О взыскании неосновательного обогащения



1

Дело №2-2 154/2010

Р Е Ш Е II И Е

Именем Российской Федерации
г. Кызыл. 09 ноября 2010 года

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего, судьи Успун И.И., при секретаре Мопделе С.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Кызыла в интересах Российской Федерации, в интересах Республики Тыва и неопределенного круга лиц к Седену А.К.. Седен А.В. о взыскании неосновательного обогащения.

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Кызыла в интересах Российской Федерации, в интересах Республики Тыва и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Седену А.К., Седен А.В. о взыскании неосновательного обогащения. В обоснование иска указано, что прокуратурой г.Кызыла была проведена проверка исполнения законодательства, направленного на реализацию Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 № 675. В ходе данной проверки выявлены нарушения федерального закона. Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № исполнителем подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище 2002-2010 годы» определено МСЖКХ РТ. В соответствии с разделом 4 Подпрограммы «Обеспечение жильем мо­лодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, организационные мероприятия на региональном уровне предусматривают: сбор данных о молодых семьях, участвующих в подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий подпрограммы, и формирование единой информационной базы данных об участниках подпрограммы, осуществление контроля за реализацией подпрограмм на региональном и муниципальном уровнях в пределах своих полномочий. МСЖКХ РТ допущены нарушения требований Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, повлекшие незаконное получение в ДД.ММ.ГГГГ молодыми семьями социальных выплат в рамках данной подпрограммы, предназначенных другим лицам. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Гражданин Седен А.К. действующий от своего имени и от имени своей жены Седен А.В. с заявлением для участия в подпрограмме в Мэрию г.Кызыла не обращался. В нарушение установленных требований федерального законодательства исполнитель данной подпрограммы МСЖКХ РТ ДД.ММ.ГГГГ заключил соглашение о сотрудничестве по реализации республиканской целевой программы в Республике Тыва на ДД.ММ.ГГГГ с ГУП «АИЖК РТ». В соответствии данным соглашением МСЖКХ РТ передало ГУП свои полномочия по формированию списков молодых семей для участия в Программе, улучшающих жилищные условия с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования. Получив полномочия по формированию списков. ГУП в нарушение требований п. 23 Правил определило новые списки граждан-участников подпрограммы ДД.ММ.ГГГГ по республике. Формирование списка граждан осуществлялось из числа лиц. получивших в ГУП ипотечные жилищные займы. Седен А.К. и члены его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий Мэрией г.Кызыла не признавались, в списках участников программы «Жилище» не значатся. Статьей 51 Жилищного кодекса РФ определена категория граждан, нуждающихся в улучшен, жилищных условий, к которой Седен А.К. не относится. В соответствии с ч.5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем


<данные изъяты>

через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. В отношении гражданина Седен А.К. решение в порядке ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ не принималось, с соответствующим заявлением он не обращался. При таких обстоятельствах Седен А.К. и члены его семьи не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и соответственно участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. При отсутствии решения о включении молодых семей в список, сформированный Мэрией г.Кызыла в предшествующем году, и в нарушение установленных Правил Мэром г. Кызыла гр. Седен А.К. выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты па приобретение жилья, что позволило незаконно получить социальную выплату в размера 338835 бюджетных средств, из которых: 174258 рубля республиканского бюджета. 164577 рублей федерального бюджета. Седен А.К. в порядке Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище:» па 2002-2010 годы, для получения социальной выплаты обратился в органы местного самоуправления. Зная о существующем порядке участия в подпрограмме, он, тем не менее, в порядке ст. 15 Правил для участия в подпрограмме в орган местного самоуправления по месту жительства не обращался. Тем самым права остальных граждан, которые имели право и могли участвовать в данной подпрограмме, в том числе граждан, включенных в Постановление Правительства РТ от ДД.ММ.ГГГГ №, были нарушены, а бюджетные средства использованы не по назначению. Истец просит взыскать с ответчиков сумму неосновательного обогащения в федеральный бюджет в размере 164577 рублей и в бюджет республики Тыва в размере 174258 рублей.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просит суд взыскать с ответчиков сумму неосновательного обогащения в федеральный бюджет в размере 164577 рублей и в бюджет республики Тыва в размере 174258 рублей в солидарном порядке.

В судебном заседании представитель прокуратуры г.Кызыла. Цыганок М.А. действующий на основании доверенности, иск поддержала.

В судебном заседании ответчики Седен А.К. и Седен А.В. участия не принимали, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчиков Бегзи В.А. с иском не согласился.

В судебном заседании представитель ОАО «АИЖК РТ» Я. действующий на основании доверенности с иском не coгласился.

В судебном заседании представитель Мэрии г. Кызыла Ч. действующий на основании доверенности с иском не согласился.

В судебном заседании представитель МФ РТ Р. с иском не согласился.

В судебном заседании представитель МСЖКХ РТ участия не принимал, извещение о времени и месте судебного заседания доставлено надлежащим образом. Причина неявки представителя суду неизвестна.

В судебном заседании представитель МФ РТ в лице УФК по РТ, участия не принимал, извещение о времени и месте судебного доставлено надлежащим образом. Причина неявки суду неизвестна.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В соответствие с п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых


<данные изъяты>

семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства соответствующие документы.

Пунктом 21 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления муниципального образования до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Ответчики Седен А.К., ДД.ММ.ГГГГ и Седен А.В., ДД.ММ.ГГГГ, состоят в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ.

