Об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов



Дело № 2-646/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2011 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего Ондар В. С., при секретаре Хертек А.А., с участием старшего помощника прокурора г. Кызыла Цыганок М.А., представителей ответчиков Мэрии г.Кызыла Хертека С.С., Министерства здравоохранении и социального развития РТ Алдын-оол Р.А., ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер» Узума А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии г.Кызыла, Министерству здравоохранения и социального развития, ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер» Министерству земельных и имущественных отношений, Управлению капитального строительства Правительства Республики Тыва о ликвидации строительного мусора и отходов жизнедеятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Кызыла Республики Тыва, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Мэрии г.Кызыла, о ликвидации отходов жизнедеятельности и строительного мусора, об обязании организовать утилизацию и переработку отходов жизнедеятельности и строительного мусора на земельном участке по адресу: <адрес>, указывая на то, что в ходе проверки исполнения законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления установлено, что на территории г.Кызыла существуют крупные несанкционированные места размещения бытовых и промышленных отходов. На земельном участке бывшего легочного отделения ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер» в количестве 10 тонн обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов жизнедеятельности и строительного мусора, что является нарушением ст.12 ЗК РФ, регламентирующей, что земля РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. В результате ненадлежащего исполнения федерального законодательства, бездействия должностных лиц Мэрии г.Кызыла, выразившееся в образовании повсеместно стихийных свалок нарушаются права населения на благоприятную окружающую среду обитания, создаются препятствия к осуществлению гражданами и муниципальным образованием по использованию земли как основы жизни и осуществления хозяйственной и иной деятельности, происходит загрязнение окружающей среды, что влияет на состояние здоровья граждан. Согласно ст.5 Решения Хурала представителей г.Кызыла от 05 мая 2005 года №50 «О принятии Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» городская черта г.Кызыла - определяет территорию, в пределах с учетом исторических и местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления г.Кызыла, а также органов государственной власти Республики Тыва в порядке определенным законом Республики Тыва. Мэрия г.Кызыла обязана принять действенные меры к ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых отходов с территории города к месту складирования отходов. Просит суд обязать Мэрию г.Кызыла ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов жизнедеятельности и строительного мусора на земельном участке бывшего легочного отделения ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер» по <адрес> путем вывоза на полигон твердых бытовых отходов г.Кызыла и организовать их утилизацию и переработку.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора г.Кызыла подано уточненное исковое заявление к Мэрии г. Кызыла, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Тыва, ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер», Агентству по управлению имуществом Республики Тыва, Управлению капитального строительства Правительства Республики Тыва, в котором указывает на то, что Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство здравоохранения РТ совместно с государственным лечебным учреждением «Тувинский республиканский противотуберкулезный диспансер» в связи с непригодностью дальнейшего использования здания по адресу: <адрес>, обязаны обеспечить демонтаж названного ветхого здания. Пунктом 2 данного Постановления предписывалось Агентству по управлению имуществом РТ передать земельный участок по указанному адресу Управлению капитального строительства Правительства РТ для строительства административного здания Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД. В связи с тем ответчики обязаны принять действенные меры к ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых отходов на вверенной им территории и обеспечить сбор и вывоз бытовых отходов с территории города к месту складирования отходов. Просит суд обязать Министерство здравоохранения и социального развития РТ, ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер», Агентство по управлению имуществом РТ, Управление капитального строительства Правительства РТ ликвидировать строительный мусор на земельном участке бывшего легочного отделения ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер» по <адрес>, путем вывоза на полигон твердых бытовых отходов; обязать Мэрию г.Кызыла ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов жизнедеятельности и строительного мусора на земельном участке бывшего легочного отделения ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер» по <адрес>, путем вывоза на полигон твердых бытовых отходов и организовать их утилизацию и переработку.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу ненадлежащий ответчик - Агентство по управлению имуществом Республики Тыва заменен на надлежащего ответчика - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора г.Кызыла Цыганок М.А., действующая по доверенности, исковые требования поддержала полностью по изложенным в нем основаниям, дополнив требованием об установлении срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - Мэрии г.Кызыла- Хертек С.С., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями истца не согласился, пояснив суду, что указанный земельный участок не является муниципальной собственностью, следовательно, они не обязаны ликвидировать несанкционированную свалку, а обязано Министерство земельных и имущественных отношений РТ, так как оно является уполномоченным органом власти Республики Тыва и в отношении него по поводу свалки на указанном земельном участке выносилось постановление о назначении административного наказания. Утилизация отходов - это обязанность Министерства земельных и имущественных отношений РТ. Просит суд возложить обязанность по ликвидации свалки на Министерство земельных и имущественных отношений РТ и Министерство здравоохранения и социального развития РТ.

