Дело № 2-163/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 марта 2011 года пгт Каа-Хем Кызылский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Кужугет Р.Ш., при секретаре Донгак И.В., с участием помощника Кызылского межрайонного прокурора Кыргыс Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кызылского межрайонного прокурора Монгуш А.Д. и интересах муниципального образования к Администрации сельского поселения сумона Кара-Хаак об обязании администрации сельского поселения сумон Кара-Хаак к проведению оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, УСТАНОВИЛ: Кызылский межрайонный прокурор Монгуш А.Д. обратился в суд с исковым заявлением в интересах муниципального образования к администрации сельского поселения сумон Кара-Хаак об обязании администрации сельского поселения сумон Кара-Хаак к проведению оценки строений, посещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности указывая, что Кызылской межрайонной прокуратурой в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о налогах и сборах. В ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения сумон Кара-Хаак Кызылского кожууна Республики Тыва заказ на проведение оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности не осуществляется. Подпунктами 1. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения отнесено: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения. В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Согласно ч. 1 ст.55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» доходы от местных налогов и сборов относятся к собственным доходам местных бюджетов. В силу ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 146-ФЗ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, налог на имущество физических лиц относится к местным налогам. Согласно п. 1 ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, с изменениями от 28.11 2009, «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. В соответствии с. 2 ст. 5 Закона РФ налог на строения, помещения и сооружения исчисляются на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Пунктом 4 ст. 5 закона РФ установлено, что органы осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов. По составлению на 1 января текущего года. В соответствии с п. 1.4 «Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих граждан на праве собственности» утвержденного Приказом Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № оценки строений, посещении и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки. Инвентаризация строений, помещении и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет. В п. 1.2 «Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих граждан на праве собственности» утвержденного Приказом Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований. Согласно данным ГП «Бюро технической инвентаризации» администрация сельского поселения сумон Кара-Хаак Кызылского кожууна Республики Тыва не обращались в органы БТИ с заказами о проведении оценки строений, посещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, что влияет на начисление налога на имущество физических лиц. Данный вид налога зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения, следовательно, местный бюджет недополучает значительные денежные средства. Таким образом, в нарушение требований вышеуказанного законодательства администрацией сельского поселения сумон Кара-Хаак Кызылского кожууна Республики Тыва не принято мер по проведению оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, что не позволяет должным образом начислять налог на имущество физических лиц. Кроме того, в соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты прав является пресечение действий 9бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения или создающих угрозу нарушения. Проверкой установлено, что интересы муниципального образования нарушены тем, что уполномоченный орган исполнительной власти – администрация сельского поселения сумон Кара-Хаак Кызылского кожууна Республики Тыва бездействуют в связи, с чем местный бюджет недополучает значительные денежные средства, так как данный вид налога зачисляется в местный бюджет по месту нахождения 9 регистрации) объекта налогообложения. Просит обязать администрацию сельского поселения сумон Кара-Хааак Кызылского кожууна Республики Тыва провести оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности. В судебном заседании помощник Кызылского межрайонного прокурора Кыргыс Н.В. поддержала заявление по основаниям, изложенным в заявлении, просила суд обязать администрацию сельского поселения сумона Кара-Хаак Кызылского кожууна Республики Тыва провести оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности. В судебное заседание ответчик глава администрации сельского поселения сумона Кара-Хаак Кызылского кожууна Республики Тыва не явился будучи надлежаще извещенным и дне и времени рассмотрения дела, причину неявки не сообщил. В соответствии с ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Согласно п.п. 1,2 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения. В соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных муниципального образования Согласно ч. 1 ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 13.1-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к собственным доходам местных бюджетов относятся доходы от местных налогов и сборов. Согласно статье 15 Налогового Кодекса РФ к местным налогам относится налог на имущество физических лиц. Согласно статье 2 п. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" объектами налогообложения признаются жилой дом квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Согласно пункту 1.4 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности", утвержденного Приказом Минстроя РФ от 04,04.1992 года за № оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки. Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет. В соответствии с п. 1.2 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований. Из представления Кызылского межрайонного прокурора Монгуш А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного главе сельского поселения сумона Кара-Хаак Ли Т.С. следует, что в ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения сумона Кара-Хаак не принимаются достаточные меры по проведению оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, что не позволяет должным образом начислять налог на имущество физических лиц. Из информационного письма главы сельского поселения сумон Кара-Хаак Ли Т.С. на представление прокурора « Об устранении нарушения требований ФЗ» сообщает, что при администрации сельского поселения сумон Кара-Хаак принята специалист специально занимающаяся по приватизации домов и земельных участков граждан проживающих с. Кара-Хаак. На сегодня в сумоне Кара-Хаак проведена оценка 140 домов через БТИ. Оценка строений граждан продолжается и в 2011 году полностью закончим. Согласно ответу ГУП Бюро технической инвентаризации Администрация сельского поселения сумон Кара-Хаак в органы БТИ с заявками о проведении переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности не обращались. Администрация сельского поселения сумона Кара-Хаак не представило суду никаких доказательств того, что они обращались в органы БТИ с заявками о проведении оценки строений, помещения и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности сумона Кара-Хаак. На основании п. 4 ст. 27, пункта 3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, нарушение приобрело особое общественное значение. Таким образом, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ Кызылский межрайонный прокурор Монгуш А.Д. был вправе обратиться в суд с указанным иском в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования. Отсутствие данных об инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений по состоянию на 1 января каждого года, заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом, которых выступают органы местного самоуправления, в результате чего не начислен налог на имущество физических лиц, местный бюджет недополучил доходы от местных налогов, так как данный вид налога зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения. В связи с вышеизложенным, исковые требования Кызылского межрайонного прокурора Монгуш А.Д. подлежат удовлетворению. При обращении в суд в защиту прав граждан прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. В силу п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются -государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, Администрация сельского поселения сумона Кара-Хаак освобождена от уплаты государственной пошлины, На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление Кызылского межрайонного прокурора Монгуш А.Д. удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения сумона Кара-Хаак Кызылского кожууна провести оценку, строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности. Решение может быть обжаловано Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, которое изготовлено 22 марта 2011 года. Судья: Кужугет Р.Ш. Копия верна: Кужугет Р.Ш.