дело №-1-531/10 (2-535/06)
П Р И Г О В О Р
именем Российской Федерации
город Кызыл 20 августа 2010 года
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Тулуш А.М.,
с участием государственного обвинителя – старшего помощника прокурора г.Кызыла Санчай С.А.,
подсудимых Саая С.К., Ооржака А.В.,
защитников – адвокатов Ишина В.И., Дажы-Сегбе О.Х.,
при секретаре Ондар С.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Ооржака А.В., <данные изъяты>, находящегося на подписке о невыезде и надлежащем поведении,
Саая С.К., <данные изъяты>, содержащейся по настоящему уголовному делу под стражей с 21 июля 2010 года,
обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п.п. «а, б» ч.2 ст.228.1 УК РФ,
у с т а н о в и л:
Ооржак А.В., Саая С.К. в группе лиц по предварительному сговору покушались на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере при следующих обстоятельствах.
11 февраля 2006 года около 08 часов Саая С.К., находясь на автобусной остановке <адрес>, подобрала лежащий на земле свёрток из полимерного материала с наркотическим средством гашиш общей массой 10,2061 граммов в крупном размере и, решив его сбыть, спрятала в кладовке своего дома по <адрес>, где незаконно хранила для дальнейшего сбыта. ДД.ММ.ГГГГ Саая предложила своему мужу Ооржаку А.К. подыскать покупателя наркотических средств, на что Ооржак согласился, тем самым они договорились о совместном сбыте наркотических средств.
ДД.ММ.ГГГГ Ооржак, осуществляя свои намерения, направленные на незаконный сбыт наркотических средств, вступил в контакт с О., выступавшим в роли покупателя наркотических средств. Около 17 часов 30 минут Саая и Ооржак, находясь в ограде дома <адрес>, незаконно сбыли за 1000 рублей О. два фрагмента наркотического средства гашиш массой 10,2061 грамма в крупном размере, однако по независящим от него обстоятельствам не смогли довести свой преступный умысел до конца, так как были задержаны сотрудниками УФСКН РФ по Республике Тыва, и наркотическое средство было изъято ими из незаконного оборота.
В судебном заседании подсудимые Саая С.К. и Ооржак А.В. вину в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 - п.п. «а, б» ч.2 ст.228.1 УК РФ, признали полностью и в соответствии со ст.51 Конституции РФ от дачи показаний отказались.
Из оглашенных показаний Саая С.К., данных в качестве подозреваемой, видно, что ДД.ММ.ГГГГ, находясь на автобусной остановке <адрес>, подобрала лежащий на земле пакет с наркотическим средством и взяла его с собой для дальнейшей продажи, чтобы на вырученные деньги купить продукты и лекарства, так как в то время была на 7-м месяце беременности и очень нуждалась в деньгах. Приехав домой, предложила мужу Ооржаку А.К. подыскать покупателя наркотических средств, на что он согласился. Указанное наркотическое средство спрятала в кладовке своего дома. ДД.ММ.ГГГГ муж сообщил ей, что нашёл покупателя наркотиков. Около 14 часов этого дня они с мужем встретились с покупателем наркотических средств в ограде дома <адрес>, где продали часть коробка за 1000 рублей. Вторую половину она оставила у себя. Тот парень взял наркотики и передал Адар-оолу 1000 рублей двумя купюрами по 500 рублей. Часть денежных средств от продажи наркотиков истратила, уплатив за кредит, на оставшиеся деньги купила продукты. Вечером к ней домой пришли сотрудники наркоконтроля и доставили её в Управление ФСКН РФ по РТ. Вторую половину коробка, которая была у неё в кармане, она незаметно для сотрудников выбросила в печку. Преступление совершили из-за тяжелого материального положения.
Из оглашенных показаний Ооржака А.В., данных в качестве подозреваемого, следует, что ДД.ММ.ГГГГ его жена Саая С.К., вернувшись из <адрес>, сообщила ему, что нашла на автобусной остановке пакет с наркотическим средством. По предложению Саая С.К. он нашёл покупателя, с которым вместе с женой встретились ДД.ММ.ГГГГ во дворе дома <адрес>, где продали за 1000 рублей половину коробка. Вечером его задержали сотрудники наркоконтроля. Вину свою признаёт, в содеянном раскаивается, совершили с Саая С.К. преступление в силу стечения тяжёлых жизненных обстоятельств.
Свидетель С. показал, что УФСКН по РТ принято решение о проведении оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» в отношении Саая и Ооржака. В роли покупателя наркотических средств выступил оперативный сотрудник О., который после получения помеченных купюр встретился с Саая и Ооржак во дворе <адрес>, где купил у указанных лиц два спрессованных фрагмента наркотического средства за 1000 рублей. По возвращению О. в присутствии понятых добровольно выдал два фрагмента наркотического вещества. Вечером того же дня Ооржак и Саая были доставлены в УФСКН РФ по РТ, где в присутствии двух понятых был проведён личный досмотр Ооржака, в ходе которого ничего запрещённого не было обнаружено. Он принял объяснение у Саая, пояснившей, что они продали наркотическое средство за 1000 рублей.
