Решение от 15.09.2011 г. о предоставлении жилья



Дело № 2-504/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2011 года п.г.т. Каа-Хем

Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Кочергиной Е. Ю., при секретаре Ооржак Ч.О., переводчике Ойдуп А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах Оюн А. А. к Администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении жилья, с участием истца Оюн А.А., старшего помощника прокурора Чадамба Д.О., представителя ответчика Куулар А.М.

УСТАНОВИЛ:

прокурор. обратился в суд с иском в интересах Оюн А. А. к Администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении жилья, указывая, что в <адрес> прокуратуру поступило заявление от Оюн А. А. о том, что администрация <адрес> не предоставляют ей жилое помещение на протяжении длительного времени. В соответствии с п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, обеспечиваются органами исполнительной властью по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов РФ. Внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма регламентировано также в ст. 57 Жилищного кодекса РФ, которая закрепила указанное право за лицами указанной категории по окончании их пребывания в образовательных учреждениях. Согласно ст. 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 № 918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В п.8 ст. 3 Закона Республики Тыва от 28.12.2005 № 1564 ВХ-1 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов г. Кызыла, Ак-Довурака наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Норма предоставления жилой площади по договору социального найма, как следует из положений ст. 50 ЖК РФ, устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам найма, и других факторов. Согласно положениям ст. ст. 15, 57 ЖК РФ, предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным и пригодным для постоянного проживания граждан, то есть отвечать установленным санитарным и техническим правилам, нормам и иным требованиям законодательства и находиться в пределах места жительства детей. По результатам проведенной проверки установлено, что оставшаяся без попечения родителей Оюн А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу <адрес>, не имеет собственного жилья, у родителей Оюн А.А. также не было собственного жилья. Администрация муниципального образования <адрес> до настоящего времени, то есть до июля месяца 2011 г. не обеспечила жильем Оюн А.А. Постановка на очередь по предоставлению жилья произведена только ДД.ММ.ГГГГ, то есть, спустя 6 лет с момента возникновения права. Родители Оюн А. А.: отец О. лишен родительских прав в отношении Оюн А. А. в несовершеннолетнем возрасте, решением Тандынского районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ Мать О. умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. После смерти матери и лишения родительских прав отца несовершеннолетняя Оюн А.А. проживала в общежитии ФГОУ СПО «Кызылский автомобильно-дорожный техникум» по адресу <адрес> После окончания Техникума проживает у родственников - тети Д. по адресу: <адрес>. В настоящее время Оюн А.А. окончила, ФГОУ СПО «Кызылский автомобильно-дорожный техникум», что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>4. Таким образом, у Оюн А.А. имеются законные основания получения жилья без очереди по месту жительства, так как он является оставшимся без попечения родителей с 2005 г., бездействие администрации муниципального образования <адрес> - непринятие мер по предоставлению жилья Оюн А.А. оставшейся без попечения родителей, является неправомерным, нарушает право Оюн А.А. на собственное жилье. Просит обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставить Оюн А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес> изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, то есть отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение, расположенное в пределах пгт. Каа-Хем.

Определением Кызылского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ заменен ненадлежащий ответчик Администрация муниципального образования <адрес> надлежащим Муниципальным учреждением Администрация <адрес>

В судебном заседании истец Оюн А. А.полностью поддержала исковые требования, по основаниям и мотивам, изложенным в исковом заявлении и просила обязать ответчика предоставить ей, Оюн А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес> изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, то есть отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение, расположенное в пределах <адрес>

Старший помощник прокурора Чадамба Д.О. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора в интересах Оюн А. А. к Администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении жилья и просила обязать ответчика предоставить ей, Оюн А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес> изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, то есть отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение, расположенное в пределах пгт. Каа-Хем.

Представитель ответчика Муниципального учреждения Администрации <адрес> Куулар А. М. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, попросив разумные сроки для его исполнения.

Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Тыва, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, сведения в суд о причинах неявки не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя третьего лица согласно ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель третьего лица Управления по опеке и попечительству Муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, сведения в суд о причинах неявки не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя третьего лица согласно ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству о рождении серии 1-ЛЖ , выданного <адрес> сельским Советом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ следует, что Оюн А. А. родилась ДД.ММ.ГГГГ. В графе отец указан О., в графе мать указана О..

