Дело № 2-136/2011
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
15 марта 2011 года г.Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Шулуу Л.К., при секретаре Донгак А.А., с участием заявителя Хачатрян Ю.А., представителя заявителя – Михайлик В.Г., предоставившей удостоверение № и ордер №, представителя заинтересованного лица - Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Тыва Ондар Ч.К., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <данные изъяты> Хачатрян Ю.А. об оспаривании бездействия Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике,
У С Т А Н О В И Л:
Хачатрян Ю.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Отделением Отдела Федеральной миграционной службы России по РТ в г. Кызыле было принято к рассмотрению его заявление о принятии его в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, однако вопреки ч. 4 ст. 35 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», предусматривающей шестимесячный срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, его заявление до настоящего времени не рассмотрено и какого-либо решения по вопросу принятия его в гражданство Российской Федерации не принято; просил признать незаконным бездействие ООФМС РФ по РТ в г. Кызыле, выразившееся в не рассмотрении и не принятии решения о его приеме в гражданство Российской Федерации и обязать ООФМС РФ по РТ в г. Кызыле устранить допущенное нарушение его прав путем принятия решения о его приеме в гражданство Российской Федерации.
В ходе судебного заседания Хачатрян Ю.А. уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие ООФМС РФ по РТ в г. Кызыле, выразившееся в не рассмотрении и не принятии решения о его приеме в гражданство Российской Федерации и обязать ООФМС РФ по РТ в г. Кызыле устранить допущенное нарушение его прав.
В судебное заседание заявитель Хачатрян Ю.А. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя.
Представитель заявителя Михайлик В.Г., действующий на основании ордера заявление поддержал, указав, что законодательство Российской Федерации ставит право иностранного гражданина приобрести гражданство Российской Федерации в зависимость от законности проживания иностранного гражданина на ее территории и не предусматривает обязанности российских властей осуществлять проверку соблюдения Хачатряном Ю.А. армянского законодательства, которым урегулированы правоотношения, связанные с действительностью его паспорта гражданина <адрес>; считает, что к заявлению о приеме в гражданство Российской Федерации необходимо представление либо паспорта иностранного гражданина, либо его разрешения на временное проживание, представляя в ООФМС РФ по РТ в г. Кызыле вместе с со своим заявлением паспорт, Хачатрян Ю.А. фактически представлял разрешение на временное проживание в Российской Федерации, оформленное в виде оттиска штампа в паспорте; поскольку срок разрешения на временное проживание в Российской Федерации на момент подачи заявления не истек, ООФМС РФ по РТ в г. Кызыле было обязано рассмотреть заявление и принять либо решение о приеме в гражданство Российской Федерации, либо решение об отклонении заявления Хачатряна Ю.А.
Представитель заинтересованного лица Ондар Ч.Н., действующая на основании доверенности с заявлением Хачатрян Ю.А. не согласилась и пояснила, что документы Хачатрян возращены потому, что он находился на территории РФ незаконно. Срок действия паспорта гражданина <адрес> закончился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 1, ст. 14 Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица: а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства; в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.
Согласно п. 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 14.11.2002 г. № 1325, при приеме заявления к рассмотрению должностное лицо проверяет документы, предусмотренные пунктом 4 настоящего Положения, правильность оформления заявления и представляемых вместе с ним документов, их соответствие конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, а также наличие всех необходимых документов. Факт такой проверки, а также подлинность подписи заявителя или другого лица в случае, предусмотренном статьей 33 Федерального закона, заверяются подписью должностного лица на бланке заявления. Подпись должностного лица, а также фотография заявителя скрепляются гербовой печатью полномочного органа. Заявление подлежит регистрации. Регистрационный номер проставляется на бланке заявления. Заявителю выдается справка, подтверждающая прием заявления к рассмотрению и уплату государственной пошлины или консульского сбора. В справке также указываются регистрационный номер заявления и статья (часть, пункт) Федерального закона, на основании которой подано заявление.
Согласно п. 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьями 16 и 20 Федерального закона оснований для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо для отказа в выходе из гражданства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган.
Решения об отклонении заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо об отказе в выходе из гражданства Российской Федерации принимаются полномочными органами с учетом результатов проведенных проверок.
