РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2011 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:
судьи Железняковой С.А.,
при секретаре Шыырап М.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, неопределённого круга лиц к Бегзи В.А., Бегзи Е.В., В., А. о взыскании неосновательного обогащения,
с участием представителя истца Ажи С.А., ответчика Бегзи В.А., представителей третьих лиц Кочнева П.В., Якимова Д.А.,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, неопределенного круга лиц к ответчикам с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения, указывая на то, что прокуратурой г. Кызыла была проведена проверка исполнения законодательства, направленного на реализацию Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года №675, в ходе которой выявлены нарушения федерального закона. Проверкой установлено, что Минстроем допущены нарушения указанных требований Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, повлекшие незаконное получение в 2008 году молодыми семьями социальных выплат в рамках данной подпрограммы, предназначенных другим лицам. Гражданин Бегзи В.А., действующий от своего имени и от имени несовершеннолетних детей В., А. с заявлением для участия в подпрограмме в Мэрию г.Кызыла не обращался. В нарушение установленных требований федерального законодательства исполнитель подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Министерство строительства РТ ДД.ММ.ГГГГ заключило соглашение о сотрудничестве по реализации республиканской целевой программы в Республике Тыва на 2003-2010 годы с ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва». В соответствии сданным соглашением Минстрой РТ передало ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва» свои полномочия по формированию списков молодых семей для участия в программе, улучшающих жилищные условия с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования. Получив полномочия по формированию списков, ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва» в нарушение требований п.23 Правил определило новые списки граждан – участников подпрограммы на 2008 год по республике. Формирование списков граждан осуществлялось из числа лиц, получивших в ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва» ипотечные жилищные займы. Бегзи В.А. и члены его семьи не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и соответственно участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. По указанным нарушениям органов власти, муниципальных органов и должностных лиц прокуратурой республик внесены представления об устранении нарушений закона. Неосновательное обогащение Бегзи В.А. и совершеннолетних членов его семьи состоялось в связи с нарушением порядка участия в подпрограмме как со стороны Бегзи В.А., так и со стороны государственных органов и должностных лиц.
Определением Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Прокурора г.Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, неопределенного круга лиц к Бегзи В.А., Бегзи Е.В., В., А. о взыскании неосновательного обогащения привлечены в качестве третьих лиц Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Республики Тыва.
В судебном заседании представитель прокурора г. Кызыла Ажи С.А., действующая на основании доверенности, иск поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица – Мэрии г. Кызыла - Кочнев П.В., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился.
Представитель третьего лица – ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва» - Якимов Д.А., действующий по доверенности, с иском также не согласился.
Ответчик Бегзи В.А., действующий за себя и несовершеннолетних В. и А., с иском не согласился, просил отказать в удовлетворении иска.
Ответчик Бегзи Е.В. на судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представители третьих лиц - Министерства строительства, жилищного и коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Республики Тыва - на судебное заседание также не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна, поэтому суд признаёт их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 1102 ГК РФ «Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделок оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, выданному ДД.ММ.ГГГГ, ответчики получили социальную выплату в размере 596 484 рубля, из них, как установлено, за счет средств федерального бюджета 253505, 70 рублей, за счет средств республиканского бюджета (субъекта федерации) 342978, 30 рублей.
Как установлено судом, субсидия была использована ответчиками на оплату купленной до договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается документами, имеющимися в материалах гражданского дела.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее - Правила), для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства соответствующие документы.
Как установлено судом, заявление Бегзи В.А. на участие в подпрограмме по установленной форме было подано в Мэрию г. Кызыла ДД.ММ.ГГГГ с соответствующими документами.
Пунктом 17 вышеуказанных Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.
Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником подпрограммы принимается органом местного самоуправления по каждому поданному заявлению молодой семьей индивидуально.
Как установлено судом из заявления Бегзи В.А. от ДД.ММ.ГГГГ и учётного дела, проверка документов, представленных Бегзи В.А. не проводилась, что подтверждается тем, что решения Мэрией г. Кызыла о признании семьи Бегзи В.А. участником подпрограммы принято не было, доказательств обратного ответчиком и третьими лицами представлено не было.