Представитель ответчика - Министерства здравоохранении и социального развития Республики Тыва - Алдын-оол Р.А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с иском не согласилась, поддержав пояснения представителя Мэрии г.Кызыла.

Представитель ответчика - ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер» Узум А.А., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с иском не согласился, пояснив суду, что ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение о прекращении права за тубдиспансером. Здание было ликвидировано работниками тубдиспансера, мусор не вывезли, так как не имеют специальной техники. Просит суд возложить обязанность по ликвидации свалки на Министерство земельных и имущественных отношений РТ, так как оно является собственником земельного участка.

Представители ответчиков - Управления капитального строительства Правительства РТ, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва - в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания, поскольку ходатайств об отложении им не заявлено, суд полагает возможным рассмотреть дело без их участия в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п.18 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 03 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ст.8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст.51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Как видно из Акта проверки на предмет выявления несанкционированных местах (свалках) отходов производства и потребления на территории г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования выявлено несанкционированное место (свалка) отходов производства и потребления на земельном участке бывшего легочного отделения ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер», находящегося по адресу: <адрес>, в количестве 10 тонн, дата образования- ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Республики Тыва вынесено постановление № о демонтаже здания по <адрес>, находящегося балансе государственного лечебного учреждения «Тувинский республиканский противотуберкулезный диспансер» и использовавшегося в качестве стационарного лечебного отделения, в связи с непригодностью дальнейшего использования здания, также постановлено Министерству здравоохранения РТ с государственным лечебным учреждением «Тувинский республиканский противотуберкулезный диспансер» обеспечить демонтаж ветхого здания, а Агентству по управлению имуществом Республики Тыва передан земельный участок для строительства административного здания Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД, контроль за исполнением постановления возложена на управление по вопросам социального развития Аппарата Правительства Республики Тыва.

Из свидетельства №, выданного Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит Республиканскому туберкулезному диспансеру (легочное отделение) на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем также указано в кадастровом паспорте указанного земельного участка.

Вместе с тем из распоряжения № заместителя министра Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право бессрочного (постоянного) пользования Республиканского туберкулезного диспансера на данный земельный участок прекращено с момента подписания распоряжения.

Во исполнением указанного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ за № главным врачом ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер» в Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла отправлено письмо об отказе от права постоянного (бессрочного пользования) земельным участком общей площадью 2607 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Ответчиком также представлены: письмо Министерства земельных и имущественных отношений РТ № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное министру здравоохранения Республики Тыва, из которого следует, что Министерство ставит в известность о том, что земельный участок по адресу: <адрес>, куда претендует «СПИД Центр» предоставляется К. в аренду; письмо Министерства земельных и имущественных отношений РТ № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное главному врачу ГУЗ «Противотуберкулезный диспансер», в котором Министерством предлагается обратиться в Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования; письмо ГОУ РТ « Управление капитального строительства» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное министру здравоохранения РТ, в котором Управление просит подготовить официальный отказ от земельного участка ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер», расположенного по адресу: <адрес>; письмо главного врача ГРУЗ «Противотуберкулезного диспансера» № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное главному специалисту отдела надзора и контроля УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва, из которого следует, что земельный участок по адресу: <адрес>, на балансе ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер» не числится.

