Дело №2-1538/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2011 года г.Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сватиковой Л.Т., при секретаре Балчый-оол М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии города Кызыла о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора г.Кызыла Цыганок М.А., представителя ответчика Фалалеевой Е.А., представителя третьего лица Главного управления МЧС России по РТ Ушакова Е.Ю.,
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Кызыла обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии города Кызыла о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование заявления указано на то, что прокуратурой была проведена проверка готовности органов местного самоуправления к осуществлению противопожарных мероприятий и установлено, что в нарушение требований закона: не обеспечены переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения дачные общества с количеством усадеб не более 300 и прицепными пожарными мотопомпами с количеством усадеб от 300 до 1000. Не осуществляется постоянный контроль за содержанием в исправном состоянии мотопомп; не отремонтированы неисправные пожарные гидранты и пожарные водоемы в г. Кызыле; на территории г. Кызыла (в дачных обществах) не предусмотрены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
Кроме этого в здании Мэрии г. Кызыла не выполнен монтаж пожарной сигнализации, не выполнен монтаж системы оповещения людей о пожаре, не произведен ремонт и ревизия электросетей (не защищенные электропровода не демонтированы), не произведен замер сопротивления изоляции осветительных и силовых сетей, не выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли, не убрана горючая облицовка стен в тамбуре центрального входа, не восстановлены двери в проемах (лестничная клетка первого этажа), не убраны с оконных проемов первого и второго этажа глухие металлически решетки, двери лестничных клеток не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнения их в притворах, не убран установленный в коридоре первого этажа турникет, что указано в предписании органа государственного пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ №. Также не выполнен монтаж пожарной сигнализации. Прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений Федерального законодательства Мэру г.Кызыла ДД.ММ.ГГГГ, однако выявленные нарушения не устранены, меры по устранению нарушений пожарной безопасности не приняты. Просит понудить ответчика принять меры по устранению законодательства о пожарной безопасности и произвести следующие мероприятия: обеспечить переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения дачные общества с количеством усадеб не более 300 и прицепными пожарными мотопомпами с количеством усадеб от 300 до 1000; отремонтировать неисправные пожарные гидранты и пожарные водоемы в г. Кызыле; на территории г. Кызыла (в дачных обществах) установить предусмотренные средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; в здании Мэрии г. Кызыла выполнить монтаж пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, произвести ремонт и ревизию электросетей (не защищенные электропровода не демонтированы), произвести замер сопротивления изоляции осветительных и силовых сетей, выполнить огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли, снести горючую облицовку стен в тамбуре центрального входа, восстановить двери в проемах (лестничная клетка первого этажа), демонтировать с оконных проемов первого и второго этажа глухие металлически решетки, двери лестничных клеток оборудовать приспособлениями для самозакрывания и уплотнения их в притворах, демонтировать установленный в коридоре первого этажа турникет.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора г. Кызыла Цыганок М.А. уточнила исковые требования и просила обязать Мэрию г.Кызыла в срок до 2-х месяцев произвести в здании Мэрии г. Кызыла: ремонт и ревизию электросетей, замер сопротивления изоляции осветительных и силовых сетей, убрать горючую облицовку стен в тамбуре центрального входа, восстановить двери в проемах, двери лестничных клеток оборудовать приспособлениями для самозакрывания и уплотнения их в притворах; убрать установленный в коридоре первого этажа турникет. От требований: выполнить в здании Мэрии г.Кызыла монтаж пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, выполнения огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли, демонтажа с оконных проемов 1 и 2 этажей глухих металлических решеток отказалась в связи с добровольным исполнением требований ответчиком. Также отказалась от требований: обеспечить переносными пожарными помпами для целей пожаротушения дачные общества, отремонтировать неисправные пожарные гидранты и пожарные водоемы г.Кызыла- в связи с намерением обращения в суд с уточненными требованиями к другим ответчикам.