Из постановления председателя администрации Кызылского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ следует, что опекуном над несовершеннолетней Оюн А. А. назначена Д..

Из свидетельства о смерти серии 1-ЛЖ , выданного Отделом Управления ЗАГС <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ следует, что О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Тандинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ О. лишен родительских прав в отношении дочери Оюн А. А..

Из диплома <адрес>4, выданного ФГОУ СПО "Кызылский автомобильно-дорожный техникум" ДД.ММ.ГГГГ на имя Оюн А. А., следует, что ей присвоена квалификация «юрист» по специальности "Правоведение"

Из свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Оюн А. А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу <адрес>

Как видно из постановления главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на очередь по предоставлению жилья детям сиротам и детям оставшихся без попечения родителей", Оюн А. А. в порядке очереди включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье.

Согласно абзацу 2 п.1 ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.5 Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно абзацу 3 п. 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно п.8 ст.3 Закона Республики Тыва от 28 декабря 2005 года №1564 ВХ-1 (ред. От 18 марта 2009 года) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В том числе по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В нарушение абз. 2 п.1 ст.8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» после окончания учебы в ФГОУ СПО «Кызылский автомобильно-дорожный техникум» Оюн А.А. не была обеспечена вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении норм предоставления площади жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории МО пгт.Каа-Хем» установлены нормы площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда МО пгт. Каа-Хем по договору социального найма (норма предоставления) в размере не менее 17,8 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

В абз. 2 п.1 ст.8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства.

Согласно п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из материалов дела следует, что Оюн А. А. после окончания учебы проживает по адресу <адрес>

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам состоящим на учете качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Доводы представителя ответчика Куулар А.М. о том, что исполнение решения суда возможно только по истечении года суд не может принять во внимание по следующим основаниям.

Действительно, в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений применяется Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Нормами указанного Федерального закона (ст.ст.21, 27-29) установлены определенные сроки для размещения извещения о проведении открытого конкурса, рассмотрения конкурсной комиссией заявок на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и на соответствие участников размещения заказа установленным требованиям; принятия конкурсной комиссией решения о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа; оценки и составления заявок на участие в конкурсе: заключения контракта. Общая продолжительность указанных сроков превышает два месяца.

Однако, в соответствии с законом Республики Тыва №159 ВХ-1 от 07 декабря 2010 года «О республиканском бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 года и 2013 годов» Кызылскому кожууну предусмотрены субвенции на реализацию переданных полномочий в размере 1179,0 млн.рублей.

Следовательно, размещение Муниципальным учреждением Администрации <адрес> заказа на приобретение жилых помещений указанной категории граждан должно производиться по мере поступления финансовых средств, исходя из объема поступивших средств, а также количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Кроме того, при необходимости перед судом может быть поставлен вопрос об отсрочке исполнения решения суда в порядке ст.203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы представителя ответчика Куулар А.М. о том, что внеочередное предоставление жилья истцу может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц, суд также не может принять во внимание, поскольку из буквального понимания требований ст.57 и ст.8 Федерального закона Федерального Закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Доводы представителя ответчика Куулар А.М. о том, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить этим детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства, также являются несостоятельными, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, поэтому данные доводы не основаны на законе.

В связи с вышеизложенным необходимо иск прокурора в интересах Оюн А. А. к Муниципальному учреждению Администрации <адрес> о предоставлении жилья удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное учреждение Администрацию <адрес> предоставить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу Оюн А. А. на территории <адрес> по договору социального найма соответствующее санитарным нормам и техническим требованиям жилое помещение площадью не менее 17,8 кв.м.

В остальной части исковых требований прокурора в интересах Оюн А. А. к Муниципальному учреждению Администрации <адрес> о предоставлении жилья отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора в интересах Оюн А. А. к Муниципальному учреждению Администрации <адрес> о предоставлении жилья удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное учреждение Администрацию <адрес> предоставить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу Оюн А. А. на территории <адрес> по договору социального найма соответствующее санитарным нормам и техническим требованиям жилое помещение площадью не менее 17,8 кв.м.

В остальной части исковых требований прокурора в интересах Оюн А. А. к Муниципальному учреждению Администрации <адрес> о предоставлении жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Кызылский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2011 года.

Председательствующий: Кочергина Е. Ю.