о взыскании неосновательного обогащения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>        ДД.ММ.ГГГГ

Кызылский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Дулуш В.В., при секретаре Салачк Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> к Н., Н., Ч., Н. о взыскании неосновательного обогащения, с участием: представителя истца Цыганок, представителя ответчиков Моломдай, представителя третьего лица - Мэрии <адрес> Цыганок,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, <адрес> и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Н., Н., Ч., Н. о взыскании неосновательного обогащения, указывая на то, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства, направленного на реализацию Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в ходе которой выявлены нарушения федерального закона. Проверкой установлено, что Минстроем допущены нарушения требований Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, повлекшие незаконное получение в 2008 молодыми семьями социальных выплат в рамках данной подпрограммы, предназначенных другим лицам. Гражданка Н., действующая от имени молодой семьи - мужа Н., и от имени несовершеннолетних детей Ч., Н. с заявлением для участия в подпрограмме в мэрию <адрес> не обращалась. Как показала проверка, ответчики нуждающимися в улучшении жилищных условий Мэрией <адрес> не признавались, в списках участников подпрограммы «Жилище» не значатся. Статьей 51 Жилищного кодекса РФ определена категория граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, к которой семья Н. не относится. В отношении гр. Н. решение в порядке ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ не принималось, с соответствующим заявлением она не обращалась. При таких обстоятельствах Н. и члены его семьи не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и соответственно участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». Как показала проверка, при отсутствии решения о включении указанных молодых семей в список, сформированный мэрией <адрес> в предшествующем году, и в нарушение установленных Правил мэром <адрес> Н. выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья, что позволило незаконно получить социальную выплату в размере 663 840 рублей бюджетных средств, из которых 381 708 рубля республиканского бюджета, 282 132 рублей федерального бюджета. Н. в порядке Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, для получения социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ обратился в органы местного самоуправления. Зная о существующем порядке участия в подпрограмме, он, тем не менее, в порядке ст. 15 Правил для участия в подпрограмме в орган местного самоуправления по месту жительства не обращался. Просит взыскать с Н., Н., Ч., Н. в солидарном порядке сумму неосновательного обогащения в федеральный бюджет в размере 282 132 рубля, сумму неосновательного обогащения в бюджет <адрес> в размере 381 708 рублей.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов по <адрес>.

Представитель истца Цыганок, действующая на основании доверенности, иск поддержала, указав, что при выдаче ответчикам субсидии из средств бюджетов был нарушен установленный законом порядок. Данная семья нуждающейся в улучшении жилищных условий не признавалась. В Мэрию <адрес> с заявлением об участии в подпрограмме они не обращались, решения о включении их в программу нет.

Ответчики Н., Н., Ч., Н. в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Представитель ответчиков по доверенности Моломдай, наделенная ответчиками по доверенности правомочием делать от имени ответчиков любые заявления, не возражала о рассмотрении дела по существу исковых требований в отсутствие ответчиков, против чего стороной истца возражений не заявлено, поэтому суд признает явку ответчиков в судебное заседание не обязательной, а имеющиеся материалы дела достаточными для разрешения дела по существу.

Представитель ответчиков Моломдай, действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, указав, что данная молодая семья признана участником подпрограммы в установленном законом порядке, факт неосновательного обогащения отсутствует. Постановление Правительства РТ не отменено и не признано недействительным. Просил в иске отказать.

Представитель третьего лица Открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию <адрес>» в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица Мэрии <адрес> Цыганок с иском не согласился, указав, что порядок формирования документов соблюден. Списки и учетные дела формировала Мэрия на основании заявлений молодых семей, а затем сформированные учетные дела направлялись в Министерство строительства. Просил в иске отказать.

Представитель третьего лица Министерства строительства, жилищного и коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель Министерства финансов РТ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представителем Министерства финансов РТ представлен отзыв на исковое заявление, в котором указали, что с иском не согласны, данная молодая семья признана участником подпрограммы в установленном законом порядке, факт неосновательного обогащения отсутствует. Просит в иске отказать.

Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а), возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б), признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в), наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.6 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является одним из обязательных условий предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы.

Согласно пункту 6 вышеуказанных Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со п.15 Правил, для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее ДД.ММ.ГГГГ;

В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок принятия гражданина на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен ст.52 ЖК Российской Федерации.

Согласно ч.ч.3 и 4 ст.52 ЖК Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

В соответствии ч.ч.5 и 6 ст.52 ЖК Российской Федерации решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Таким образом, в силу ст.52 ЖК Российской Федерации доказательством, подтверждающим принятие на учет гражданина в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, является решение органа местного самоуправления о принятии на учет, вынесенное в виде отдельного акта органа местного самоуправления.

В материалах дела имеется справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная начальником отдела учета, приватизации и обмена жилья Мэрии <адрес> С о том, что Н., 1975 года рождения, действительно признана Мэрией <адрес> нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет с ДД.ММ.ГГГГ.