Представитель ответчика Мэрии города Кызыла Фалалеева Е.А. с уточненным иском согласилась, пояснив при этом, что в здании Мэрии г. Кызыла на данный момент выполнен монтаж системы оповещения людей о пожаре, производится ремонт и ревизия электросетей, выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли, с оконных проемов первого и второго этажа убраны металлические решетки. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № между Мэрией г. Кызыла и ООО <данные изъяты> на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре. Для выполнения всех оставшихся требований необходимо время не менее четырех месяцев, так как часть работ может быть произведена в летнее время.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по РТ Ушаков Е.Ю. пояснил, что с иском прокурора согласен, на сегодняшний день нарушения устранены не в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В части отказа от требований прокурора производство по делу прекращено.
Согласно ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 (далее –Федеральный закон №69-ФЗ) требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под мерами пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст.3 Федерального закона №69-ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.20 вышеназванного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Статьей 37 данного Федерального закона предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. №313.
Согласно п.1 ППБ 01-03 правила пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно п.4 ППБ 01-03 руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Противопожарные системы и установки помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии согласно с п. 2 вышеуказанных правил.
Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Мэру города Кызыла исполняющим обязанности прокурора г.Кызыла Сендашом Ш.Н. вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано на то, что прокуратурой города Кызыла проведена проверка готовности муниципальных властей к осуществлению противопожарных мероприятий. В ходе проверки деятельности Мэрии г. Кызыла по использованию предоставленных законодательством полномочий установлено, что в нарушение ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: в здании Мэрии г. Кызыла не выполнен монтаж пожарной сигнализации, не выполнен монтаж системы оповещения людей о пожаре, не произведен ремонт и ревизия электросетей (не защищенные электропровода не демонтированы), не произведен замер сопротивления изоляции осветительных и силовых сетей, не выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли, не убрана горючая облицовка стен в тамбуре центрального входа, не восстановлены двери в проемах (лестничная клетка первого этажа), не убраны с оконных проемов первого и второго этажа глухие металлически решетки, двери лестничных клеток не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнения их в притворах, не убран установленный в коридоре первого этажа турникет, что указано в предписании органа государственного пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ №. Также не выполнен монтаж пожарной сигнализации.
В результате нарушения Федерального закона «О пожарной безопасности» нарушаются конституционные права граждан на охрану здоровья и жизни (ст. 41 Конституции Российской Федерации). Нарушения ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ, а также п.п. 4, 34 Правил пожарной безопасности, утвержденные безопасности 01-03, утвержденные приказом МЧС от 18.06.2003 г № 313 и непринятие мер может привести при возникновении пожара к гибели людей. Указано о необходимости принятия действенных мер по устранению выявленных нарушений о пожарной безопасности в целях соблюдения прав граждан на охрану здоровья и жизни: рассмотреть представление и принять меры по устранению нарушений, их причин и условий, им способствующих и недопущению их впредь; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, по вине которых допущены указанные нарушения федерального законодательства.
В соответствии с п. 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
Пунктом 2.1.21 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР от 19.12.1977 N Э-13/77 установлено, что соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке.
Согласно таблице 37 приложения 3.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 (далее- ПТЭЭБ) минимально допустимое значение сопротивления изоляции элементов электрических сетей напряжением до 1000 В, измерения электропроводки, в том числе осветительные сети с напряжением мегаометра в 1000 и сопротивлением изоляции не менее 0,5 в особо опасных помещениях и наружных установках производится 1 раз в год. В остальных случаях измерения производятся 1 раз в 3 года. При измерениях в силовых цепях должны быть приняты меры для предотвращения повреждения устройств, в особенности в микроэлектронных и полупроводниковых приборах. В осветительных сетях должны быть вывинчены лампы, штепсельные розетки и выключатели присоединены.
Согласно п.36 ППБ 01-03 нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.