Свидетель О. показал, что он, являясь оперативным сотрудником УФСКН РФ по РТ, имитировал роль покупателя наркотических средств в оперативном мероприятии «проверочная закупка». ДД.ММ.ГГГГ ему вручили 1 000 рублей купюрами достоинством по 500 рублей, номера и серии которых были переписаны и откопированы. Около 17 часов этого дня на <адрес> встретил мужчину представившегося Ооржаком А.В.. В ходе разговора Ооржак А.В. предложил купить у него наркотическое средство, на что он согласился. Через некоторое время Ооржак А.В. пришёл с женой, после чего он прошёл с ними во двор <адрес>, где купил часть коробка за 1000 рублей.
Из оглашённых показаний свидетеля А. следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 19 часов он с ещё одним мужчиной участвовал в качестве понятого при личном досмотре сотрудника наркоконтроля и мужчины представившегося Ооржаком А.В.. Сотрудник добровольно выдал два комка вещества тёмного цвета, упакованных в прозрачный полимерный материал, пояснив, что приобрёл их у Ооржака А.В. и Саая С.К. за 1000 рублей. В ходе личного досмотра у Ооржака А.В. ничего не обнаружили. Перед осмотром им были разъяснены права, изъятое вещество были упаковано в полимерный материал, опечатано в их присутствии, о чем они подписались в протоколах.
Из оглашённых показаний свидетеля М. следует, что ДД.ММ.ГГГГ к нему обратились сотрудники нарконтроля с предложением поучаствовать в качестве понятого, на что он согласился. В кабинете УФСКН РФ по РТ, где производили личный досмотр сотрудника и мужчины представившегося Ооржаком А.В. был ещё один понятой. Сотрудник выдал два комка вещества тёмного цвета, упакованных в прозрачный полимерный материал, пояснив, что приобрёл их у Ооржака А.В. и Саая С.К. за 1000 рублей. В ходе личного досмотра у Ооржака А.В. ничего не обнаружили.
Из оглашенных показаний свидетеля К. видно, что он также участвовал в качестве понятого при личном досмотре О. и Ооржака и дал показания, аналогичные по своему содержанию показаниям свидетеля А.
Вышеприведенные показания свидетелей в своей совокупности последовательны, не имеют существенных противоречий, взаимно дополняют друг друга и подтверждают показания Ооржака и Саая, данные ими в ходе предварительного следствия, об обстоятельствах совершенного ими преступления.
Из рапорта старшего сотрудника отделения ОО УФСКН по РТ С. видно, что в феврале 2006 года проводилась оперативно-розыскное мероприятие «проверочная закупка», по результатам которого были задержаны Саая и Ооржак, которые находясь во дворе <адрес> продали за 1000 рублей два фрагмента наркотического вещества сотруднику имитирующему роль покупателя.
Из материалов оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» видно, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Саая и Ооржак проведено оперативно-розыскное мероприятие «проверочная закупка». Согласно протоколу досмотра у О., имитирующего роль «покупателя» наркотических средств от ДД.ММ.ГГГГ, запрещенные в гражданском обороте средства, вещества и предметы не обнаружены. Из акта пометки и вручения денежных купюр от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помечены денежные средства достоинством в 500 рублей в количестве 2 штук, на общую сумму 1000 рублей, номера и серии переписаны, после чего переданы лицу, имитирующему роль покупателя наркотических средств. Из акта добровольной выдачи веществ и предметов следует, что «покупатель» О. добровольно выдал два фрагмента вещества неправильной формы темно-зелёного цвета с характерным запахом конопли. Из постановления следует, что результаты оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка», проведенного в отношении Саая и Ооржака рассекречены.
Из протокола осмотра предметов следует, что объектом осмотра № является пакет из бесцветного прозрачного полимерного материала, внутри которого находится вещество растительного происхождения зеленовато-коричневого цвета в виде двух спрессованных комков с характерным запахом, присущим наркотическим средствам; объектом № - свёрток с образцами срезов ногтевых пластин Ооржака А.В.; объектом № - свёрток с образцами смывов с ладоней обеих рук Ооржака А.В., объектом № - результаты оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка», проведенного в отношении Ооржака А.В. и Саая С.К..
Заключением судебно-химической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что вещество, приобретенное у Саая и Ооржак, является наркотическим средством – гашиш общей массой 10,196 грамма. На срезах ногтевых пластин и смывах с ладоней рук, изъятых у Ооржака А.В., обнаружено наркотическое средство –тетрагидроканнабинол.
