врача СССР от 05.08.1988 года № 4690-8, предусмотрено, что на территории домовладения должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой с водонепроницаемым покрытием и желательно, ограждённой зелёными насаждениями. Согласно п. 2.2.2 Правил для сбора твёрдых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализаций, допускается применения деревянных и металлических сборников. В нарушение вышеуказанных пунктов Санитарных правил на территории с. Терлиг-Хаинский Кызылского кожууна: -не установлены деревянные или металлические (контейнеры) сборники для твёрдых бытовых отходов; -не выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Таким образом, администрацией сельского поселения с. Терлиг-Хаинский Кызылского кожууна не соблюдаются требования санитарных правил при организации сбора и вывозы бытовых отходов. 26.11.2010 года Кызылской межрайонной прокуратурой главе сельского поселения с. Терлиг-Хаинский вносилось представление за № 10-553в-10 об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, так как деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения с. Терлиг-Хаинский не организована, контейнеры для складирования отходов отсутствуют. Однако до настоящего времени представление не исполнено, выявленные нарушения не устранены. Ненадлежащее исполнение администрацией сельского поселения с. Терлиг-Хаинский Кызылского кожууна федерального законодательства, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства при сборе и вывозе твёрдых бытовых отходов, приводит к загрязнению окружающей среды, и нарушают конституционные права на благоприятную окружающую среду жителей с. Терлиг-Хаинский. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования. Кызылский межрайонный прокурор обращается в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц – граждан – жителей сельского поселения с. Терлиг-Хаинский Кызылского кожууна. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Просит возложить обязанность на Муниципальное учреждение Администрацию сельского поселения с. Терлиг-Хаинский Кызылского кожууна организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора путём установления на территории сельского поселения с. Терлиг-Хаинский контейнеров (сборников) для сбора бытовых отходов, выделения специальных площадок для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, в срок до 3-ёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании заместитель прокурора Кызылского межрайонного прокурора Баткар С. Б. исковые требования прокурора полностью поддержал по изложенным выше основаниям, и просит указать конкретный срок для исполнения требований прокурора. Представитель ответчика - Муниципального учреждения Администрации сельского поселения сумона Терлиг-Хаинский Кызылского кожууна в судебное заседание не явился, будучи извещенным о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом, при этом ходатайств об отложении рассмотрения иска не представил. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая стороны должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на обоснование своих требований и возражений. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывозы бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельского поселения. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Исходя из требования ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В п. 2.1.3 Санитарных правил 42-1238-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых пунктов», утверждённых Постановлением главного санитарного врача СССР от 05.08.1988 года № 4690-8, предусмотрено, что на территории домовладения должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой с водонепроницаемым покрытием и желательно, ограждённой зелёными насаждениями. Согласно п. 2.2.2 Правил для сбора твёрдых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализаций, допускается применения деревянных и металлических сборников. Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Проверкой было установлено, что в нарушение вышеуказанных пунктов Санитарных правил на территории с. Терлиг-Хаинский Кызылского кожууна: -не установлены деревянные или металлические (контейнеры) сборники для твёрдых бытовых отходов; -не выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, что также нашло своё подтверждение в судебном заседании. Таким образом, администрацией сельского поселения с. Терлиг-Хаинский Кызылского кожууна не соблюдаются требования санитарных правил при организации сбора и вывозы бытовых отходов. 26.11.2010 года Кызылской межрайонной прокуратурой главе сельского поселения с. Терлиг-Хаинский вносилось представление за № 10-553в-10 об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, так как деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения с. Терлиг-Хаинский не организована, контейнеры для складирования отходов отсутствуют. Однако до настоящего времени представление не исполнено, выявленные нарушения не устранены, кроме того, что прокурору напрвлено письмо, что есть урны в общественных местах, и регулярно проводятся субботники для очистки территории сумона. Ненадлежащее исполнение администрацией сельского поселения с. Терлиг-Хаинский Кызылского кожууна федерального законодательства, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства при сборе и вывозе твёрдых бытовых отходов, приводит к загрязнению окружающей среды, и нарушают конституционные права на благоприятную окружающую среду жителей с. Терлиг-Хаинский. Общественная опасность и социальная значимость ненадлежащего исполнения федерального законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека со стороны Муниципального учреждения Администрации сельского поселения с. Терлиг-Хаинский Кызылского кожууна у суда сомнений не вызывает. Таким образом, нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан, такие как право на благоприятную окружающую среду. Сельское поселение с. Терлиг-Хаинский является населённым пунктом с массовым проживанием в нём неопределённого круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве заинтересованных лиц не представляется возможным. Учитывая, что Кызылской межрайонной прокуратурой принимались меры по понуждению ответчика к устранению требований федерального законодательства, то необходимо признать исковые требования Кызылского межрайонного прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объёме. Ответчиком не представлены в соответствии ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду доказательства о мерах, принимаемых ими для надлежащего исполнения федерального законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека, представленные ответы недостаточны для того, чтобы считать приняты меры на письменное представление прокурора. При таких обстоятельствах иск Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А. Д. в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению Администрации сельского поселения сумон Терлиг-Хаинский Кызылского кожууна о возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора путём установления на территории сельского поселения с. Терлиг-Хаинский контейнеров (сборников) для сбора бытовых отходов, выделения специальных площадок для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обоснованным и подлежит удовлетворению. На основании изложенного необходимо исковые требования Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А. Д. в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению Администрации сельского поселения сумон Терлиг-Хаинский Кызылского кожууна о возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора путём установления на территории сельского поселения с. Терлиг-Хаинский контейнеров (сборников) для сбора бытовых отходов, выделения специальных площадок для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворить. Обязать Муниципальное учреждение Администрацию сельского поселения сумон Терлиг-Хаинский Кызылского кожууна организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора путём установления на территории сельского поселения с. Терлиг-Хаинский контейнеров (сборников) для сбора бытовых отходов, выделения специальных площадок для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта в срок до 11 ноября 2011 года. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Исковое заявление Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А. Д. в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению Администрации сельского поселения сумон Терлиг-Хаинский Кызылского кожууна о возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора путём установления на территории сельского поселения с. Терлиг-Хаинский контейнеров (сборников) для сбора бытовых отходов, выделения специальных площадок для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворить. Возложить обязанность на Муниципальное учреждение Администрацию сельского поселения сумон Терлиг-Хаинский Кызылского кожууна организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора путём установления на территории сельского поселения с. Терлиг-Хаинский контейнеров (сборников) для сбора бытовых отходов, выделения специальных площадок для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта в срок до 11 ноября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня вынесения. Судья: Лопсан В. К.