Согласно п.1.8 Строительных норм и правил 2.01.02-85. Противопожарные нормы, утв. Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 N 232 (далее СНиП 2.01.02-85) в зданиях всех степеней огнестойкости кровлю, стропила и обрешетку чердачных покрытий, полы, двери, ворота, переплеты окон и фонарей, а также отделку (в том числе облицовку) стен и потолков независимо от нормируемых пределов распространения огня по ним допускается выполнять из горючих материалов. При этом стропила и обрешетку чердачных покрытий (кроме зданий V степени огнестойкости) следует подвергать огнезащитной обработке. Качество огнезащитной обработки должно быть таким, чтобы потеря массы огнезащищенной древесины при испытании по СТ СЭВ 4686-84 не превышала 25%.
Вместе с тем постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7 "О принятии государственных строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" в связи с принятием и введением в действие с 1 января 1998 года государственных строительных норм и правил СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", разработанных ЦНИИСК им. Кучеренко ГНЦ "Строительство" и "Центром противопожарных исследований и тепловой защиты в строительстве ЦНИИСК" и внесенные Управлением технормирования Минстроя России с 1 января 1998 года на территории Российской Федерации СНиП 2.01.02-85х "Противопожарные нормы" признаны утратившими силу. Однако установлено при этом, что те положения СНиП 2.01.02-85х, на которых основаны требования строительных норм и правил по проектированию зданий и сооружений различного назначения и инженерных систем, продолжают действовать до пересмотра строительных норм на эти здания и сооружения. Поэтому в данном случае требования Строительных норм и правил 2.01.02-85. Противопожарные нормы- подлежат применению.
В общих положениях Обеспечения безопасности людей п.6 СНиП 21-01-97 указано на то, что не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.; помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.; в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать в соответствии с требованиями 6.20, г; помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.; помещения класса Ф5 категорий А и Б с численностью работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В - более 25 чел. или площадью более 1000 м2; открытые этажерки и площадки в помещениях класса Ф5, предназначенные для обслуживания оборудования, при площади пола яруса более 100 м2 - для помещений категорий А и Б и более 400 м2 - для помещений других категорий. Помещения класса Ф1.3 (квартиры), расположенные на двух этажах (уровнях), при высоте расположения верхнего этажа более 18 м должны иметь эвакуационные выходы с каждого этажа (п.6.12*). Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса: Ф1.1; Ф1.2; Ф2.1; Ф2.2; Ф3; Ф4; Ф1.3 при общей площади квартир на этаже, а для зданий секционного типа - на этаже секции - более 500 м2; при меньшей площади (при одном эвакуационном выходе с этажа) каждая квартира, расположенная на высоте более 15 м, кроме эвакуационного, должна иметь аварийный выход по 6.20; Ф5 категорий А и Б при численности работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В - 25 чел. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь подвальные и цокольные этажи при площади более 300 м2 или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек. В зданиях высотой не более 15 м допускается предусматривать один эвакуационный выход с этажа (или с части этажа, отделенной от других частей этажа противопожарными преградами) класса функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф3, Ф4.3 площадью не более 300 м2 с численностью не более 20 человек и при оборудовании выхода в лестничную клетку дверями 2-го типа (6.13*).
В соответствии с пунктом 6.18 СНиП 21-01-97 лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах. В лестничных клетках допускается не предусматривать приспособления для самозакрывания и уплотнение в притворах для дверей, ведущих в квартиры, а также для дверей, ведущих непосредственно наружу. Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.
Из указанных положений следует, что приспособления для самозакрывания и уплотнение в притворах для дверей могут не устанавливаться для дверей, ведущих в квартиры, а также для дверей, ведущих непосредственно наружу. По смыслу указанных положений, в остальных случаях приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах для дверей обязательны.
Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам предусмотрены ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которой эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения (ч.1). К эвакуационным выходам из зданий, сооружений и строений относятся выходы, которые ведут через коридор (п.б ч.3). В проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей (ч.7).
Из сообщения заместителя Мэра г.Кызыла М. на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № года следует, что представление за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, об устранении нарушений Федерального закона «О пожарной безопасности» «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», рассмотрено. В целях выполнения требований Мэрией города Кызыла проводились и проводятся меры по пожарной безопасности. Так, приняты протокольные решения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, направленные на обеспечение противопожарных мероприятий.
