Об устранении нарушений федерального законодательства в интересах неопределенного круга лиц



№ 2-1949/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кызыл 07 июля 2010 г.

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего, судьи Успун И.И., при секретаре Монделе С.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Кызыла в интересах неопределённого круга лиц к Мэрии г. Кызыла об устранении нарушений Федеральных законодательств «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О безопасности дорожного движения»,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Кызыла обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Мэрии г.Кызыла об устранении нарушений Федеральных законодательств «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О безопасности дорожного движения». В обоснование иска указано на то, что прокуратурой г. Кызыла 22 мая 2009 года и комиссией в составе инспекторов ГИБДД МВД по Республике Тыва, УГАДН по Республике Тыва, гл. специалиста транспорта и энергетики Мэрии г. Кызыла проверено состояние улично-дорожной сети г. Кызыла. В ходе обследования улицы Рабочая г. Кызыла установлено, что не организовано проведение капитального ремонта дорожного покрытия, не организовано проведение досыпки и профилирование обочин, необходимо заменить дорожные знаки. Требования к эксплуатационному состоянию дорожного покрытия, допустимому по условию безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТ Р 50597 -93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. № 221. Указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. Согласно ст. 12 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» к вопросам местного значения г.Кызыла относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах г.Кызыла. Мэрией г.Кызыла не принимаются должные меры по обеспечению безопасности дорожного движения на территории г.Кызыла. До настоящего времени ремонт и содержание дороги по ул. Рабочая г.Кызыла не осуществляется должным образом. В соответствии со ст.99 Устава Муниципальное образование г.Кызыла имеет собственный бюджет (местный бюджет). Решением Кызылского городского Хурала представителей от 18.12.2008 г. № 72 « Об утверждении местного бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва»» на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» по статье 6000200, в разделе «Строительство и содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городских округов и поселений в рамках благоустройства» в Бюджете города Кызыла в 2009 году предусмотрены финансовые средства в сумме 71618 тыс. руб. Управлением ГИБДД МВД по РТ в прокуратуру г. Кызыла направлена информация о том, что постоянно выявляются факты отступления от ГОСТа Р 52289-2004, действующих стандартов при эксплуатации и установке дорожных знаков, разметки, несоответствия ограждений, мест производства дорожных работ требованиям нормативных документов, несанкционированного размещения наружной рекламы и объектов дорожного сервиса. Комплектация дорожными ограждениями не ведется уже 5 лет. В неудовлетворительном состоянии находятся места остановки общественного транспорта и не соответствуют СНиП 2.07.01-89, отсутствуют дорожные знаки, не обустроены пешеходно-скоростными полосами. Отсутствуют пешеходные дорожки от посадочных площадок в направлении основных потоков пассажиров. В результате бездействия мэрии г.Кызыла по содержанию автомобильных дорог по ул. Рабочей г.Кызыла нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан на жизнь и здоровье, сохранности имущества, безопасность дорожного движения.

Истец просит суд обязать Мэрию г.Кызыла в месячный срок устранить в полном объеме допущенные нарушения Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О безопасности дорожного движения» путем проведения следующих мероприятий: произвести ремонтные работы на автомобильной дороге по ул. Рабочей г. Кызыла в следующем порядке: от улицы Кузнецова - Рабочая до улиц Суворова - Рабочая, от улиц Рабочая - Мугур до улиц Рабочая - Тувинских Добровольцев путем проведения следующих мероприятий: произвести капитальный ремонт дорожного покрытия ( ГОСТ Р 50597-93), провести досыпку и профилирование обочин( ГОСТ Р 50597-93), установить знак 2.4 «уступите дорогу» на пересечении с улицами Проточная, Каа-Хем, Комсомольская, Чульдум, Титова (ГОСТ 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004) в следующих местах: по улице Каа-Хем в северном направлении с правой стороны от дороги, по ул. Мугур в северном направлении с правой стороны от дороги, по ул. Комсомольская в южном направлении с правой стороны от дороги, по ул. Гагарина в северном и южном направлении с правой стороны от дороги, по ул. Титова в северном направлении с правой стороны от дороги установить дорожный знак 5.16 «автобусная остановка», в районе здания ДОСААФ в западном направлении с правой стороны около автобусной остановки. (ГОСТ 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004).

