Дело № 2-331/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 апреля 2012 года п.г.т. Каа-Хем Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Кочергиной Е. Ю., при секретаре Ооржак Ч. О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кызылского межрайонного прокурора Монгуша С. Ш. в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению Администрация поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия по непринятию мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории <адрес> с <адрес> пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва и о понуждении к совершению действий, с участием старшего помощника Кызылского межрайонного прокурора Бадмаевой Н.Б., представителя заинтересованного лица Муниципального учреждения Администрация поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва Оюн Е.Б. УСТАНОВИЛ: Кызылский межрайонный прокурор Монгуш С. Ш. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Администрации муниципального образования пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия администрации по непринятию мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории <адрес> пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва и о понуждении к совершению действий указывая, что Кызылской межрайонной прокуратурой в результате проведения проверки исполнения законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления было установлено, что на территории муниципального образования п.г.т Каа-Хем Кызылского кожууна существуют крупные несанкционированные места размещения бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от Об). 10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Статья 13 названного Закона предусматривает обязанность органов местного самоуправления регулярно очищать от отходов территорию муниципальных образований в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 /V 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" К одним из видов негативного воздействия на окружающую среду относится: размещение отходов производства и потребления. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений. Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления "определено, что под понятием отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно ч.1 и ч.2 ст.51. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" К одним из основных принципов охраны окружающей среды относится: ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Таким образом, администрация п.г.т Каа-Хем обязана осуществлять сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории п.г.т Каа-Хем. По результатам прокурорской проверки было установлено, что около <адрес> п.г.т. Каа-Хем образовались несанкционированные свалки, бытовые отходы и мусор разбросаны на землю. Администрацией МО п.г.т Каа-Хем Кызылского кожууна РТ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора около <адрес> п.г.т Каа-Хем не осуществляется, что является нарушением федерального законодательства. В результате не принятия мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора около <адрес> п.г.т Каа-Хем Кызылского кожууна РТ нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, приводит к загрязнению окружающей среды и является грубым нарушением норм федерального законодательства. В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление непостоянна и персонально изменчива, поскольку непринятие администрацией п.г.т Каа-Хем мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории <адрес> п.г.т Каа-Хем, создает реальную угрозу заболевания лиц, не только проживающих на данных улицах, но и граждан, проживающих на территории п.г.т Каа-Хем, и иных лиц, в том числе пребывающих на ней, а также нарушаются права населения на благоприятную окружающую среду обитания. Статья 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре» определяет, что участие прокурора в гражданском процессе является целью защиты государственных и общественных интересов, прав и охраняемых интересов граждан. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования п.г.т Каа-Хем Кызылского кожууна РТ по непринятию мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории <адрес> п.г.т Каа-Хем Кызылского кожууна РТ. Обязать администрацию муниципального образования п.г.т Каа-Хем Кызылского кожууна РТ организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории <адрес> п.г.т. Каа-Хем Кызылского кожууна РТ в течение 1 месяца со дня вступления с законную силу решения суда. В судебном заседании старший помощник Кызылского межрайонного прокурора Бадмаева Н.Б. полностью поддержала заявление, уточнив требования прокурора, просила признать незаконным бездействие Муниципального учреждения Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по непринятию мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории <адрес> п.г.т Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва. Обязать Муниципальное учреждение Администрации п.г.т Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории <адрес> пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда. Представитель заинтересованного лица Муниципального учреждения Администрация поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Оюн Е.Б. в судебном заседании согласилась с заявлением прокурора. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая стороны должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. На основании ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данное право также закреплено в п.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз.2 ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В силу п.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п.п. 24, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; На основании абзацев 2,7,8 ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается. В ст.ст. 12,13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" перечислены требования к объектам размещения отходов и требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований. Согласно ст. 8, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В ст. 1, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды" указано, что загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; В соответствии со ст. 11, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды"каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ст. 16, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: размещение отходов производства и потребления. В силу ч. 1, 2 ст. 51, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; Согласно абзацу 5 ст. 3, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; В соответствии с ч. 1 ст. 7, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п. 18 ст. 8 Устава городского поселения «поселок городского типа Каа-Хем» Кызылского кожууна Республики Тыва к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Из акта проверки Кызылской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по <адрес> около <адрес> имеется несанкционированная свалка Согласно представленной прокурором фотосъемке видно, что на территории <адрес> пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна находятся места несанкционированного складирования отходов. Таким образом, поскольку судом установлено, что Администрация муниципального образования п.г.т Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва не осуществляют мероприятия по предотвращению образования и ликвидации несанкционированных мест складирования отходов на территории <адрес>, находящихся в пределах муниципального образования п.г.т. Каа-Хем, то в силу вышеприведенных норм права, необходимо возложить на Муниципальное учреждение администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва обязанность ликвидировать указанные несанкционированные места складирования отходов. Территория несанкционированных свалок находится в пределах границ муниципального образования пгт. Каа-Хем, при этом не было представлено каких-либо доказательств того, что земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, фактически принадлежат иным предприятиям и учреждениям. Возложение на Муниципальное учреждение Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна задач по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не отменяет обязанности органа местного самоуправления пгт. Каа-Хем, осуществлять организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок лежит на Муниципальном учреждении Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва. В связи с изложенным, необходимо заявление Кызылского межрайонного прокурора Монгуша С. Ш. в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению Администрация поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия по непринятию мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории <адрес> с <адрес> пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва и о понуждении к совершению действий, удовлетворить. Признать незаконным бездействия Муниципального учреждения Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по непринятию мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории <адрес> с <адрес> пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва. Обязать Муниципальное учреждение Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц по исполнению требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории <адрес> с <адрес> пгт. Кызылского кожууна Республики Тыва в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Заявление Кызылского межрайонного прокурора Монгуша С. Ш. в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению Администрация поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия по непринятию мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории <адрес> с <адрес> пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва и о понуждении к совершению действий, удовлетворить. Признать незаконным бездействия Муниципального учреждения Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по непринятию мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории <адрес> с <адрес> пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва. Обязать Муниципальное учреждение Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц по исполнению требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории <адрес> с <адрес> пгт. Кызылского кожууна Республики Тыва в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кызылский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2012 года. Председательствующий: Кочергина Е. Ю.