Согласно представленному паспорту № заявитель Хачатрян Ю.А. является гражданином <адрес>. Со сроком действия паспорта в зарубежных странах до ДД.ММ.ГГГГ. Дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ. Дата окончания срока действия ДД.ММ.ГГГГ
Хачатрян Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ представил в ООФМС РФ по РТ в г. Кызыле заявление о приеме в гражданство Российской Федерации и разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Заявление Хачатряна Ю.А. о приеме в гражданство Российской Федерации было подано в срок, предусмотренный ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», что подтверждается штампом ООФМС РФ по РТ в г. Кызыле с входящим номером 2/х-36 и подписью начальника отдела ООФМС РФ по РТ в г. Кызыле Ондар Ч.К., имеющимися на заявлении. В материалах дела имеется согласие от ДД.ММ.ГГГГ № Хачатрян Ю.А. об отказе от гражданства <адрес>, в связи с принятием гражданства РФ.
Согласно адресной справке из ОФМС России от ДД.ММ.ГГГГ Хачатрян Ю.А. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>.
В материалах дела имеется журнал учета регистрации писем, жалоб и заявлений граждан ОФМС России по РТ в г. Кызыле за инв. №, где заявление Хачатрян Ю.А. принято и присвоен номер № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом имеется запись, что заявление принято ошибочно.
Исходя из ответа ОФМС России по РТ в г. Кызыле от ДД.ММ.ГГГГ с исходящим номером № направленного Хачатрян Ю.А. следует, что принять заявление к рассмотрению не представилось возможным, поскольку на день подачи заявления паспорт Хачатрян Ю.А. со сроком действия на территории <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, для пребывания на территории РФ был недействительным. Срок действия паспорта в зарубежных странах, согласно записи на странице 4, истек ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем регистрация по месту временного проживания была оформлена, не на срок действия разрешения на временное проживание, то есть не на 3 года, а на срок действия паспорта в зарубежных странах. Также указывают, что заявление Хачатряна Ю.А. ошибочно принято к рассмотрению и зарегистрировано, поскольку во внимание был принят только срок действия паспорта на территории <адрес>. После того, как оказалось, что срок действия паспорта за пределами <адрес> истек и на территории РФ находится незаконно, заявление Хачатряна Ю.А. было возвращено. Также имеется отметка о получении данного письма ДД.ММ.ГГГГ представителем заявителя Михайлик В.Г.
Порядок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации предусмотрен Административным регламентом исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 19 марта 2008 г. № 64.
В соответствии с п. 17.5 данного Административного регламента должностное лицо по результатам проведенных проверок и согласований изучает обстоятельства, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, оформляет решение установленного образца (приложение № к Административному регламенту) в одном экземпляре. Решение о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке или на основании международных договоров принимается ФМС России и территориальными органами (пункт «е» статьи 30 Федерального закона). При наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального закона, оформляется решение об отклонении заявления.
Согласно п. 4 данного Административного регламента конечным результатом исполнения государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации является, в частности, уведомление заявителя о приеме в гражданство Российской Федерации или об отклонении заявления об изменении гражданства.
Таким образом, суд полагает, направленный ООФМС РФ по РТ в г. Кызыле ответ Хачатряну Ю.А. о том, что его документы были приняты ошибочно, в связи с чем они были возвращены, противоречит п. 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ и п. 17.5 данного Административного регламента, поскольку такого основания как возврат заявления, в связи с ошибочным принятием заявления, ни положение, ни регламент не содержит.
Следовательно, ООФМС РФ по РТ в г. Кызыле, следуя требованиям Административного регламента, обязано рассмотреть заявление Хачатряна Ю.А. о приеме в гражданство Российской Федерации и принять решение о приеме в гражданство Российской Федерации или об отклонении его заявления.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации" рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Довод ООФМС РФ по РТ в г. Кызыле о невозможности в настоящее время рассмотреть заявление Хачатряна Ю.А. по существу, поскольку отсутствует пакет документов, поданных для получения гражданства, является также несостоятельным. Доказательств того, что заявление Хачатрян Ю.А, о приеме в гражданство Российской Федерации и приложения к нему возвращены Хачатрян Ю.А., в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, заявление Хачатряна Ю.П. об оспаривании бездействия Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Тыва, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198, 199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление гражданина <данные изъяты> Хачатрян Ю.А. об оспаривании бездействия Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Тыва удовлетворить.
Обязать Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Тыва, рассмотреть заявление Хачатрян Ю.А., и вынести решение согласно регламенту.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2011 года.
Судья Л.К. Шулуу