Представитель Прокуратуры г.Кызыла, старший помощник прокурора Цыганок М.А., действующая на основании доверенности, от иска в части капитального ремонта дорожного покрытия по ул. Рабочая, г. Кызыла отказалась, в остальной части иска требования поддерживает.

Представитель ответчика Мэрии г.Кызыла Чылбак-оол О.Д., действующая на основании доверенности, иск не признала пояснила, что они устранили указанное в иске нарушения.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В части исковых требований о проведении капитального ремонта дорожного покрытия на автомобильной дороге по ул. Рабочей г. Кызыла судом вынесено определение о прекращении производства.

Согласно ст. 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 3 и 11 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Согласно п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Тыва «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Республике Тыва» от 28 ноября 2008 года № 966-ВХ 2.

В силу ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения.

На основании ст. 11 Закона Республики Тыва «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Республике Тыва» Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. Такое же положение содержится и в ст. 14 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».

На основании ст. 12 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» к вопросам местного значения г. Кызыла относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 58 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» Мэрия г. Кызыла выступает заказчиком, организует и обеспечивает финансирование строительства, реконструкцию и ремонт муниципальных жилых домов, объектов коммунального хозяйства, социальной и производственной инфраструктуры, дорог за счет собственных или привлеченных средств, кредитов банка, местных займов.

При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления - Мэрией г.Кызыла требований закона в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения прав граждан, участвующих в дорожном движении, поэтому прокурор г. Кызыла имеет право обратиться с данным иском в суд.

Прокурор г. Кызыла просит обязать Мэрию г. Кызыла в месячный срок провести произвести ремонтные работы на автомобильной дороге по ул. Рабочей г. Кызыла в следующем порядке: от улицы Кузнецова - Рабочая до улиц Суворова - Рабочая, от улиц Рабочая - Мугур до улиц Рабочая - Тувинских Добровольцев путем проведения следующих мероприятий: провести досыпку и профилирование обочин( ГОСТ Р 50597-93), установить знак 2.4 «уступите дорогу» на пересечении с улицами Проточная, Каа-Хем, Комсомольская, Чульдум, Титова (ГОСТ 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004) в следующих местах: по улице Каа-Хем в северном направлении с правой стороны от дороги, по ул. Мугур в северном направлении с правой стороны от дороги, по ул. Комсомольская в южном направлении с правой стороны от дороги, по ул. Гагарина в северном и южном направлении с правой стороны от дороги, по ул. Титова в северном направлении с правой стороны от дороги установить дорожный знак 5.16 «автобусная остановка», в районе здания ДОСААФ в западном направлении с правой стороны около автобусной остановки. (ГОСТ 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004).

Согласно ст. 12 Закона «О безопасности дорожного движения» «Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим. нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. 2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог».

В акте проверки состояния улично-дорожной сети г.Кызыла от 22 мая 2009 года л.д. № 39), проведенной комиссией в составе: государственного инспектора отделения ДИ и ОД УГИБДД МВД РТ Ондар А.Р., государственного инспектора УГАДН по РТ Микрикова Д.В., старшего помощника прокурора г.Кызыла Чамзырын Ч.Д., главного специалиста отдела транспорта и энергетики Мэрии г.Кызыла Сарыглар А.Н., указано, что по улице Рабочая: необходимо установить дорожный знак 2.4 «уступите дорогу» на пересечении с ул.Проточная, Каа-Хем, Комсомольская, Чульдум Титова; напротив школы № 11 искусственная неровность не соответствует ГОСТу 52605-2006; необходимо заменить дорожный знак «ограничение скорости» в районе школы № 4; необходимо установить дорожный знак 5.16 «автобусная остановка», в районе ДОСААФ. Данный акт является надлежащим доказательством нарушения федерального закона «О безопасности дорожного движения», также Правил дорожного движения Российской Федерации, составлен полномочными лицами. В связи, с чем возражения ответчика относительно компетенции членов комиссии на составление акта проверки, не состоятельны, поскольку акт проверки указывает именно на факт нарушения ответчиком Федеральных законодательств «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О безопасности дорожного движения», а вопросы диагностики и составления проектно-сметной документации, относятся к техническим и производственным моментам при устранении выявленных нарушений. Относительно иных возражений ответчика по капитальному ремонту дорожного покрытия, суд не принимает, так как в этой части производство прекращено.