Исследовав и оценив все доказательства по данному уголовному делу в их совокупности, суд установил, что виновность подсудимых нашла свое подтверждение в показаниях О., А., С., М., К., а также в материалах оперативно-розыскной деятельности, которые в силу ст.89 УПК РФ суд признал отвечающими требованиям, предъявляемым к доказательствам.
Подсудимые Ооржак и Саая полностью признали себя виновными в совершении инкриминируемых им преступлений и представленные стороной обвинения доказательства не оспаривали.
Оценивая показания свидетелей А., С., М., К., участвовавших в качестве понятых, суд находит, что данные лица не имели прямой, косвенной или иной личной заинтересованности в исходе настоящего уголовного дела, их показания полностью согласуются с оглашенными показаниями Саая и Ооржак и иными доказательствами по делу, в связи с чем сомневаться в их достоверности оснований не имеется.
Оглашенные признательные показания подсудимых Ооржака и Саая суд относит к допустимым доказательствам, поскольку они добыты с соблюдением требований уголовно-процессуального закона с участием защитников, т.е. в условиях, исключающих оказание на них какого-либо давления.
Таким образом, анализ доказательств по делу в их совокупности позволяет суду сделать вывод о виновности подсудимых в инкриминируемых им преступлениях при обстоятельствах, изложенных в описательной части приговора, в связи с чем квалифицирует действия Саая и Ооржак – по п. «а, б» ч.2 ст.228.1 УК РФ, т.е. покушение на незаконный сбыт в группе лиц по предварительному сговору наркотических средств в крупном размере.
В силу ст.9 УК РФ преступность и наказуемость совершенных деяний определяется судом уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния, т.к. действующая редакция ст.228.1 УК РФ, предусматривает дополнительное наказание в виде ограничения свободы, что ухудшает положение подсудимых.
Учитывая адекватное поведение подсудимых в ходе предварительного расследования и в суде, а также то, что они на учете у психиатра не состоят, их психическая полноценность у суда сомнение не вызывает.
В соответствии с требованиями ст.60 УК РФ при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личности подсудимых, а также влияние назначенного наказания на их исправление и условия жизни их семьи.
Подсудимые Саая С.К. и Ооржак А.В. по месту жительства характеризуются с положительной стороны, воспитывают совместных несовершеннолетних детей, один из которых инвалид, нуждающийся в уходе, Ооржак А.В. имеет инвалидность, однако, работает водителем, Саая не работает, занимаясь воспитанием троих детей.
На основании ст.61 УК РФ суд учитывает в качестве смягчающих наказание подсудимых обстоятельств наличие у них несовершеннолетних детей, в том числе инвалида, признание своей вины и раскаяние в содеянном, инвалидность Ооржака, а также совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств, т.к. судом установлено, что на сбыт наркотических средств подсудимые пошли с целью получения денежных средств для приобретения лекарств.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимых, судом не установлено.
Несмотря на то, что Саая и Ооржак совершили особо тяжкое преступление, суд с учетом их личности и смягчающих обстоятельств, принимая во внимание их примерное поведение после совершения преступления с 2006 года, считает возможным назначить наказание, не связанное с реальным лишением свободы, так как полагает, что исправительное воздействие условного осуждения без реальной изоляции от общества с возложением определенных обязанностей будет более действенным и справедливым.
Принимая во внимание имущественную несостоятельность подсудимых, а также наличие на иждивении малолетних детей, один из которых является инвалидом, суд не назначает им дополнительное наказание в виде штрафа.
Вещественные доказательства по делу подлежат уничтожению после вступления приговора в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 304, 307, 308 и 309 УПК РФ, суд
п р и г о в о р и л :
Признать Ооржака А.В., Саая С.К. виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п.п. «а, б» ч.2 ст.228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ), и назначить каждому наказание в виде лишения свободы сроком на 5 (пять) лет.
На основании ст.73 УК РФ назначенное наказание считать условным с испытательным сроком 4 (четыре) года каждому, возложив контроль над их поведением на специализированный государственный орган.
В соответствии с ч.5 ст.73 УК РФ возложить на Ооржака А.В. и Саая С.К. обязанность не менять без уведомления специализированного государственного органа постоянное место жительства, ежемесячно являться для контроля в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства.
Испытательный срок исчислять с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок зачесть время, прошедшее со дня провозглашения приговора.
Меру пресечения Саая С.К. в виде содержания под стражей изменить на подписку о невыезде и надлежащем поведении, освободив Саая С.К. из-под стражи в зале суда, в отношении Ооржака А.В. – оставить без изменения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу.
Вещественные доказательства – гашиш, переданный в камеру хранения согласно квитанции №, образцы смывов с ладоней рук и срезы ногтевых пластин уничтожить после вступления приговора в законную силу.
Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва в течение 10 суток со дня провозглашения.
В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии при рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий А.М. Тулуш