Однако данная справка не подтверждает постановку ответчиков на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку справка начальника отдела учета, приватизации и обмена жилья Мэрии <адрес> С не подменяет установленное законом решение органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства соответствующие документы, в том числе заявление о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Пунктом 15 Правил установлено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства соответствующие документы, в том числе заявление о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Такое заявление ответчиками не подавалось, что подтверждается представленными истцом материалами, копией материалов учетного дела, представленных Министерством строительства, жилищного и коммунального хозяйства РТ, Мэрией <адрес> такое заявление также представлено не было.

В деле имеется ответ Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сказано, что в связи с принятием Постановления Правительства <адрес> в феврале 2008 г. «Об утверждении списков молодых семей-участников республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» отдел учета, приватизации и обмена жилья получил задание о выдаче недостающих справок участникам программы. В отдел обращались сотрудники ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», приносили готовые папки и требовали выдачи справок молодым семьям, возражений не принимали, мотивируя тем, что список уже утвержден Правительством <адрес>.

Кроме того, согласно п. 17 Правил, орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.

Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы принимается органом местного самоуправления по каждому поданному заявлению молодой семьи индивидуально.

В нарушение указанного порядка решение Мэрией <адрес> о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы не принималось. Суду такое решение не представлено, хотя при подготовке дела к судебному разбирательству данное обстоятельство установлено подлежащим доказыванию.

Представленное Мэрией <адрес> мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по городскому округу «Город Кызыл <адрес>» на 2008 год» таким решением признать нельзя.

Согласно пункту 21 вышеуказанных Правил, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден сводный список граждан - участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года» на 2008 год по <адрес>.

Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в постановление Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в связи изменениями условий реализации подпрограммы, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в акты Правительства РФ по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей». Данным постановлением утвержден новый список молодых семей - участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года» на 2008 год по <адрес>. Согласно этого списка, Н. и члены её семьи включены в список молодых семей претендентов на получение социальных выплат в 2008 году по <адрес> в следующем размере: за счет средств федерального бюджета - 211 599 рублей, за счет средств бюджета РТ - 286 281 рублей..

Таким образом, из представленного суду постановления мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по городскому округу «Город Кызыл <адрес>» на 2008 год» и постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении сводных списков граждан-участников подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» на 2008 год по <адрес>» и об утверждении списка молодых семей- претендентов на получение социальных выплат в 2008 года по <адрес>» следует, что данные акты вынесены с нарушениями п. 21 Правил, поскольку ими не соблюден порядок утверждения списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на следующий планируемый год.

Доводы о том, что прежний, утвержденный в 2007 году список семей-участников подпрограммы, был аннулирован в связи отменой результатов конкурса по причине внесения изменений в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, и по указанию вышестоящей организации проведен новый конкурс и сформирован новый список, суд считает несостоятельным, поскольку при формировании новых списков молодых семей и проведении конкурса также подлежали применению нормы Правил.

Согласно договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Н., Н., Ч., Н., приобрели в собственность квартиру по адресу: <адрес> по цене 1 700 000 рублей.

В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права, выданными УФРС по РТ ответчикам принадлежит на праве собственности квартира по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Н. обратилась в Мэрию <адрес> с заявлением с просьбой выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей «Федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы.

Согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья от ДД.ММ.ГГГГ молодой семье в составе: супруг Н., супруга Н., дети: Ч., Н., являющейся участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей «Федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы, в соответствии с условиями этой программы предоставляется социальная выплата в размере 663 840 рублей.

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ Н. перечислено 663 840 рублей на счет С В качестве основания указано: расчет за квартиру согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за счет средств социальной выплаты по подпрограмме «ОЖМС» стоимость <адрес> 700 000 рублей.

Согласно ст. 1102 ГК Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Из содержания ст.ст.3, 1102 ГК РФ следует, что под неосновательным обогащением понимается имущество, приобретенное или сбереженное без установленных федеральными законами или иными правовыми актами - указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, оснований.

Таким образом, поскольку судом установлено что органом местного самоуправления - Мэрией <адрес> не принималось решение о признании семьи Н. участницей подпрограммы, решение органом местного самоуправления в отношении данной семьи о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не выносилось, то социальная выплата в общей сумме 663 840 рублей получена Н. и членами его семьи незаконно, в связи с чем, имеет место неосновательное обогащение и иск прокурора о взыскании с ответчиков в солидарном порядке суммы неосновательного обогащения подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск и.о. прокурора <адрес> к Н., Н., Ч., Н. о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.

Взыскать с Н., Н., Ч., Н. в солидарном порядке сумму неосновательного обогащения в федеральный бюджет в размере 282 132 рубля, сумму неосновательного обогащения в бюджет <адрес> в размере 381 708 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения - ДД.ММ.ГГГГ.

Судья         В.В. Дулуш