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления муниципального образования до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Мэрии г. Кызыла № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2002 – 2010 годы по городскому округу «Город Кызыл Республики Тыва» на 2008 год, утвержден список молодых семей участников подпрограммы на 2008 года в количестве 100 семей. В данный список под № была внесена семья в составе: Бегзи В.А., Бегзи Е.В., А., В..
Поскольку установлено, что ответчики Бегзи подали заявление 04 марта 2008 года, следовательно, они не могли быть включены в списки на получение субсидий в 2008 году, так как для этого они должны были обратиться с заявлением в Мэрию г. Кызыла до 01 сентября 2007 года, списки участников подпрограммы в нарушение пункта 21 Правил были сформированы Мэрией Кызыла 20 марта 2008 года.
Согласно п. 23 Правил «Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по форме согласно приложению N 4 и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению N 3 (далее - сводный список).
Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы».
Постановлением Правительства Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении сводных списков граждан - участников подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» на 2008 год по Республике Тыва. Данным постановлением утвержден новый сводный список, где № значится Бегзи В.А., Бегзи Е.В., А., В.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. № 285 (в ред. от 29 декабря 2007 г.) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а), возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б), признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в), наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.6 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является одним из обязательных условий предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы.
Согласно пункту 6 вышеуказанных Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
На основании ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1)не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2)являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3)проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4)являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен ст.52 ЖК Российской Федерации.
Согласно ч.3 и ч.4 ст.52 ЖК Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Частями. 5 и 6 ст.52 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Таким образом, в силу ст.52 ЖК Российской Федерации доказательством, подтверждающим принятие на учет гражданина в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, является решение органа местного самоуправления о принятии на учет, вынесенное в виде отдельного акта органа местного самоуправления.
В справке №, выданной ДД.ММ.ГГГГ, неизвестным лицом (даже не начальником отдела учета приватизации и обмена жилья М., так как в справке стоит штрих перед должностью) указано, что Бегзи В.А., <данные изъяты>, и его семья, действительно, признаны Мэрией г. Кызыла нуждающимися в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд не принимает данную справку в качестве доказательства того, что ответчики Бегзи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как, во-первых, справка, выданная неизвестным лицом Мэрии г. Кызыла, не может подменять установленное законом решение органа местного самоуправления, во-вторых, в справке не указано основание для её выдачи, то есть дата подачи заявления ответчиками, номер и дата решения Мэрии г. Кызыла, в-третьих, если ответчики подали заявление на участие в подпрограмме в Мэрию г. Кызыла 03 марта 2008 года, то они никак не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с 15 декабря 2005 года, так как это противоречит п.17 вышеуказанных Правил..
Представленное в суд Мэрией г Кызыла заявление Бегзи В.А. от ДД.ММ.ГГГГ о признании его и его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий суд не принимает в качестве доказательства по делу, так как на данном заявлении отсутствует штамп или другая отметка о его принятии, виза должностного лица Администрации г. Кызыла, уполномоченного рассматривать такие заявления.
Таким образом, поскольку судом установлено, что органом местного самоуправления – Мэрией г. Кызыла – не принималось решение о признании семьи Бегзи участником подпрограммы, решение органом местного самоуправления в отношении данной семьи о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не выносилось, то субсидия в общей сумме 596 484 рубля получена семьёй Бегзи незаконно, в связи с чем, имеет место неосновательное обогащение и иск прокурора о взыскании с ответчиков в солидарном порядке суммы неосновательного обогащения подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчиков в солидарном порядке подлежит взысканию государственная пошлина в размере 9164 рубля 84 копейки в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора г. Кызыла удовлетворить.
Взыскать солидарно с Бегзи В.А., Бегзи Е.В., В., А. неосновательное обогащение в размере 253505, 7 рублей в федеральный бюджет и в размере 342 978, 3 рублей в доход бюджета Республики Тыва.
Взыскать солидарно с Бегзи В.А., Бегзи Е.В., В., А. государственную пошлину в размере 9164 рубля 84 копейки в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение вынесено 19 января 2011 года.
Судья С.А. Железнякова