Решение от 15.09.2011 года о предоставлении жилья



Дело № 2-506/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2011 года п.г.т. Каа-Хем

Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Кочергиной Е. Ю., при секретаре Ооржак Ч.О., переводчике Ойдуп А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах Куулара А. О. к Администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении жилья, с участием истца Куулара А.О., старшего помощника прокурора Чадамба Д.О., представителя ответчика Куулар А.М., представителя третьего лица Управления по опеке и попечительству Муниципального района <адрес> Хомушку М.Д.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах Куулара А. О. к Администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении жилья, указывая, что в <адрес> прокуратуру поступило заявление от Куулара А. О. о том, что администрация <адрес> не предоставляет ему жилое помещение на протяжении длительного времени. В соответствии с п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, обеспечиваются органами исполнительной властью по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов РФ. Внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма регламентировано также в ст. 57 Жилищного кодекса РФ, которая закрепила указанное право за лицами указанной категории по окончании их пребывания в образовательных учреждениях. Согласно ст. 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 № 918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В п. 8 ст. 3 Закона Республики Тыва от 28.12.2005 № 1564 ВХ-1 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов г. Кызыла, Ак-Довурака наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Норма предоставления жилой площади по договору социального найма, как следует из положений ст. 50 ЖК РФ, устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам найма, и других факторов. Согласно положениям ст. ст. 15, 57 ЖК РФ, предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным и пригодным для постоянного проживания граждан, то есть отвечать установленным санитарным и техническим правилам, нормам и иным требованиям законодательства и находиться в пределах места жительства детей. По результатам проведенной проверки установлено, что оставшийся без попечения родителей К. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу <адрес>, не имеет собственного жилья, у родителей Куулар А.О. также не было собственного жилья. Администрация муниципального образования <адрес> до настоящего времени, то есть до июля месяца 2011 г. не обеспечила жильем Куулар А.О. Согласно очереди администрации муниципального образования <адрес> по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей он числится за . Однако в настоящее время Куулар А.О. негде жить, то есть, без определенного места жительства, ночует у родственников. Родители Куулара А. О.: отец - К. О. и мать - К. С. лишены родительских прав решением Кызылского районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением председателя администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ К. была назначена опекуном над Кууларом А. О.. Куулар А.О. проживал в доме опекуна, по адресу: <адрес>. После окончания общеобразовательной школы в 2007 году был призван на службу в рядах Вооруженных Сил РФ. После окончания службы в 2009 году он вернулся в дом опекуна К. Затем он поступил в техникум по физической культуре в ГОУ СПО РТ «УОР», где обучается по настоящее время на 3 курсе. На момент обращения К. Н. не имеет собственного жилья и проживает в гараже. По окончании службы в 2009 году Куулар А.О. органами исполнительной власти по месту жительства, то есть, администрацией муниципального образования <адрес> жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди, не обеспечен. Таким образом, у Куулара А.О. имеются законные основания получения жилья без очереди по месту жительства, так как он является оставшимся без попечения родителей с 2000 г., бездействие администрации муниципального образования <адрес> - непринятие мер по предоставлению жилья Куулар А.О. оставшемуся без попечения родителей, является неправомерным, нарушает право Куулара А.О. на собственное жилье. Просит обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставить Куулару А. О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, то есть отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение, расположенное в пределах <адрес>.

Определением Кызылского районного суда Республики Тыва от 17 августа 2011 года заменен ненадлежащий ответчик Администрация муниципального образования <адрес> надлежащим Муниципальным учреждением Администрация <адрес>.

В судебном заседании истец Куулар А. О. полностью поддержал исковые требования по основаниям и мотивам, изложенным в исковом заявлении прокурора и просил обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставить ему, Куулару А. О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, то есть отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение, расположенное в пределах <адрес>.

Старший помощник прокурора Чадамба Д.О. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора в интересах Куулара А. О. к Администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении жилья и просила обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставить Куулару А. О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, то есть отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение, расположенное в пределах <адрес> в течение 12 месяцев.

Представитель ответчика Муниципального учреждения Администрация <адрес> Куулар А. М. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично.

Представитель третьего лица Управления по опеке и попечительству Муниципального района <адрес> Хомушку М. Д. в судебном заседании согласилась с исковыми требованиями.

Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, сведения в суд о причинах неявки не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя третьего лица согласно ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно паспорту серии , выданного ТП ОФМС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ К. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> Тувинской АССР зарегистрирован по адресу: <адрес>

Решением Кызылского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ К. О. С. и К. С. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних К. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из постановления председателя администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что опекуном над несовершеннолетним Кууларом А. О. назначена К..

Согласно военному билету , выданного военным комиссариатом ДД.ММ.ГГГГ, К. Н. ДД.ММ.ГГГГ убыл для прохождения военной службы и ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы и направлен в ВК <адрес> для постановки на воинский учет.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела по социальным вопросам Администрации МО <адрес> И. следует, что Куулар А. О. числиться за в очереди по обеспечению жильем детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей в администрации МО пгт. Ка-Хем.

Из свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ видно, что К. Н. зарегистрирован по месту пребывания по адресу <адрес> Б на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ..

Как видно из постановления главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на очередь по предоставлению жилья детям сиротам и детям оставшихся без попечения родителей», Куулар А. О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке очереди включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье.

Согласно абз. 2 п.1 ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.5 Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно абз. 3 п. 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно п.8 ст.3 Закона Республики Тыва от 28 декабря 2005 года №1564 ВХ-1 (ред. от 18 марта 2009 года) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В том числе по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В нарушение абз. 2 п.1 ст.8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, то есть после ДД.ММ.ГГГГ Куулар А.О. не был обеспечен вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из приказа от ДД.ММ.ГГГГ -об Куулар А.О. отчислен из числа студентов 3 курса Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования <адрес> «Училище олимпийского резерва» (техникум).

Постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении норм предоставления площади жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории МО <адрес>» установлены нормы площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда МО <адрес> по договору социального найма (норма предоставления) в размере не менее 17,8 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

В абз. 2 п.1 ст.8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства.

Согласно п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из материалов дела следует, что Куулар А. О. проживает по адресу: <адрес>.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам состоящим на учете качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Доводы представителя ответчика Куулар А.М. о том, что исполнение решения суда возможно только по истечении года суд не может принять во внимание по следующим основаниям.

Действительно, в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений применяется Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Нормами указанного Федерального закона (ст.ст.21, 27-29) установлены определенные сроки для размещения извещения о проведении открытого конкурса, рассмотрения конкурсной комиссией заявок на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и на соответствие участников размещения заказа установленным требованиям; принятия конкурсной комиссией решения о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа; оценки и составления заявок на участие в конкурсе: заключения контракта. Общая продолжительность указанных сроков превышает два месяца.

Однако, в соответствии с законом Республики Тыва №159 ВХ-1 от 07 декабря 2010 года «О республиканском бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 года и 2013 годов» Кызылскому кожууну предусмотрены субвенции на реализацию переданных полномочий в размере 1179,0 млн.рублей.

Следовательно, размещение Муниципальным учреждением Администрации <адрес> заказа на приобретение жилых помещений указанной категории граждан должно производиться по мере поступления финансовых средств, исходя из объема поступивших средств, а также количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Кроме того, при необходимости перед судом может быть поставлен вопрос об отсрочке исполнения решения суда в порядке ст.203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы представителя ответчика Куулар А.М. о том, что внеочередное предоставление жилья истцу может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц, суд также не может принять во внимание, поскольку из буквального понимания требований ст.57 и ст.8 Федерального закона Федерального Закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Доводы представителя ответчика Куулар А.М. о том, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить этим детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства, также являются несостоятельными, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, поэтому данные доводы не основаны на законе.

В связи с вышеизложенным необходимо иск прокурора в интересах Куулара А. О. к Муниципальному учреждению Администрации <адрес> о предоставлении жилья удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное учреждение Администрацию <адрес> предоставить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу Куулару А. О. на территории <адрес> по договору социального найма соответствующее санитарным нормам и техническим требованиям жилое помещение площадью не менее 17,8 кв.м.

В остальной части исковых требований прокурора. в интересах Куулара А. О. к Муниципальному учреждению Администрации <адрес> о предоставлении жилья отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора в интересах Куулара А. О. к Муниципальному учреждению Администрации <адрес> о предоставлении жилья удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное учреждение Администрацию <адрес> предоставить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу Куулару А. О. на территории <адрес> по договору социального найма соответствующее санитарным нормам и техническим требованиям жилое помещение площадью не менее 17,8 кв.м.

В остальной части исковых требований прокурора. в интересах Куулара А. О. к Муниципальному учреждению Администрации <адрес> о предоставлении жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Кызылский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2011 года.

Председательствующий: Кочергина Е. Ю.