Дело № 2-478/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2010 года п.г.т. Каа-Хем
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Кочергиной Е. Ю., при секретаре Ооржак Ч. О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А. Д. в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации сельского поселения с.Черби о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности, с участием Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А.Д., представителя третьего лица начальника отделения государственного пожарного надзора Кызылского кожууна Ховалыга А.А.,
УСТАНОВИЛ:
Кызылский межрайонный прокурор Монгуш А. Д. в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения с. Черби о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности, указывая, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: 1. формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; 2. участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 3. обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; 4. организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Статья 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ устанавливает, что к первичным мерам противопожарной безопасности относится: 1. реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно – правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2. обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3. обеспечение связи и оповещения населения о пожаре. Согласно п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Однако, в нарушение вышеуказанных норм закона в населенном пункте местного самоуправления средства звуковой сигнализации не предусмотрены. В с. Черби средства звуковой сигнализации не предусмотрены. Данные сведения подтверждаются информацией из ПЧ-8 по охране Кызылского кожууна за № 63 от 13 сентября 2010 г. По данному факту 30.09.2010 г. Кызылской межрайонной прокуратурой вносилось представление в порядке ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» об устранении нарушений федерального законодательства. 12.11.2010 глава администрации с. Черби Сагды Н.Б. представила ответ о том, что в сумоне Черби звуковая сигнализация отсутствует. Бездействием Администрации с. Черби Кызылского кожууна затрагиваются права и интересы неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации, закрепленные в ст. 4 ФЗ «О пожарной безопасности», где закреплено, что основными задачами пожарной охраны являются организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, вместе с тем, в соответствии со ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; кроме этого, затрагивают интересы Российской Федерации, закрепленные в ст. 14 ФЗ № 131 «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации, закрепленные в ст. 14 ФЗ № 14 «Об организации местного самоуправлении в Российской Федерации», где на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а Администрация с.Черби, путем бездействия, не исполняет возложенные на неё федеральным законодательством обязанности, что существенно ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие Администрации с. Черби по не устранению нарушений требований пожарной безопасности. Понудить Администрацию с. Черби устранить нарушения требований пожарной безопасности: установить средства звукового оповещения людей на случай пожара; оборудовать глубинные насосы (водоколонки) не приспособленные для забора воды пожарными автомашинами, приспособлениями типа «гусак» либо пожарными полугайками. Установить срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности Администрации с. Черби до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Кызылского районного суда от 15 декабря 2010 года заменен ненадлежащий ответчик Администрация сельского поселения с.Черби надлежащим Муниципальным учреждением Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва.
В судебном заседании Кызылский межрайонный прокурор Монгуш А.Д. в письменном заявлении ходатайствовал о прекращении производства по делу в части по исковым требованиям Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А. Д. в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Муниципальному учреждению Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности, в связи с отказом от иска в части понуждения Муниципального учреждения Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва устранения нарушения требований пожарной безопасности, а именно оборудования глубинных насосов (водоколонки), не приспособленных для забора воды пожарными автомашинами, приспособлениями типа «гусак» либо пожарными полугайками. В остальной части исковые требования полностью поддержал по изложенным выше основаниям. Просил признать незаконным бездействие Муниципального учреждения Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва по не устранению нарушений требований пожарной безопасности. Понудить Муниципальное учреждение Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва устранить нарушения требований пожарной безопасности: установить средства звукового оповещения людей на случай пожара. Установить срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ. Также пояснил, что по технической ошибке ответчиком была указана Администрация сельского поселения с. Черби, поскольку ответчик одно и то же лицо, уточняет правильное наименование ответчика Муниципальное учреждение Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва, согласен на замену ответчика.
Представитель ответчика Муниципального учреждения Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания и не представившего в суд сведения о причинах неявки согласно ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также на основании ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так как ответчик был извещен о времени и месте судебного заседания, по телефону просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица начальник отделения государственного пожарного надзора Кызылского кожууна Ховалыг А.А. в судебном заседании полностью согласился с исковыми требованиями Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А. Д. в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Муниципальному учреждению Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности. Также пояснил, что в населенном пункте с. Черби средства звуковой сигнализации не установлены. Также согласен о прекращении производства по делу в части в связи с отказом прокурора от иска в части.
