О возложении обязанности произвести расчет финансовых затрат



Дело №2-360/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2011 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе судьи Сватиковой Л.Т., при секретаре Кара-Сал А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии г. Кызыла о возложении обязанности произвести расчет финансовых затрат

с участием старшего помощника прокурора г.Кызыла Цыганок М.А., представителя ответчика Мэрии г. Кызыла Кочнева П.В., представителя третьего лица Департамента по образованию и молодежной политике Мэрии г. Кызыла Халагаева А.В.,

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Кызыла в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Мэрии г.Кызыла Республики Тыва о возложении обязанности произвести расчет финансовых затрат для обеспечения необходимого количества мест для детей, состоящих на очереди в муниципальные дошкольные общеобразовательные учреждения (МДОУ), расположенные на территории г. Кызыла, путем постройки новых зданий МДОУ на территории г. Кызыла, а также расширения имеющихся детских садов путем пристройки дополнительных помещений и открытия дополнительных групп.

В обоснование иска указано на то, что прокуратурой города была проведена проверка законности отчуждения и перепрофилирования дошкольных образовательных учреждений и детских оздоровительных лагерей. Проверкой установлено, что в настоящее время в городе Кызыле функционирует 29 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, всего функционировало 40 дошкольных образовательных учреждений, из них с 1992 года 13 ДОУ не функционируют и перепрофилированы. Одной из основных причин перепрофилирования использования зданий детских дошкольных образовательных учреждений явились аварийное состояние зданий, а также не соответствие санитарным правилам и нормам. Имеются факты, когда здания детских дошкольных учреждений перепрофилированы в другие образовательные учреждения. Например, детский сад №, находившийся по адресу: <адрес>, закрыт на капитальный ремонт и перепрофилирован, сейчас в этом здании ГЛРТ. Детский сад №, находившийся по адресу: <адрес> перепрофилирован под Дом ребенка. Эксплуатация здания детского сада №, находившегося по адресу: <адрес>, прекращена Постановлением председателя городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с аварийным состоянием здания и невозможностью эксплуатации его под дошкольное учреждение на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ, сейчас там располагается Департамент по образованию и молодежной политике Мэрии г. Кызыла. Число мест по лицензии по комплектованию МДОУ (наполняемость) на начало 2009 -2010 учебного года составила -3888, фактическое количество - 4566, что составляет превышение нормы на 16, 5 %, что является нарушением п. 1.7. СанПиН 2.4.1.1249 -03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Численность детей, стоящих на очереди в дошкольное образовательное учреждение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 8704 человек. При этом ведомственные дошкольные образовательные учреждения в г. Кызыле за период 2008 - 2010 гг. в действие не вводились. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В результате бездействия Мэрии г. Кызыла по не предоставлению мест в дошкольных образовательных учреждениях нарушено право 8704 детей, гарантированных федеральным законодательством. Мэрией г. Кызыла не предпринимаются достаточные организационные меры по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования, на что указывает существенная нехватка мест в МДОУ г. Кызыла. Нарушение вышеуказанных требований законодательства влечет за собой нарушение прав детей дошкольного возраста на общедоступное бесплатное дошкольное образование. Кроме того, невыполнение вышеназванных требований по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования может привести к наступлению неблагоприятных последствий в виде недостаточной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, в виде неполноценного развития, вызванного неисполнением основных задач дошкольных общеобразовательных учреждений.

В ходе рассмотрения дела истцом были уточнены требования и прокурор просил обязать ответчика в месячный срок со дня вступления решения в законную силу произвести расчет финансовых затрат для обеспечения необходимого количества мест для детей, состоящих в очереди в муниципальные общеобразовательные учреждения, расположенные на территории г. Кызыла.

Судом к участию в деле были привлечены Департамент финансов Мэрии города Кызыла и Департамент по образованию Мэрии города Кызыла в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кызыла Цыганок М.А. уточненные исковые требования полностью поддержала.

Представитель Мэрии г. Кызыла Кочнев П.В. иск не признал и пояснил, что требуемый прокурором расчет Мэрия не производила, однако по генеральному плану г. Кызыла запланировано строительство одного детского сада на <адрес> и до 2015 года планируется строительство еще 4-х детских садов. Примерная сметная стоимость одного детского сада 168 млн. рублей. Для обеспечения всех нуждающихся требуется примерно 28 детских садов.

Представитель третьего лица Департамента по образованию и молодежной политике Мэрии г. Кызыла Халагаев А.В. пояснил, что поддерживает доводы представителя Мэрии г. Кызыла.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; каждому предоставлено право на образование.

Данный конституционный принцип закреплен и в ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации № 3266-1 «Об образовании», предусматривающей, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с п. 2 ст. 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статья 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относит организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно п. 13 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относятся: общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Аналогичные нормы содержатся в ст. 12 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

Конституционный Суд Российской Федерации в п. 2.1 Постановления от 15.05.2006 г. № 5-П, указал, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

В соответствии со ст.ст. 4, 7 Типового положения «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования создает дошкольное образовательное учреждение. К дошкольным образовательным учреждениям относятся детские сады и центры развития ребенка для детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.

Согласно п.п. 14, 15 указанного Типового положения дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством. Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

Как установлено судом, на ДД.ММ.ГГГГ всего в очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении состоят 7730 детей, что подтверждено сравнительными данными Департамента по образованию и молодежной политике Мэрии г. Кызыла.

Между тем, Мэрией г. Кызыла не произведен расчет финансовых затрат для обеспечения указанного количества мест для детей, состоящих на очереди в муниципальные дошкольные общеобразовательные учреждения (МДОУ), расположенные на территории г. Кызыла.

По пояснению старшего помощника прокурора г. Кызыла, данный расчет необходим для решения вопроса о возможности включения в бюджет городского округа финансовых средств, что позволит защитить права детей дошкольного возраста на общедоступное бесплатное дошкольное образование.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124 -ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются, в частности, существление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

При данных обстоятельствах требование прокурора о возложении обязанности на Мэрию г. Кызыла произвести расчет финансовых затрат для обеспечения необходимого количества мест для детей, состоящих в очереди в муниципальные общеобразовательные учреждения, расположенные на территории г. Кызыла, следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Так как прокурор просит установить определенный срок для исполнения обязанности по производству расчета, то, с учетом реальной возможности исполнения решения суда, суд устанавливает срок исполнения в один месяц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковое заявление прокурора города Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии г. Кызыла о возложении обязанности произвести расчет финансовых затрат удовлетворить.

Обязать Мэрию города Кызыла в месячный срок со дня вступления решения в законную силу произвести расчет финансовых затрат для обеспечения необходимого количества мест для детей, состоящих в очереди в муниципальные общеобразовательные учреждения, расположенные на территории г. Кызыла.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 09 марта 2011 года.

Судья Л.Т. Сватикова