Из ответа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда видно, что до настоящего времени ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер» не было информировано о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, и указано, что Министерством будет отправлено информационное письмо в ФГУ «Земельная кадастровая палат по Республике Тыва» о прекращении права на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

Из ответа Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Министерством земельных и имущественных отношений согласно распоряжению № « О проведении открытого аукциона по продаже земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: <адрес>, был выставлен на аукцион.

Конституционным законом РТ «О внесении изменений в ст.5 и 8.1 Конституционного закона РТ «О земле» № от ДД.ММ.ГГГГ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Из выше исследованных судом доказательств следует, что право постоянного (бессрочного) пользования ответчика ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер» на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, прекращено ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения № Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, во владение Мэрии г.Кызыла не передавалось, распоряжение данным земельным участком между Мэрией г.Кызыла и Правительством Республики Тыва не разграничено, следовательно, в силу ст.5 и 8.1 Конституционного закона РТ «О земле» функция по распоряжению данным земельным участком возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, которое в соответствии с п.1 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №, является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений. Тем более, в настоящее время именно Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва данный земельный участок выставлен на аукцион для продажи.

Таким образом, земельный участок является собственностью Республики Тыва, правом распоряжения которым обладает Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, и он является надлежащим ответчиком по делу, а не Мэрия г.Кызыла, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва, ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер», а также Управление капитального строительства Правительства Республики Тыва.

В соответствии со ст.6 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.37 Федерального закона от 30 декабря 2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (ч.1). Безопасность технических решений по сносу (демонтажу) здания или сооружения с использованием взрывов, сжигания или иных опасных методов должна быть обоснована одним из способов, указанных в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона (ч.2).

Статья 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» предусматривает обязанность органов местного самоуправления регулярно очищать от отходов территорию муниципальных образований в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с п.2.2.15 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Кызыла, утвержденного решением Кызылского городского Хурала представителей от ДД.ММ.ГГГГ №, за уборку и содержание территорий организаций и иных хозяйствующих субъектов, прилегающей к ним зоны (от границ участков, ограждений, зданий), подъездов к ним - на хозяйствующих субъектов, в собственности, владении, аренде или на балансе которых находятся строения, расположенные на указанных территориях.

Постановлением о назначении административного наказания № административной комиссии городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва в порядке ст.3.4 Закона Республики Тыва «Кодекс Республики Тыва об административных правонарушениях» объявлено предупреждение о недопустимости нарушения правил обеспечения чистоты на территории г.Кызыла по факту складирования на прилегающей территории земельного участка по <адрес>, мусора различного происхождения.

В соответствии с изложенными выше нормами Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, в чьем распоряжении находится земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, обязан принять меры к ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых отходов на данном земельном участке, обеспечить сбор и вывоз бытовых отходов с территории города к месту складирования отходов жизнедеятельности, следовательно, исковые требования прокурора в этой части подлежать удовлетворению, а в части требований, предъявленных к Мэрии г.Кызыла, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Тыва, ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер», Управлению капитального строительства Правительства Республики Тыва, следует отказать, так как они являются ненадлежащими ответчиками по делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г.Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии г.Кызыла, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Тыва, ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер», Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Управлению капитального строительства Правительства Республики Тыва о ликвидации строительного мусора и отходов жизнедеятельности, удовлетворить частично.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва ликвидировать несанкционированную свалку строительного мусора и бытовых отходов жизнедеятельности на земельном участке по адресу: <адрес>, путем вывоза на полигон твердых бытовых отходов г. Кызыла.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва организовать утилизацию и переработку строительного мусора и бытовых отходов жизнедеятельности на земельном участке по адресу: <адрес>.

В остальной части исковые требования прокурора г.Кызыла к Мэрии г.Кызыла, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Тыва, ГРУЗ «Противотуберкулезный диспансер», Управлению капитального строительства Правительства Республики Тыва оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, которое изготовлено 03 мая 2011 года (без учета выходных дней 30 апреля, 01 и 02 мая 2011 года).

Судья В. С. Ондар