Дело№ 2-302/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2011 года г.Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе судьи Сватиковой Л.Т., при секретаре Кара-Сал А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Донгак Б-К.С., Салчака Ш.Ч., Нурсата К.Х., Нурсат Ч.М., действующей также в интересах несовершеннолетней С., Д. об оспаривании в части постановлений Председателя Администрации города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков ветхого и аварийного жилищного фонда и создании комиссии по их обследованию» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении акта обследования технического состояния ветхого и аварийного жилищного фонда»,
с участием заявителей Салчака Ш.Ч., Нурсат Ч.М., представителя заинтересованного лица Мэрии г. Кызыла Жибинова С.Н.,
у с т а н о в и л :
Заявители обратились в суд с заявлением о признании незаконными: действий Муниципальной межведомственной комиссии по принятию заключения «О признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания» от ДД.ММ.ГГГГ № и Акта от ДД.ММ.ГГГГ № обследования помещения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в части многоквартирного дома по адресу: <адрес>; постановлений Председателя Администрации города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков ветхого и аварийного жилищного фонда и создании комиссии по их обследованию» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении акта обследования технического состояния ветхого и аварийного жилищного фонда» в части признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома по адресу: <адрес>; постановления Мэра г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № «О повторном подтверждении акта обследования технического состояния ветхого и аварийного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Постановлением Администрации города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ №» в части признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома по адресу: <адрес>, а также обязать Мэрию г. Кызыла отменить: Постановление Мэра г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № «О повторном подтверждении акта обследования технического состояния ветхого и аварийного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Постановлением администрации города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ №» в части признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома по адресу: <адрес>, и последующие Постановления Мэрии г. Кызыл связанные с заключением муниципальной межведомственной комиссии мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № в части признания аварийным и подлежащим сносу дома по адресу: <адрес>.
В обоснование заявления указано на то, что заявители являются собственниками квартир жилого дома <адрес>. Оспариваемыми решениями и постановлениями их многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Однако указанные решения приняты с нарушением установленного законодательством порядка. Собственники дома не подавали заявления о признании дома аварийным. Непосредственное обследование жилого дома комиссия не производила. Считают, что оспариваемые постановления в части признания их дома аварийным и подлежащим сносу нарушают их права решать судьбу дома по воле собственников жилых помещений в данном доме.
В ходе судебного рассмотрения дела в связи с отменой Мэрий г. Кызыла постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № своего постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О повторном подтверждении акта обследования технического состояния ветхого и аварийного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Постановлением администрации города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ №», заявители уточнили свои требования и просили: признать незаконными Постановление Председателя Администрации города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков ветхого и аварийного жилищного фонда и создании комиссии по их обследованию» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении акта обследования технического состояния ветхого и аварийного жилищного фонда» в части их указания дома <адрес> в списке непригодного (аварийного) состояния и обязать Мэрию г. Кызыла отменить данные постановления, а также взыскать в счет компенсации морального вреда по 200000 рублей каждому.
В части требований компенсации морального вреда заявление оставлено без рассмотрения и разъяснено право разрешить спор в порядке искового производства.
В судебном заседании заявители Салчак Ш.Ч. и Нурсат Ч.М. уточненное заявление полностью поддержали. Остальные заявители просили о рассмотрении дела без их участия.
Представитель Мэрии г. Кызыла Жибинов С.Н. с заявлением не согласился, в письменном возражении указал, что в период обследования дома <адрес> и составления акта обследования технического состояния ветхого и аварийного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, а также принятия постановления от ДД.ММ.ГГГГ № действовало Положение об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания», утв. приказом Минкоммунхоза РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, и заявителями не приведено ни одного обстоятельства действовавшего в тот период правового акта. Постановлением Администрации г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № в целях реализации п. 3.2. Положения т ДД.ММ.ГГГГ № создана междуведомственная комиссия по обследованию и ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда, которая по результатам обследования составила акт технического состояния ветхого и аварийного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, заявителями пропущен установленный законом срок для оспаривания указанных постановлений.
Выслушав участвующих лиц, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Председателя Администрации города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков ветхого и аварийного жилищного фонда и создании комиссии по их обследованию» была создана комиссия по обследованию ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда, и утверждены списки ветхого жилищного фонда, имеющего износ от 61% до 75 % и аварийного жилого фонда, имеющего износ 75% и более. Председателю комиссии предписывалось определить перечень подлежащих обследованию жилых зданий и порядок работы комиссии и составить график обследования жилых зданий. В частности, в списке непригодного (аварийного) состояния жилых домов указан дом <адрес>, имеющего износ 211,2%.