Из сообщения первого заместителя Мэра г.Кызыла по жизнеобеспечению Н. от ДД.ММ.ГГГГ № на требование прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № по вопросу обеспечения первичных мер пожарной безопасности, следует, что еженедельно в регламент проведения Штаба г. Кызыла с руководителями предприятий топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы включаются вопросы, относящиеся к мероприятиям по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, по результатам обсуждения которых ответственные лица за пожарную безопасность проводят на вверенных объектах инструктажи, в том числе с раздачей соответствующих памяток. Проведение практических занятий с населением по соблюдению мер пожарной безопасности в настоящее время затруднено по причине отсутствия в Мэрии г. Кызыла специалистов соответствующего направления. Дополнительно сообщается, что в связи с неполнотой представленной информации от садоводческих обществ, планируется провести повторное совещание ДД.ММ.ГГГГ
Первый заместитель Мэра г. Кызыла Н. письмом от ДД.ММ.ГГГГ № просил прокурора г. Кызыла продлить срок исполнения требования прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №, и ДД.ММ.ГГГГ прокурору г.Кызыла направлено протокольное решение рабочего совещания от ДД.ММ.ГГГГ№ по вопросу пожарной безопасности, в части создания добровольных дружин, приобретения мотопомп и приобретения средств звуковой сигнализации.
Из договора от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между ООО <данные изъяты> (исполнитель) и Мэрией города Кызыла (заказчик) следует, что Заказчик поручает Исполнителю огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачного перекрытия -Мэрии города Кызыла по <адрес> 2080 кв.м. на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Из заключения главного государственного инспектора г.Кызыла по пожарному надзору Ушакова Е.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в период с 14 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 14 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ гола проведено обследование документов объекта заявителя Мэрии г.Кызыла, расположенного по адресу: <адрес>. Вывод по результатам обследования: объект защиты не соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности.
Их пояснений участвующих в деле лиц, в частности, главного государственного инспектора г.Кызыла по пожарному надзору Ушакова Е.Ю. на день рассмотрения дела установлено, что указанные нарушения требований пожарной безопасности Мэрией устранены частично, и в части устраненных нарушений прокурор требования снял, а в остальной части прокурор правомерно требует обязать ответчика устранить указанные нарушения, так как в противном случае сохраняется реальная угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, работающих в здании Мэрии города Кызыла и иных лиц, посещающих учреждение.
Таким образом, требование прокурора об устранении указанных нарушений обоснованно и подлежит удовлетворению, а именно: следует обязать ответчика произвести ремонт и ревизию электросетей; произвести замер сопротивления изоляции осветительных и силовых сетей; убрать горючую облицовку стен в тамбуре центрального входа; восстановить двери в проемах (лестничная клетка первого этажа); оборудовать двери лестничных клеток приспособлениями для самозакрывания и уплотнения их в притворах; демонтировать установленный в коридоре первого этажа турникет.
Учитывая пояснения и доводы участвующих лиц, аргументы ответчика о необходимости финансовых затрат и использования теплого времени года, суд устанавливает срок для устранения указанных нарушений – четыре месяца со дня вступления решения в законную силу, полагая, что данный срок является достаточным и реальным для полного исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковое заявление прокурора г.Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии г. Кызыла о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать Мэрию города Кызыла в течение четырех месяцев после вступления решения в законную силу устранить нарушения Федерального закона «О пожарной безопасности» в здании Мэрии города Кызыла, а именно: произвести ремонт и ревизию электросетей; произвести замер сопротивления изоляции осветительных и силовых сетей; убрать горючую облицовку стен в тамбуре центрального входа; восстановить двери в проемах (лестничная клетка первого этажа); оборудовать двери лестничных клеток приспособлениями для самозакрывания и уплотнения их в притворах; демонтировать установленный в коридоре первого этажа турникет.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2011 года.
Судья Л.Т.Сватикова