Решение от 24 мая 2012 года по делу № 2-406/12 о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий, возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в 15 км. с восточной стороны улицы 40 Лет Советской Тувы пгт



Дело № 2-406/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2012 года пгт. Каа-Хем

Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Лопсан В. К.,

при секретаре Ховалыг А. С.,

с участием старшего помощника прокурора Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Куулар В.В., на основании доверенности,

представителя ответчика МУ Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва Оюн Е.Б., на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кызылского межрайонного прокурора Монгуша С.Ш. в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению Администрации муниципального образования пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий, возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в 15 км. с восточной стороны улицы <адрес> в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Кызылский межрайонный прокурор Монгуш С.Ш. обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению Администрации муниципального образования пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий, возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в 15 км. с восточной стороны <адрес> в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указывая в исковом заявлении, что Кызылской межрайонной прокуратурой в результате проведения проверки исполнения законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления было установлено, что на территории муниципального образования п.г.т. Каа-Хем Кызылского кожууна существуют крупные несанкционированные места размещения бытовых и промышленных отходов. В соответствии ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывозы бытовых отходов и мусора. В силу ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Статья 13 названного Закона предусматривает обязанности органов местного самоуправления регулярно очищать от отходов территорию муниципальных образований в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды- поступление в окружающую среду вещества и ( или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» К одним из видов негативного воздействия на окружающую среду относится: размещение отходов производства и потребления. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

- санитарно-эпидемиологическое благополучие населения- состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

- вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений. Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» определено, что под понятием отходы производства и потребления (далее – отходы» - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» К одним из основных принципов охраны окружающей среды относится: ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Таким образом, администрация п.г.т. Каа-Хем обязана осуществить сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории п.г.т. Каа-Хем. По требованию прокурора совместно с работниками Роспотребнадзора по РТ в августе 2011 года проводилась проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства об отходах производства и потребления в том числе в п.г.т. Каа-Хем. Согласно информации Роспотребнадзора по РТ от 22.08.2011 года № 12/203-11 на территории населенного пункта п.г.т. Каа-Хем твердые бытовые отходы складируют навалом непосредственно на земле, так в 15 м. с восточной стороны <адрес> организована несанкционированная свалка, что является нарушением п.2.1 3 СанПиН 42-128-4690-88» Санитарных правил содержания населенных мест». 19 марта 2012 года прокуратурой проведена выездная проверка по результатам которой было установлено, что обнаруженная в августе 2011 года несанкционированная свалка в 15 м. с восточной стороны <адрес> не убрана. По данному факту в адрес главы администрации п.г.т. Каа-Хем прокуратурой 20.03.2012 года было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. 24.04 2012 года в Кызылскую межрайонную прокуратуру из администрации п.г.т. Каа-Хем поступил ответ на представление, согласно которому несанкционированная свалка в 15 м. с восточной стороны <адрес> не убрана в связи отсутствием финансовых средств. Администрацией МО п.г.т. Каа-Хем Кызылского кожууна РТ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора по <адрес> не осуществляется с августа 2011 года, что является нарушением федерального законодательства и свидетельствует о бездействии в принятии мер по организации сбора и вывоза мусора с территории п.г.т. Каа-Хем. В результате не принятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в 15 м. с восточной стороны <адрес> нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, приводит к загрязнению окружающей среды и является грубым нарушением норм федерального законодательства. В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление непостоянна и персонально изменчива, поскольку неприятие администрацией п.г.т. Каа-Хем Кызылского кожууна мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в 15 м. с восточной стороны <адрес> п.г.т. Каа-Хем, создает реальную угрозу заболевания лиц, не только проживающих на данной улице, но и граждан, проживающих на территории п.г.т. Каа-Хем, и иных лиц, в том числе пребывающих на ней, а также нарушаются права населения на благоприятную окружающую среду обитания. Статья 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре» определяет, что участие прокурора в гражданском процессе является целью защиты государственных и общественных интересов, прав и охраняемых интересов граждан. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по непринятию мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в 15 м. с восточной стороны <адрес>. Возложить обязанность на администрацию муниципального образования пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в 15 м. с восточной стороны <адрес> в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании старший прокурор Кызылского межрайонного прокурора Куулар В.В. исковые требования прокурора полностью поддержала по изложенным выше основаниям, и просила удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика МУ Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва Оюн Е.Б исковые требования признала полностью, но однако она не согласилась с тем, что администрация бездействует. Они принимали меры по очистке указанной свалки, разговаривали с самими жителями, но однако, они никак не реагируют на их предупреждения. Администрация будет и дальше принимать все возможные меры.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая стороны должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на обоснование своих требований и возражений.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывозы бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельского поселения.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Исходя из требования ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В п. 2.1.3 Санитарных правил 42-1238-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых пунктов», утверждённых Постановлением главного санитарного врача СССР от 05.08.1988 года № 4690-8, предусмотрено, что на территории домовладения должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой с водонепроницаемым покрытием и желательно, ограждённой зелёными насаждениями.

Согласно п. 2.2.2 Правил для сбора твёрдых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализаций, допускается применения деревянных и металлических сборников.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Актом от 19 марта 2012 года было установлено, что в 15 м. с восточной стороны <адрес> обнаружены несанкционированные свалки. Свалки были сфотографированы на цифровой фотоаппарат, а фотографии приложены к акту.

Таким образом, администрацией муниципального образования пгт. Каа-Хем не соблюдаются требования санитарных правил при организации сбора и вывозы бытовых отходов.

20 марта 2012 года Кызылской межрайонной прокуратурой главе администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Ооржаку Д.М. вносилось представление за № 37/2-12 об устранении нарушений федерального законодательства.

Ненадлежащее исполнение администрацией сельского поселения пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна федерального законодательства, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства при сборе и вывозе твёрдых бытовых отходов, приводит к загрязнению окружающей среды, и нарушают конституционные права на благоприятную окружающую среду жителей пгт. Каа-Хем.

Общественная опасность и социальная значимость ненадлежащего исполнения федерального законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека со стороны Муниципального учреждения Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна у суда сомнений не вызывает.

Таким образом, нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан, такие как право на благоприятную окружающую среду.

Пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна является населённым пунктом с массовым проживанием в нём неопределённого круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве заинтересованных лиц не представляется возможным.

Учитывая, что Кызылской межрайонной прокуратурой ранее принимались меры по понуждению ответчика к устранению требований федерального законодательства, что подтверждается материалами дела, то необходимо признать исковые требования Кызылского межрайонного прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Ответчиком не представлены в соответствии ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду доказательства о мерах, принимаемых ими для надлежащего исполнения федерального законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека, представленные ответы недостаточны для того, чтобы считать, что приняты меры на письменное представление прокурора.

При таких обстоятельствах иск Кызылского межрайонного прокурора Монгуша С.Ш. в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению Администрации муниципального образования пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий, возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в 15 км. с восточной стороны <адрес> в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Обязать Муниципальное учреждение Администрацию муниципального образования пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в 15 км. с восточной стороны <адрес> в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кызылского межрайонного прокурора Монгуша С.Ш. в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению Администрации муниципального образования пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий, возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в 15 км. с восточной стороны <адрес> пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию Муниципального образования пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в 15 км. с восточной стороны <адрес> в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его вынесения.

Судья: Лопсан В. К.