Постановлением Председателя Администрации города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении акта обследования технического состояния ветхого и аварийного жилищного фонда» был утвержден акт обследования технического состояния ветхого и аварийного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ. К данному акту приложен тот же самый список, что и к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ №.
Поскольку оспариваются в данном случае постановления Председателя Администрации города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, то применению подлежат нормы законодательства, действовавшего на тот период.
Так, согласно статье 8 ЖК РСФСР периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Приказом министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529 было утверждено Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания. Это Положение не применяется после принятия Госстроем России Постановления от 20 февраля 2004 г. N 10, которым были утверждены новые Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных, однако действовало на момент принятия оспариваемых актов.
Разделом 2 данного Положения (основания признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания) предусмотрено, что жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований (п.2.1); К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: - каменные дома с физическим износом свыше 70%;
- деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65% 9 (п.2.2); Вопрос о непригодности для постоянного проживания жилого дома, в котором часть жилых помещений является непригодной для постоянного проживания, следует решать в индивидуальном порядке, с учетом конкретных обстоятельств (размер и характер полноценной и неполноценной площади, физический износ конструкций и дома в целом, размер затрат на модернизацию здания, возможность обеспечения нормальных условий проживания для неотселенных жителей и т.п.) (п.2.5).
Согласно разделу 3 предварительные списки непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений составляются:
при периодическом обследовании состояния жилых домов в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, - специализированной проектной организацией системы жилищно-коммунального хозяйства;
при плановых сплошных обходах домового фонда - местным бюро технической инвентаризации;
при плановых осмотрах жилого дома - жилищно-эксплуатационной организацией.
Предварительные списки (Приложение 3) направляются жилищно-эксплуатационной организации, предприятию, на балансе которых находится дом (в дальнейшем - владелец дома) (п.3.1); Подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания производится междуведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов в составе заместителя председателя исполкома (председатель комиссии), представителей жилищно-эксплуатационных организаций исполкома, районного или городского архитектора, бюро технической инвентаризации, санитарного надзора, управления пожарного надзора. При необходимости в состав комиссии могут быть введены технические эксперты (п.3.2). Междуведомственная комиссия осуществляет свою работу на основании заявления владельца дома, направленного в исполнительный комитет Совета народных депутатов, с указанием причин, по которым он считает необходимым созыв комиссии; по указанию вышестоящих организаций, а также в случае аварийной ситуации и по представлениям органов санитарного надзора, государственного пожарного надзора, по запросу суда и прокуратуры, заявлениям граждан. Для рассмотрения на комиссии вопроса о непригодности жилого дома или жилого помещения для постоянного проживания кроме заявления владелец дома по запросу комиссии обязан представить: технический паспорт дома, подготовленный бюро технической инвентаризации (по данным на день обращения в комиссию) с указанием износа основных конструктивных элементов и дома в целом, либо отдельного помещения, о котором возбуждается ходатайство; соответствующие планы и разрезы помещений, подготовленные бюро технической инвентаризации; акты общего осмотра зданий (помещения) за последние 3 года с указанием ремонтных работ и объемов, выполненных за этот период; заключение санитарно-эпидемиологической станции; заключение государственного пожарного надзора; заявление, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания; техническое заключение о целесообразности и стоимости ремонтных работ, перепланировки, переустройства, подготовленное проектной организацией жилищно-гражданского профиля (п.3.3); Комиссия обязана уточнить величину физического износа жилых зданий и их элементов на основании соответствующего нормативного документа, наличие дефектов планировки и благоустройства, других условий, дающих основание признавать жилые дома и жилые помещения непригодными для постоянного проживания, а также относить их к следующим группам по качественным признакам: пригодные для постоянного проживания; непригодные для постоянного проживания на момент обследования, которые могут быть приведены в пригодное для постоянного проживания состояние при капитальном ремонте, модернизации или реконструкции, что подтверждается технико-экономическими обоснованиями; непригодные, дефекты которых не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно. В результате работы комиссии оформляется акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания (Приложение 4). Члены комиссии, не согласные с решением, оформляют особое мнение, которое прикладывается к акту (п.3.4); Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке. В случае необходимости немедленного расселения граждан из-за аварийной ситуации или обнаружения факторов, особо опасных для здоровья людей, расселение необходимо оформлять в день получения акта комиссии или протокола обследования строительных конструкций (п.3.5). Копия решения о признании жилого дома (помещения) непригодным для постоянного проживания направляется владельцу дома. Нанимателю жилого помещения выдается справка установленного образца (Приложение 5).
