РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:
судьи Железняковой С.А.,
при секретаре Шыырап М.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, неопределённого круга лиц к Оюн Д.Д., Н., В. о взыскании неосновательного обогащения,
с участием представителя истца Ажи С.А., представителя ответчиков Моломдай Д.А., представителя третьего лица Кочнева П.В.,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, неопределенного круга лиц к ответчикам с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения, указывая на то, что прокуратурой г. Кызыла была проведена проверка исполнения законодательства, направленного на реализацию Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года №675, в ходе которой выявлены нарушения федерального закона. Проверкой установлено, что Минстроем допущены нарушения указанных требований Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, повлекшие незаконное получение в 2008 году молодыми семьями социальных выплат в рамках данной подпрограммы, предназначенных другим лицам. Гражданка Оюн Д.Д., действующая от своего имени и от имени несовершеннолетних детей Н., В., с заявлением для участия в подпрограмме в Мэрию г. Кызыла не обращалась. В нарушение установленных требований федерального законодательства исполнитель подпрограммы Минстрой РТ ДД.ММ.ГГГГ заключил соглашение о сотрудничестве по реализации республиканской целевой программы в Республике Тыва на 2003-2010 годы с ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва». В соответствии с данным соглашением Минстрой РТ передал ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва» свои полномочия по формированию списков молодых семей для участия в программе, улучшающих жилищные условия с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования. Получив полномочия по формированию списков, ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва» в нарушение требований п.23 Правил определило новые списки граждан – участников подпрограммы на 2008 год по республике. Формирование списков граждан осуществлялось из числа лиц, получивших в ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва» ипотечные жилищные займы. Как показала проверка, Оюн Д.Д. и члены ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий Мэрией г. Кызыла не признавались, в списках участников подпрограммы «Жилище» не значатся. При таких обстоятельствах Оюн Д.Д. и члены её семьи не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и соответственно участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. По указанным нарушениям органов власти, муниципальных органов и должностных лиц прокуратурой республики внесены представления об устранении нарушений закона. Неосновательное обогащение Оюн Д.Д. и совершеннолетних членов её семьи состоялось в связи с нарушением порядка участия в подпрограмме как со стороны Оюн Д.Д., так и со стороны государственных органов и должностных лиц. Просит суд взыскать с Оюн Д.Д., Н., В. сумму неосновательного обогащения в федеральный бюджет в размере 211 599 рублей и в бюджет Республики Тыва в размере 286 281 рубль.
Определением Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Прокурора г. Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, неопределённого круга лиц к Оюн Д.Д., Н., В. о взыскании неосновательного обогащения привлечены в качестве третьих лиц по делу Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Республики Тыва.
В судебном заседании представитель прокурора г. Кызыла Ажи С.А., действующая на основании доверенности, иск поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков Моломдай Д.А. действующая на основании доверенности, с иском не согласилась.
Представитель третьего лица – Мэрии г. Кызыла – Кочнев П.В., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился.
Ответчик Оюн Д.Д., действующая за себя и несовершеннолетних Н., В., на судебное заседание не явилась, извещена лично по телефону о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении дела не представила, причина неявки неизвестна, поэтому суд признаёт её неявку неуважительной и рассматривает дело в её отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представители третьих лиц – Министерства строительства, жилищного и коммунального хозяйства Республики Тыва, ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва», Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Республики Тыва - на судебное заседание также не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна, поэтому суд признаёт их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 1102 ГК РФ «Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделок оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, выданному ДД.ММ.ГГГГ, ответчики получили социальную выплату в размере 427 398 рублей, из них, как установлено, за счет средств федерального бюджета 181644,15 рублей, за счет средств республиканского бюджета (субъекта федерации) 245753, 85 рублей, что подтверждается платежными поручениями, имеющимися в материалах гражданского дела.
В связи с чем, установлено, что всего ответчики получили денежные средства в размере 427398 рублей, а не 497880 рублей (211599 рублей + 286281 рубль) как указано в требованиях прокурора г. Кызыла.
Как установлено судом, субсидия была использована ответчиками на оплату купленной до договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается документами, имеющимися в материалах гражданского дела.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее - Правила), для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства соответствующие документы.
Как установлено судом, заявление Оюн Д.Д. на участие в подпрограмме было подано в Мэрию г. Кызыла ДД.ММ.ГГГГ с соответствующими документами.
Пунктом 17 вышеуказанных Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.
Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником подпрограммы принимается органом местного самоуправления по каждому поданному заявлению молодой семьи индивидуально.
Как установлено судом из заявления Оюн Д.Д. от ДД.ММ.ГГГГ и копии учётного дела проверка документов, представленных Оюн Д.Д., не проводилась, что подтверждается тем, что семья Оюн Д.Д. была включена в списки, утверждённые постановлением Мэра г Кызыла № от ДД.ММ.ГГГГ (получается, через 2 дня после подачи заявления), решения Мэрией г.Кызыла о признании молодой семьи Оюн Д.Д. участником подпрограммы принято не было.
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления муниципального образования до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2002 – 2010 годы по городскому округу «Город Кызыл Республики Тыва» на 2008 год» утвержден список молодых семей участников подпрограммы на 2008 год в количестве 100 семей. В данный список под № была внесена семья в составе: Оюн Д.Д., Н., В..
Поскольку установлено, что ответчики Оюн подали заявление только в марте 2008 года, следовательно, они не могли быть включены в списки на получение субсидий в 2008 году, так как для этого они должны были обратиться с заявлением в Мэрию г. Кызыла до ДД.ММ.ГГГГ, списки участников подпрограммы в нарушение пункта 21 Правил были сформированы Мэрией Кызыла только ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 23 Правил «Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по форме согласно приложению N 4 и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению N 3 (далее - сводный список).
Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы».
Постановлением Правительства Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении сводных списков граждан - участников подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» на 2008 год по Республике Тыва. Данным постановлением утвержден новый сводный список, где под номером № значатся Оюн Д.Д., Н., В..
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 (в ред. от 29.12.2007 г.) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а), возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б), признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в), наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.6 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является одним из обязательных условий предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы.
Согласно пункту 6 вышеуказанных Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
На основании ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1)не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2)являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В справке №, выданной ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела учета, приватизации и обмена жилья М. указано, что Оюн Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ, действительно, состоит в Мэрии г.Кызыла на очереди молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки следует, что Оюн Д.Д., якобы, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, однако, если ответчик была признана Администрацией г. Кызыла (Мэрия г Кызыла называлась Администрацией г. Кызыла на ДД.ММ.ГГГГ) нуждающейся в улучшении жилищных условий, то она должна была представить для участия в подпрограмме решение Администрации г. Кызыла о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, что прямо предусмотрено п.6 Правил («под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ»)
В суд ответчиками и Мэрией г. Кызыла тоже не было представлено документов, подтверждающих постановку семьи Оюн Д.Д. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд также не принимает вышеуказанную справку в качестве доказательства того, что ответчик Оюн Д.Д. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как, во-первых, справка, выданная руководителем структурного подразделения Мэрии г. Кызыла, не может подменять установленное п. 6 Правил решение органа местного самоуправления, во-вторых, в справке не указано основание для её выдачи, то есть дата подачи заявления ответчиком о постановке на учёт, номер и дата решения Администрации г. Кызыла (Мэрии г. Кызыла).
Таким образом, поскольку судом установлено, что органом местного самоуправления – Мэрией г. Кызыла - не принималось решение о признании семьи Оюн Д.Д. участником подпрограммы, решение органом местного самоуправления в отношении данной семьи о принятии её на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не выносилось, семья не признавалась органом местного самоуправления нуждающейся в улучшении жилищных условий, то субсидия в общей сумме 427 398 рублей получена семьёй Оюн Д.Д. незаконно, в связи с чем, имеет место неосновательное обогащение и иск прокурора о взыскании с ответчиков в солидарном порядке суммы неосновательного обогащения подлежит удовлетворению частично, с ответчиков в солидарном порядке подлежит взысканию неосновательное обогащение в размере 181644, 15 рублей в федеральный бюджет и в размере 245753, 85 рублей в доход бюджета Республики Тыва.
.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчиков в солидарном порядке подлежит взысканию государственная пошлина в размере 7 473 рубля 98 копеек в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора г. Кызыла удовлетворить частично.
Взыскать солидарно с Оюн Д.Д., Н., В. неосновательное обогащение в размере 181644, 15 рублей в федеральный бюджет и в размере 245753, 85 рублей в доход бюджета Республики Тыва.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать солидарно с Оюн Д.Д., Н., В. государственную пошлину в размере 7 473 рубля 98 копеек в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение вынесено 21 февраля 2011 года (19-20 февраля – выходные дни).
Судья С.А. Железнякова