Решение суда о признании незаконным решения администрации поселка об отказе в закреплении земельного участка



Дело № 2-26/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 марта 2012 года пгт. Каа-Хем

Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Орус-оол Р.Д., при секретаре Монгуш Н.М., с участием представителя истца Ситниковой Е.А., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Администрации Дунзунмаа Х.Д., действующего на основании доверенности, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Ховалыг О. А. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Ховалыг О.А. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении ей земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство в порядке ст. 30.1 и просил организовать информирование по поводу его заявления в средствах массовой информации. В соответствии со ст. ст. 29, 30, 30-1 Администрация не опубликовала сообщение, а направила заявителю отказ, в котором мотивировало отказ протокольным решением комиссии по рассмотрению заявлений от граждан в связи с тем, что заявитель не предоставил документы, подтверждающие выделение ему земельного участка. Считает решение об отказе в предоставлении земельного участка, принятое органом местного самоуправления, незаконным, принятым в нарушение Земельного кодекса Российской Федерации по следующим основаниям. Так порядок действий органов местного самоуправления по заявлению граждан определен Земельным кодексом Российской Федерации в соответствии с которым установлено. Согласно с. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего кодекса. Согласно п. 2 данного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п. 4 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: (в ред. Федерального закона от 10 мая 2007 N 69-ФЗ) изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, (в редакции Федерального закона от 10 мая 2007 года N 69-ФЗ). Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Согласно ч. 5 иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с настоящей статьей земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается настоящим Кодексом. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно ст. 30.1. Земельного кодекса Российской Федерации особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (введена Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ). Согласно ч.1 ст. 30.1 данного кодекса земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24. – в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта (в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ). В соответствии с ч. 2 ст. 30.1 данного кодекса продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего кодекса (в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ). Согласно ч. 3 данной статьи предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 206-ФЗ). В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (в редакции Федеральных законов от 31 декабря 2005 года N 206-ФЗ, от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ). В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 206-ФЗ). В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Таким образом, по основаниям, указанным в решении, Администрация заявителю Ховалыг О.А. не могло быть отказано, Администрация были обязаны совершить действия предусмотренные ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. На основании ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы и в случае их несоответствия закону. Считает, что незаконным решением об отказе в предоставлении запрашиваемого земельного участка нарушенные права Ховалыг О.А. могут быть восстановлены в полном объеме путем признания решения об отказе незаконным и обязывании ответчика принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (в редакции Федеральных законов от 31 декабря 2005 года N 206-ФЗ, от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ) о предоставлению земельного участка в аренду и заключения договора аренды на земельный участок. В связи с чем, просит признать решение об отказе в предоставлении земельного участка Ховалыг О.А., принятое Администрацией, незаконными, нарушающими права гражданина на предоставления земельного участка в аренду. Обязать Администрацию в течении 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о поступлении заявления от Ховалыг О.А. о предоставлении ей земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и о приеме заявлении от граждан о предоставлении указанного земельного участка в аренду в периодическом печатном издании, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В судебное заседание заявитель Ховалыг О.А. не явилась, просила рассмотреть ее заявление без ее участия с участием представителя.

В судебном заседании представитель заявителя Ситникова Е.Н. поддержала требования Ховалыг О.А. в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель Администрации Дунзунмаа Х.Д. не признал требования заявителя.

Представитель заинтересованного лица Администрации не явились, в судебное заседание, хотя были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не предоставлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Выслушав сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы и в случае их несоответствия закону.

Ховалыг О.А. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении ей земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство в порядке ст. 30.1 и просил организовать информирование по поводу его заявления в средствах массовой информации.

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению заявлений по предоставлению земельных участков на территории муниципального района указанная комиссия, рассмотрев вышеуказанное заявление Ховалыг О.А. решила написать письмо ей на каком основании ею определен именно данный участок, как она его получила, нет документов от администрации, подтверждающих выделение участка именно заявителю.

Вышеуказанная состав вышеуказанной комиссии утверждена распоряжением и.о. председателя администрации.

И.о. председателя администрации дал ответ о том, что администрация по их заявлению сообщает о принятом протокольном решении комиссии по рассмотрению заявлений от граждан, что закрепление земельного участка невозможно, так как ею не предоставлены документы, подтверждающие выделение ей земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

Согласно справке-подтверждению земельные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, кроме земельных участков, земельными участками распоряжается Администрация.

Как видно из ответа и.о. главы МО и ведущего специалиста администрации по архиву по поводу земельного участка постановления не выносились, а согласно справке-подтверждению главного специалиста отдела земельных и имущественных отношений данный участок не сформирован.

Как видно из акта проверки земельного участка и объекта недвижимости на нем, проведенного сотрудниками администрации, данный земельный участок загорожен, имеются строения.

Как видно из постановления «О подготовке земельных участков для льготной группы граждан» на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению, заявлений постановлено считать земельные участки земельными участками, предназначенными для льготной группы граждан, претендующих на льготное выделение участка в собственность бесплатно в соответствии со ст. 13 Конституционного закона Республики Тыва «О земле».

Согласно уведомлению государственного регистратора Управления отсутствует в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними информация на объект недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 206-ФЗ).

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29настоящего кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (в редакции Федеральных законов от 31 декабря 2005 года N 206-ФЗ, от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ).

Согласно п. п. 3.5 п. 3 Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района, утвержденного решением председателя Хурала представителей, в случае получения заявления гражданина о предоставлении земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства Администрация принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо публикует в муниципальной газете сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования.

При таких обстоятельствах, суд признает решение администрации об отказе в закреплении земельного участка за Ховалыг О.А. незаконным, поскольку Ховалыг О.А. подавала заявление о предоставлении ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ей дан ответ, что закрепление за ней земельного участка невозможно, так как ею не предоставлены документы, подтверждающие выделение ей земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, тогда как она просила предоставить ей земельный участок в аренду, таким образом, не разрешено ее заявление о предоставлении ей земельного участка в аренду, что нарушено ее право на получение земельного участка в аренду.

Заявитель просит обязать администрацию в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о поступлении заявления от Ховалыг О.А. о предоставлении ей земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и о приеме заявлении от граждан о предоставлении земельного участка в аренду в периодическом печатном издании, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

Данные требования суд считает не подлежащим удовлетворению, поскольку согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса органы местного самоуправления вправе самостоятельно регламентировать порядок предоставления земельных участков в аренду.

Согласно ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязывании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В связи с чем, следует обязать администрацию устранить в полном объеме допущенное нарушение – рассмотреть заявление Ховалыг О.А. о предоставлении ей земельного участка в соответствии с установленным законодательством в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня. Когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Заявителем Ховалыг О.А. срок обращения в суд с заявлением не пропущен.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ховалыг О. А. о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка за Ховалыг О. А., принятое Администрацией незаконными, нарушающими права гражданина на предоставление земельного участка в аренду, обязании Администрации в течении 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о поступлении заявления от Ховалыг О. А. о предоставлении ей земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и о приеме заявлении от граждан о предоставлении указанного земельного участка в аренду в периодическом печатном издании, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет», удовлетворить частично.

Признать незаконным решение об отказе в закреплении земельного участка Ховалыг О. А., принятое Администрацией.

Обязать Администрацию устранить в полном объеме допущенное нарушение – рассмотреть заявление Ховалыг О. А. о предоставлении ей земельного участка в аренду в соответствии с установленным законодательством в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части заявление отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кызылский районный суд Республики Тыва. Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2012 года.

Председательствующий: Орус-оол Р.Д.