Таким образом, для решения вопроса об отнесении жилого дома к пригодным или непригодным для постоянного проживания помещениям были предусмотрены определенные требования, в частности, необходимость решения вопроса о непригодности для постоянного проживания жилого дома, в индивидуальном порядке, с учетом конкретных обстоятельств (размер и характер полноценной и неполноценной площади, физический износ конструкций и дома в целом, размер затрат на модернизацию здания, возможность обеспечения нормальных условий проживания для неотселенных жителей и т.п.).
Между тем, как видно из акта обследования технического состояния ветхого и аварийного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия сочла не целесообразным оформление актов обследования на каждый объект.
Допрошенная в качестве свидетеля член комиссии по обследованию ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда Г., заместитель министра строительства и модернизации коммунального хозяйства РТ, показала, что визуального осмотра жилых домов комиссия в 2001 году не проводила, решение принималось только на основании списка и технических паспортов жилых домов.
Также допрошенная в качестве свидетеля член указанной комиссии Б., главный архитектор РТ, показала, что работала в тот период главным архитектором г. Кызыла, все жилые дома она осматривала. Ветхость домов определялась по году постройки и техническому паспорту. Обследование домов необходимо проводить каждые пять лет, так как могут быть как ухудшение, так и улучшение состояния в связи с проведенным капитальным ремонтом дома.
Из представленного технического паспорта указанного жилого дома, составленного на ДД.ММ.ГГГГ, видно, что данный дом является четырехквартирным, износ дома -60%, износ пристройки -75%, износ водоколонки -30%.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" от 04.12.2000 N 921 государственный технический учет и техническую инвентаризацию проводят специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро), уполномоченные на осуществление этой деятельности органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности. В соответствии с п.9 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921, техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.
В силу п. 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301, в целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют, в частности, техническую инвентаризацию жилищного фонда.
Таким образом, Мэрией г. Кызыла не представлено каких-либо доказательств обоснованности включения спорного дома в 2001 году в список непригодного (аварийного) жилого помещения, как имеющего износ 211, 2%, так как установлено, что в нарушение действовавшего на тот период Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания осмотр данного дома всеми членами комиссии не проводился, отдельный акт на данный дом не составлялся, и суду не представлено ни одного документа (в частности, технического паспорта), в котором было бы действительно указано об износе данного дома в 211,2%.
Так как заявители Донгак Б.-К.С., Нурсат К.Х., С., Д. являются собственниками квартир в указанном жилом доме, а Салчак Ш.Ч. и Нурсат Ч.М. – члены семей собственников, что подтверждено представленными документами (договоры купли-продажи, свидетельства о государственной регистрации права собственности), то решение вопроса об отнесении их жилого дома к непригодному для проживания напрямую затрагивает их законные права и охраняемые законом интересы.
При данных обстоятельствах, когда установлено, что спариваемые постановления в части включения спорного дома в список непригодного для проживания жилья приняты с нарушением действовавшего на тот период порядка, при этом нарушают права заявителей, то заявление подлежит удовлетворению.
Довод представителя Мэрии г. Кызыла о пропуске заявителями трехмесячного срока обращения в суд в данном случае следует счесть не состоятельным, поскольку доказательств направления всем заявителям копии решения о признании жилого дома (помещения) непригодным для постоянного проживания суду не представлено, сами заявители настаивали, что узнали о данных постановлениях только в результате оспаривания отмененного Мэрией постановления от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Заявление Донгак Б-К.С., Салчака Ш.Ч., Нурсата К.Х., Нурсат Ч.М., действующей также в интересах несовершеннолетней С., Д. об оспаривании в части постановлений Председателя Администрации города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков ветхого и аварийного жилищного фонда и создании комиссии по их обследованию» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении акта обследования технического состояния ветхого и аварийного жилищного фонда» удовлетворить.
Признать незаконными постановления Председателя Администрации города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков ветхого и аварийного жилищного фонда и создании комиссии по их обследованию» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении акта обследования технического состояния ветхого и аварийного жилищного фонда» в части их указания дома <адрес> в списке непригодного (аварийного) состояния.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2011 года.
Судья Л.Т. Сватикова