Судом установлено, что установка и замена дорожных знаков, также приведение искусственных неровностей в соответствие с ГОСТом, входит в состав работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования (Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утверждённой Приказом Минтранса РФ от 06.08.2008 года № 122).

Мэрия г.Кызыла как указано выше, выступает заказчиком выполнения работ и организует изыскание средств и финансирование данных работ, что отмечено в ст. 58 Устава городского округа «город Кызыл Республики Тыва».

На основании п. 2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Представитель ответчика Мэрии г. Кызыла в судебном заседании пояснил, что недостатки, указанные в акте от 22 мая 2009 года, устранены на половину.

Из акта обследования улиц Проточная, Каа-Хем, Комсомольская, Чульдум, Титова с улицей Рабочая г. Кызыла от 28 апреля 2010 года, проведенного государственным инспектором отделения ДИ и ОД УГИБДД МВД по РТ Мороз Р.Л. по запросу суда видно, в ходе обследования установлено, что дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» установлены на ул. пересечении с ул. Проточная, Каа-Хем, Комсомольская, Чульдум, Титова в северном и южном направлениях; 1.17 «Искусственная неровность» в районе № 11 соответствует ГОСТ-у Р 52605-2006; 3.24 «Ограничение максимальной скорости не более 40 км/ч.» в районе школы № 4 в восточном и западном направлениях соответствуют ГОСТ-у Р 52289-04; 5.16 «Место остановки автобуса» на остановке в районе здания ДОСААФ в западном направлении и восточном направлениях соответствуют ГОСТ-у Р 52289-04.

Однако в данном акте отмечен недостаток. На примыкании улиц Проточная – Рабочая города Кызыла, дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» в южном направлении переустановить, так как закрыт угловым домом. На момент рассмотрения дела, ответчиком не предоставлены доказательства, что указанный недостаток устранен.

Таким образом, судом установлено, что требования прокурора г. Кызыла на день рассмотрения дела в суде устранены, а именно, указанные дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» уже установлены на ул. пересечении с ул. Проточная, Каа-Хем, Комсомольская, Чульдум, Титова в северном и южном направлениях; 1.17 «Искусственная неровность» в районе № 11 соответствует ГОСТ-у Р 52605-2006; 3.24 «Ограничение максимальной скорости не более 40 км/ч.» в районе школы № 4 в восточном и западном направлениях соответствуют ГОСТ-у Р 52289-04; 5.16 «Место остановки автобуса» на остановке в районе здания ДОСААФ в западном направлении и восточном направлениях соответствуют ГОСТ-у Р 52289-04, между тем на примыкании улиц Проточная – Рабочая города Кызыла, дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» в южном направлении требует переустановки, поэтому исковые требования Прокурора г. Кызыла об обязании Мэрии г. Кызыла подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования Прокурора г. Кызыла в интересах неопределённого круга лиц к Мэрии г. Кызыла об устранении нарушений Федеральных законодательств «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О безопасности дорожного движения», удовлетворить частично.

Обязать Мэрию г. Кызыла в месячный срок устранить в полном объеме допущенные нарушения федеральных законов, а именно: установить надлежащим образом дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» на примыкании улиц Проточная – Рабочая, города Кызыла, в южном направлении, а также произвести ремонтные работы на автомобильной дороге по улице Рабочая г. Кызыла: произвести досыпку и профилирование обочин (ГОСТ Р 50597-93).

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Судья И.И. Успун

-32300: transport error - HTTP status code was not 200