Определением Кызылского районного суда от 15 декабря 2010 года производство по гражданскому делу по иску Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А. Д. в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Муниципальному учреждению Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности, прекращено в части в связи с отказом Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А. Д. от иска Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А. Д. в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Муниципальному учреждению Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности в части понуждения Муниципального учреждения Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва устранения нарушения требований пожарной безопасности, а именно оборудования глубинных насосов (водоколонки), не приспособленных для забора воды пожарными автомашинами, приспособлениями типа «гусак» либо пожарными полугайками.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая стороны должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с подпунктами 1,8,9,23 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно абзацам 1,2 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно пунктам 1,2,7 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя:1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Согласно п.114 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
Как видно из справочника источников противопожарного водоснабжения в районе выезда ПЧ-8 в с.Черби не указаны источники противопожарного водоснабжения.
Из ответа главы сельского поселения сумона Черби Сагды Н.Б. на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ видно, что на приобретение звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в бюджет сельского поселения Сумон Черби 2010 года не предусмотрены финансовые средства, то есть, звуковая сигнализация в сумоне не установлена.
В судебное заседание ответчиком также не представлены доказательства, подтверждающие установление средства звукового оповещения людей на случай пожара
Таким образом, судом установлено, что в нарушение вышеуказанных норм закона в населенном пункте с. Черби средства звуковой сигнализации не установлены.
Согласно п.1 ст.68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.
Как видно из информации Пожарной части №8 по охране Кызылского района межрайонному прокурору Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ в целях улучшения оперативного реагирования пожарных подразделений при тушении крупных пожаров на территории Кызылского кожууна подразделением ПЧ-8 организована и проведена работа по проверке технического состояния наружных систем противопожарного водоснабжения. Результаты проверок наружных систем противопожарного водоснабжения отражены в справочнике. Просит принять меры и проинформировать.
30.09.2010 г. Кызылской межрайонной прокуратурой вносилось представление главе сельского поселения с.Черби Сагды Н.Б. в порядке ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» об устранении нарушений федерального законодательства, которым требовалось устранить выявленные нарушения законодательства, о принятых мерах сообщить в прокуратуру Кызылского кожууна в месячный срок.
На данное представление главой сельского поселения сумона Черби Сагды Н.Б. был дан ответ, что на приобретение звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в бюджет сельского поселения Сумон Черби 2010 года не предусмотрены финансовые средства.
Таким образом, ответчиком меры по устранению требований федерального законодательства о пожарной безопасности не приняты, внесенное Кызылским межрайонным прокурором Монгушом А. Д. ДД.ММ.ГГГГ представление, не исполнено, выявленные нарушения требований правил пожарной безопасности являются не устраненными по настоящее время.
Нарушение указанных требований законодательства о пожарной безопасности со стороны ответчика влекут за собой ненадлежащее обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих на территории сельского поселения, что существенно ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Согласно частям 1,3 ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п.1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В нарушение указанных норм Муниципальное учреждение Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва осуществляет деятельность с нарушением требований пожарной безопасности. Не устранены нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в представлении прокурора. Нарушение правил пожарной безопасности имеет место до настоящего времени, а непринятие мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Нарушение правил пожарной безопасности и непринятие мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности может поставить под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, граждан.
Общественная опасность и социальная значимость бездействия Муниципального учреждения Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва по непринятию мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, у суда сомнений не вызывает.
Таким образом, нарушаются гарантированное Конституцией Российской Федерации права указанных лиц, такие как право на жизнь, на охрану здоровья, на защиту собственности и имущества. В результате непринятия вышеуказанных мер противопожарной безопасности ставиться под угрозу безопасность лиц, проживающих на территории сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва, а также их имущество и собственность.
Сельское поселение сумон Черби является населенным пунктом с массовым проживанием в нем неопределенного круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процессе в качестве заинтересованных лиц не представляется возможным.
Учитывая, что государственным контролирующим органом пожарной частью №8 по охране Кызылского района, Кызылской межрайонной прокуратурой принимались меры по понуждению ответчика к устранению требований федерального законодательства, то необходимо признать бездействие Муниципального учреждения Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва по не устранению нарушений требований пожарной безопасности незаконным.
При таких обстоятельствах, иск Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А. Д. в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Муниципальному учреждению Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного необходимо исковые требования Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А. Д. в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Муниципальному учреждению Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва по не устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Обязать Муниципальное учреждение Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва устранить нарушения требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ: установить средства звукового оповещения людей на случай пожара.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Кызылского межрайонного прокурора Монгуша А. Д. в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Муниципальному учреждению Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва по не устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Обязать Муниципальное учреждение Администрация сельского поселения сумона Черби Кызылского кожууна Республики Тыва устранить нарушения требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ: установить средства звукового оповещения людей на случай пожара.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня вынесения через Кызылский районный суд.
Председательствующий: Кочергина Е. Ю.