Седен А.К., Седен А.В. в ДД.ММ.ГГГГ, то есть года, предшествующего планируемому году формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей «Федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы не обращались. Доказательств обратного в суд не представлено, хотя при определении юридически значимых обстоятельств, бремя доказывания данного обстоятельства возлагалось на ответчиков.

Постановлением Мэрии г. Кызыла № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2002 - 2010 годы по городскому округу «Город Кызыл Республики Тыва» на ДД.ММ.ГГГГ, утвержден список молодых семей участников подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ в количестве 100 семей. В данный список под № была внесена семья в составе: Седен А.К., Седен А.В..

С заявлением от ДД.ММ.ГГГГ без указания года Седен А.К. обратился в Мэрию г.Кызыла с заявлением с просьбой выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей «Федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы.

Согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья от ДД.ММ.ГГГГ молодой семье в составе: «супруг» Седен А.К., ДД.ММ.ГГГГ, «супруга» Седен А.В., ДД.ММ.ГГГГ, являющиеся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей «Федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы, в соответствии с условиями этой программы предоставляется социальная выплата в размере 338835 рублей. Из них как установлено, за счет средств федерального бюджета в размере 164577 рублей, за счет средств республиканского бюджета (субъекта федерации) 174258 рублей.

Согласно договору купли-продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Седен А.В. приобрела у М. квартиру по адресу: <адрес> за 3500000 рублей. Данный договор зарегистрирован УФРС по РТ ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Седен А.К., Седен А.В., Д. именуемые «созаемщики», заключили кредитный договор № на сумму 3150000 рублей под 12,25 % годовых по ДД.ММ.ГГГГ.

Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ Седен А.К., перечислил через Тувинский филиал ОАО АКБ «<данные изъяты>» г. Кызыла в Кызылское ОСБ № - 338855 рублей в счет погашения кредита по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве основания указано, за счет средств соц.выплаты по программе «ОЖМС».

Согласно справке подписанной главным специалистом отдела учета, приватизации и обмена жилья О. № от ДД.ММ.ГГГГ семья Седена А.К., Седен А.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий Мэрией г.Кызыла с ДД.ММ.ГГГГ.

4

Постановлением Правительства Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден сводный список граждан участников подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» на ДД.ММ.ГГГГ по Республике Тыва.

Постановлением Правительства Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении сводных списков граждан - участников подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» ДД.ММ.ГГГГ по Республике Тыва. Данным постановлением утвержден новый сводный список, где под № значатся Седен А.К. и Седен А.В..

Согласно пункту 5 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 (в ред. от 29.12.2007 г.) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении
молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной
выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с
пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты
расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой
социальной выплаты.

Таким образом, признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил является одним из обязательных условий предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы.

Пунктом 6 Правил установлено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения:

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы:

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;


<данные изъяты>

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее -заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего. жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Согласно ч.5 ст.52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

В материалах дела имеется ответ заместителя Мэра г.Кызыла <данные изъяты> К. на запрос суда ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что согласно постановлению Мэра г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ №. семья Седен А.К., Седен А.В. являлась участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей» программы «Жилище на 2002-2010 годы», а факт признания последней нуждающейся в улучшении жилищных условий подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии с п. 17 Правил, орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представленных документах, и в 10-дневный срок с даты представления документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

Согласно п.21 вышеуказанных Правил орган местного самоуправления муниципального образования формирует списки молодых семей - участников подпрограммы. изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Суд установил, что органом местного самоуправления то есть Мэрией г.Кызыла не принималось решение о признании ответчиков Седен А.К. и Седен А.В. участниками подпрограммы программы «Обеспечение жильем молодых семей» программы «Жилище на 2002-2010 годы». Также данная семья не принималась на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, такое решение органом местного самоуправления -Мэрией г.Кызыла в соответствии с п.6 вышеуказанных Правил и ч.1 ст.51 ЖК РФ. не выносилось.

Согласно пункту 1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1 100 настоящего Кодекса.

Из содержания ст.ст.З. 1102 ГК РФ следует, что под неосновательным обогащением понимается имущество, приобретенное или сбереженное без установленных федеральными законами или иными правовыми актами - указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, оснований.


<данные изъяты>

Справка подписанная <данные изъяты> О. № от ДД.ММ.ГГГГ надлежащим доказательством подтверждающим признание Мэрией г.Кызыла семьи Седен А.В. и Седен А.К. нуждающейся в улучшении жилищных условий - служить не может, поскольку установлено, что отсутствует решение Мэрии г.Кызыла по данному вопросу, а также факт обращения ответчиков с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий семьи, в суде не подтвержден.

При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора города Кызыла в интересах Российской Федерации, в интересах Республики Тыва и неопределенного круга лиц к Седену А.К., Седен А.В. о взыскании неосновательного обогащения подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Иск в интересах Российской Федерации, в интересах Республики Тыва и неопределенного круга лиц к Седену А.К., Седен А.В. о взыскании неосновательного обогащения, удовлетворить.

Взыскать солидарно с Седена А.К., Седен А.В. в пользу Российской Федерации в доход федерального бюджета 164577 рублей.

Взыскать солидарно с Седена А.К., Седен А.В. в пользу Республики Тыва в доход бюджета Республики Тыва 174258 рублей.

Взыскать солидарно с Седена А.К., Седен А.В. государственную пошлину в размере 6588 рублей 35 копеек в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения - 15 ноября 2010 года.

Судья И. И. Ус пун

-32300: transport error - HTTP status code was not 200